В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Хакамада. Государственный терроризм по отношению к бизнесу Назад
Ирина Хакамада. Государственный терроризм по отношению к бизнесу
Выступление на конференции "Розничная торговля в России"


Розничная торговля - это очень важная часть нереализованного экономического потенциала России. Это единственная отрасль, которая может развиваться очень быстро и эффективно вне зависимости от иностранных инвестиций, поскольку инвестором выступает сам народ.

Сегодня же розничная торговля приобретает еще большее значение, потому что высоко квалифицированная высококультурная розница несет абсолютно другой стиль жизни. С советских времен и до сих пор продавец остается для нас чужим. Мы привыкли, что это человек, который обладает монопольным ресурсом, перед ним надо унижаться, и поэтому он враг. Он против нас и потому, что скрывает объективную информацию о товаре. В рыночных условиях квалифицированная розница с высокоразвитым обслуживанием и дополнительным сервисом, когда главным становится потребитель, фактически воспитывает доверие между продавцом и потребителем.

Мы объявили о переходе от экономики производства к экономике потребления. На самом деле у нас нет экономики потребления, потребитель не является главным лицом нашей экономики, хотя формально масштабы розничной торговли увеличились.

Что же мешает? Почему сегодня задыхается такой эффективно потенциальный сектор экономики, который несет и новую производительность труда, и новую культуры, и воспитывает новый стиль человеческих взаимоотношений?

"Институт развития предпринимательства", который я создала, провел много исследований , консультаций со всеми консалтинговыми группами, которые занимаются этой проблемой, со многими руководителями розничной торговли.

Все вместе мы пришли к выводу, что существует на самом деле несколько барьеров. И первый из них, как это ни странно, вовсе не налоги. Это бюрократический барьер. Как называют его многие предприниматели, "государственный терроризм по отношению к бизнесу", а конкретно - чиновник, жаждущий взятки и живущий взяткой, потому что государство платит ему очень мало.

Когда я, руководя Госкомитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, добивалась подписания президентского указа о ликвидации бюрократических барьеров на пути развития предпринимательства, я считала, что это чисто мое изобретение, мое личное мнение. Но оказалось, что люди, профессионально знающие торговлю, думают точно так же.

На чем паразитирует чиновник?

Первое - это неурегулированность разрешительных процедур. Придя в Госкомитет, я сразу же собрала представителей пожарной инспекции и санэпидемстанции. Выяснилось, что инструкции, которыми они руководствуются, не менялись уже в течение 50-70 лет, и на самом деле ни один нормальный предприниматель их выполнить не в состоянии.

Классический пример - сегодня одно из требований санитарной службы к ресторанному бизнесу. Нужно иметь 100 кв. метров только на переработку продуктов, причем, три разделочных цеха: один для переработки мяса, другой - для овощей, третий - для подготовительных работ. Если маленький предприниматель решил открыть ресторан, то с учетом сегодняшних цен на недвижимость, непрозрачности рынка, огромного количества взяток, которые надо заплатить, чтобы с вами стали разговаривать, в состоянии ли он арендовать 100 кв. метров только под разделочные и подготовительные операции?

Как делается на Западе? Вы можете на 12-ти метрах и разделывать, и готовить, и мясо , и овощи, и никто вас не будет мучить. Требование только одно - раздельные доски. Как гарантируется нормальное приготовление? В любой момент могут взять анализ. Если этот анализ будет плохим, предприятие закрывается на следующий день! Все! Процедура простая и очень жесткая. Если бы и мы ввели подобные процедуры, упростив их, и при этом, ужесточив и сделав прозрачными, мы, наконец, преодолели бы этот барьер.

Вторая проблема - это очень высокая стоимость капитала, риск, обусловленный положением в стране, и абсолютно закрытый рынок недвижимости. Очень долго многие группы проверяли, почему в России оптовые рынки, которые не несут высокой производительности труда, не несут новой культуры в обслуживании, которые не обеспечивают качества, тем не менее, успешно конкурируют с современными цивилизованными формами розничной торговли. Оказалось, что, во-первых, они находятся в пятнадцатипроцентном финансовом преимуществе. Но дело не только в этом. Если вы попытаетесь построить супермаркет, то стоимость получения площадей и реализации проекта поднимется до 10 миллионов долларов, причем точно сумму невозможно просчитать заранее, потому что взятка, которая при этом дается - величина неопределенная. В результате преимущество получают иностранные инвесторы, которые часть средств от основного бизнеса используют для розничной торговли, может быть даже с убытком, но, просчитывая наперед, что в будущем они окупятся. И проигрывает отечественный предприниматель, поскольку он не может, нет у него таких огромных стартовых средств, чтобы позволить себе убыточное производство или убыточную торговлю на длительное время. Только ни в коем случае не надо делать такой вывод: давайте зажмем оптовые рынки. Наоборот - чтобы прийти к цивилизованной розничной торговле, нужно упрощать все процедуры, снижать все налоги и при этом создавать новые условия для инвестирования в этот сектор экономики.

С идеей одного из таких способов я выступила еще в Думе. Мы довели этот закон до подписи Президента, но его Администрация не смогла выполнить свою часть работы. Это закон о кредитных союзах. Идея его заключалась в следующем: на основе закона о некоммерческих организациях дается возможность не только физическим лицам, но и юридическим лицам объединять свои средства, превращать их в кредитные ресурсы и заниматься взаимным кредитованием внутри этого союза. В этом случае все операции по переходу денег с одного счета на другой, во-первых, официально являются кредитными наравне с банковскими, а во-вторых, не облагаются налогом, поскольку они не выходят за рамки этого предприятия. Те же операции, которые выходят за рамки кредитного союза, чтобы заработать и получить еще большие деньги, они уже облагаются нормально, как и полагается в любой финансовой структуре.

Я и сейчас считаю эту идею жизнеспособной. Конечно, мы не можем создавать и стимулировать никакие пирамиды, но для малых и средних предприятий, особенно, в торговле, где требуются быстрые оборотные средства и нет возможности брать под огромный процент в 30% годовых, кредит в больших коммерческих банках, взаимное кредитование - единственный реальный выход.

И, наконец, еще одна идея. Она касается цивилизованного диалога между бизнесом и государством. Только наладив такой диалог, добившись взаимного доверия, а прежде всего доверия государства к бизнесу, мы создадим, наконец, условия для развития конкурентоспособного отечественного производства и торговли.

Я готовлю проект закона согласно которому ни одно решение, ни в одной отрасли не может приниматься на уровне Правительства и Парламента без учета мнения общественной организации, которая объединяет предпринимателей данной отрасли, то есть отраслевого союза предпринимателей. Как все знают, прецедент такой уже есть - Топливный союз, благодаря своим усилиям, не заплатив ни копейки, а просто обидевшись на государство за то, что оно попыталось ввести дополнительный налог на каждый пистолет, оставив все остальные налоги, сумел доказать и общественному мнению, и депутатам Государственной Думы, что таким образом мы убиваем цивилизованный бизнес и опять заталкиваем его в "серую" колонку. Правительство давило, Международный Валютный Фонд негодовал, но закон не прошел.

Сейчас Топливный союз начинает новый диалог на основе собственного компромиссного проекта закона. Налог, который хотело правительство, принимается, но уже с другими ставками, в иной связи с другими налогами. То есть идея моего закона следующая: хотите вводить что-то новое, хотите убрать что-то старое - вы должны сесть за Круглый стол с представителями отрасли.

И вот тут возникает решающий вопрос: а кто будет представлять отрасль в таком диалоге? Пока предприниматели не объединяться в отраслевой союз, выступающей с единой цивилизованной программой, они не заставят власть беседовать с собой, потому что власть всегда уважает только силу. Пока бизнес разрознен, пока предпринимателя не доверяют друг другу, они не смогут ни создать кредитные союзы, ни найти собственные источники финансирования, ни противостоять бюрократии и криминалу.

А самое главное, не смогут показать российскому общественному мнению свое новое цивилизованное лицо. Никакие политики, никакие журналисты не создадут новый образ предпринимателя как главной надежды России, как главного создателя её будущих богатств, если на этот образ не поработают хорошенько сами предприниматели.

13 октября 1999 г.
http://hakamada.ru/Archive/1337/401

Док. 306187
Перв. публик.: 13.10.99
Последн. ред.: 20.05.07
Число обращений: 371

  • Хакамада Ирина Муцуовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``