В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Хакамада. Не подмажешь - не поедешь! Назад
Ирина Хакамада. Не подмажешь - не поедешь!
Чем более шумный и скандальный характер принимает борьба с коррупцией, тем дальше она уводит нас от сути этого явления, воистину ставшего национальным бедствием России. В азарте охоты на высокопоставленных коррупционеров забывается, что это лишь один, самый эффектный, но далеко не самый эффективный способ защиты. В грандиозном обороте взяточничества едва ли не превосходящем доходы федерального бюджета преобладают вовсе не эти поражающие воображения суммы, которые всплывают в разоблачительных статьях. Истинную цену коррупции определяют скромные, "детишкам на молочишко" поборы, которыми армия мелких , невидных чиновников облагает тех, кто находится от них в зависимости. А в условиях России это означает - всех.

Можно ли победить коррупцию? Уничтожить, извести под корень - нельзя, потому что это зло естественное, оно в природе человека и в природе государственной власти. А вот максимально подавить, свести до масштабов, совместимых с нормальным биением пульса экономической жизни - эта цель вполне реальна.

Ограничить коррупцию можно ровно в той степени, в которой расширяются функции общества по отношению к государству и ровно в той степени, в какой усиливается роль государства в обеспечении свободы и прав человека. Когда "Союз Правых Сил" говорит о социальном договоре между обществом, наделенным исключительным правом распоряжаться своей судьбой и государством, обслуживающим его как менеджер, - это и есть самая реалистическая и надежная программа борьбы с коррупцией.

Но кое-что можно сделать уже сейчас, пока сохраняется зависимость бизнеса от государства, а чиновник остается главным вершителем человеческих судеб. Такую задачу и ставит перед собой Антикоррупционный комитет, созданный по инициативе Сергея Степашина, куда в числе других политических и общественных движений вошел и "Союз Правых Сил".

Необходимы условия, при которых взятка не будет для предпринимателя, учителя, врача единственным способом решения насущных жизненных проблем. В первую очередь речь идет о повсеместном создании центров защиты, которые сделают борьбу с коррупцией конкретной и предметной. В каждом случае, когда бюрократ начинает издеваться над человеком, ущемляя его законные права, - при лицензировании, при выдаче документов, при различного рода проверках, - человек будет обращаться в суд, опираясь на поддержку профессиональных адвокатов. И только тогда общество поднимет настоящую волну борьбы с коррупцией.

Вторая линия обороны лежит в сфере законодательной. Чтобы искать защиту у суда нужно самому быть чистым перед законом, а этого про себя сегодня сказать не может никто. Вместо правового государства мы строим правовой беспредел. Законы противоречат друг другу и статьям Конституции, бесчисленное множество подзаконных актов и ведомственных инструкций противоречат букве и духу закона, а все вместе противоречит естественной логике жизни.

Сопряжение этих двух линий изменит все социальное поведение. Если закон исполним, нормальный человек предпочитает следовать ему, а не превращаться в нарушителя. Если есть реальная возможность защититься от бюрократического произвола, человек сопротивляется, а не прибегает к взятке - у кого сколько на нее есть.

А пока нет ни того, ни другого вести борьбу с коррупцией под лозунгом поиска виноватых - значит объявлять войну собственному народу.




"Ведомости"
14 октября 1999 г
http://hakamada.ru/Archive/1337/402

Док. 306178
Перв. публик.: 14.10.99
Последн. ред.: 20.05.07
Число обращений: 389

  • Хакамада Ирина Муцуовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``