В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Хакамада: В правительстве даже женщина - рабочая лошадка Назад
Ирина Хакамада: В правительстве даже женщина - рабочая лошадка
- Ирина, как только вас назначили главой комитета, вы пообещали обнародовать программу действий...

... и я ее обнародовала через неделю после вступления в должность.

- Тогда напомните, пожалуйста, основные положения.

B принципе их три. На первом этапе моя задача, как у хирурга или скульптора, - убрать все лишнее, то, что мешает малым предприятиям динамично развиваться. Конечно же, это лишние налоги, лишние регистрационные процедуры... Чем быстрее мы это сделаем, тем лучше. Реально работающие малые предприятия наконец-то вздохнут свободнее. Затем чиновники, и я в том числе, должны разработать концепцию господдержки небольших предприятий. Ну и последнее, надо разобраться с кредитно-денежной политикой: вложения в малый бизнес должны стать менее рискованными и более эффективными. Государство должно поддерживать не отдельные малые предприятия, а систему в целом.

- Как отличить малое предприятие от среднего или большого?

По числу работников. Малыми считаются предприятия, на которых работает не больше 100 человек. Однако проект Налогового кодекса содержит ряд довольно интересных нововведений. Во-первых, он устанавливает для малых предприятий размер предельного оборота средств. На мой взгляд это разумно, ведь 5 высокопрофессиональных брокеров, работающих под одной крышей, могут запросто прокручивать многомиллиардные сделки. Такое предприятие малым никак не назовешь. И во-вторых, кодекс запрещает относить к малым фирмы, которые торгуют водкой, сигаретами, словом - подакцизными товарами, или занимаются финансовыми операциями. С этим я тоже согласна.

- Вы везде ратуете за снижение налогов, а правительство скорее увеличивает фискальное бремя. Как вы себя чувствуете в столь непростой ситуации?

Просто так я бы в правительство не пошла. Будучи депутатом, я работала с Министерством экономики, поэтому знаю, что там уже разрабатывают объединенный налог для малых предприятий. Смысл в том, чтобы обязать предприятие раз в квартал платить фиксированную сумму, на языке профессионалов, вмененного налога. Это удобно для малого бизнеса. Один раз заплатил и потом работаешь на себя. Но здесь главное - не переборщить. Надо установить максимальный размер налога и поправочные коэффициенты, чтобы избежать традиционной для нас уравниловки. Полгода назад со мной об этом говорил Виктор Степанович Черномырдин, а затем меня вдохновил Немцов, который сказал: "Один очень простой налог, радикальные схемы и вперед. Не выйдет - значит не выйдет, но бороться надо". Все это я сопоставила и поняла, что мои действия не будут противоречить политике правительства, конечно при условии, что оно выплатит долги.

- Отчет правительства перед президентом на некоторое время перенесен, но не отменен. Будут, наверное, кадровые перемещения. Как вы считаете, при решении кадровых вопросов имеют значение личные симпатии, антипатии, какие-то общечеловеческие соображения?

Я в правительстве совсем недавно, но мне кажется, человеческие отношения играют там большую роль, чем формальные. Причем как в хорошем, так и в плохом смысле.

- А вы лично столкнулись с влиянием этого фактора? Как к вам относятся мужчины в правительстве?

Совершенно спокойно. В правительстве не имеет значения, женщина ты или мужчина. В парламенте хотя бы комплименты говорят, а в правительстве абсолютно сухая рабочая обстановка.

- И поэтому не говорят комплименты?

Я вам скажу, что такое депутат и что такое правительственный чиновник. У депутата есть все необходимое для работы: компьютеры, радиотелефоны, деньги для содержания штата помощников, подписка на кучу журналов, выход в Интерент, доступ ко всем информационным агентствам. При этом никто, кроме избирателей, не вправе контролировать, как работают народные избранники. Одни из них делают себе публичное лицо, вторые - зарабатывают деньги, третьи бесплатно учатся всему чему только можно, и, наконец, четвертые с утра до ночи пишут законы.

Теперь - правительство. У меня - Госкомитет. Телефоны могут в любую секунду отключить (я задолжала телефонной сети), у меня нет денег на журналы, нет доступа в Интернет и к российским информагентствам, хотя мои сотрудники должны быть в курсе последних новостей. Я никого не могу отправить в командировку, а мы должны ездить по стране. Более того, я не имею права ехать за счет приглашающей стороны - это расценивается как взятка.

- И тем не менее государственный аппарат, частью которого вы являетесь, съедает колоссальные деньги. Одного имущества на триллионы долларов. В "Белый дом" и Кремль изготавливают на заказ лампы из золота...

Я готова на бартер: меняю гипотетическое золото на компьютеры с оплаченным Интернетом.

- Что должно произойти, чтобы наступил перелом в экономике, в политике?

Cмениться поколение. Мы обречены быть перемолотыми жерновами непопулярных реформ, стать жертвами переходного состояния общества, но если мы сядем сложа руки, то и через поколение ничего не изменится. Я уже не раз рассказывала одну притчу, но повторюсь. Иноземному царю подали замечательное блюдо: огромную тарелку с варенными раками, которые почему-то шевелились. Царь спросил: - Почему блюдо шевелится? - А там внизу один живой - ответили ему.
Мораль: мы живые, должны стать оптимистами и шевелиться из последних сил.

- А давайте предположим, что царь съел всех варенных и попросил приготовить к употреблению последнего, живого рака. Ну съест он и его, а дальше то что?

На вашу шутку отвечу шуткой: надо подать блюдо так, чтобы царь насытился прежде, чем доберется до последнего.

- Короче, правительство большое... Вернемся к малому бизнесу. Существуют какие-нибудь правдоподобные данные о том, что происходит сейчас с малым предпринимательством в России?

Mеня чуть ли не на второй день после назначения ознакомили с последними данными Госкомстата. Оказалось, что есть серьезные проблемы. Первая - предприниматели не подают достоверных сведений о своей деятельности. Кроме того, сегодня невозможно просчитать долю малых предприятий в теневой экономике, в валовом внутреннем продукте, количество не только зарегистрированных, но и ликвидированных предприятий и, таким образом, косвенно сравнить, насколько реально они работают на экономику страны. Поэтому одна из моих ближайших задач - включить в работу Госкомстата подобные расчеты, а потом ломать голову над тем, где взять на это денег.

- Статистика, конечно, вещь нужная, но от того, что она станет точнее, предпринимателям легче не будет. Не лучше ли найти деньги на то, чтобы избавить их от так называемой бандитской крыши?

Bо-первых, без статистики нельзя выработать концепции: чем и когда помогать малым предприятиям. Во-вторых, нельзя требовать от государства охраны каждого отдельного предприятия. Лично мне нравится как эту проблему решили в Нижнем Новгороде. Руководители некоторых малых предприятий, на которых наехали бандиты, приходили в РУОП и просили защиты у милиционеров. Они платили небольшие суммы околоруоповским структурам, которые немедля выставляли охрану, брали под контроль инкассацию денег...

- Допустим, но ведь, заплатив налоги в казну, мы перечислили деньги в том числе и для нужд МВД. Зачем платить второй раз?

Hо тогда не надо платить за метро, за поездки по железной дороге, в общественном транспорте - мы же заплатили налоги! Наша налоговая система неэффективна, но это требует отдельного разговора. Я придерживаюсь принципа разумного расчета: если по другому нельзя, значит надо платить дважды, лишь бы результат был положительный. Всегда нужно искать компромисс. Иногда мне говорят: ну чего ты носишься со своими малыми предприятиями? Вот дашь им льготное налогообложение, все станут малыми предприятиями, будут таким образом уходить от налогов. Можно подумать, сейчас все исправно платят. Когда задаешься целью сделать экономику абсолютно справедливой, она получается абсолютно несправедливой. Мне говорят, что малые предприятия много воруют. Но когда воруют огромные монополии, цена в тысячи раз больше, может разрушиться вся экономика. Малые предприятия по определению не могут ее разрушить.

- Фирму легко открыть, а закрыть невозможно. Изменит ли эту ситуацию 1998 год?

Вряд ли. У меня главная задача на будущий год пробить новую налоговую систему. А эффект она даст только после того, как будет полностью внедрена.

- За это время предприятия не умрут естественной смертью?

Нет, они очень живучие. Другое дело, что темпы роста будут замедленные. Малые предприятия начнут прибавлять в весе только с общим ростом экономики. Если мы хотим достичь этого раньше, надо менять налоги.

- Как вы думаете, сможет ли малое предпринимательство реально влиять на развитие нашей экономики?

Элементарно. Обратимся к статистике. Оказывается, что при официальном росте безработицы реальные доходы некоторых групп населения начинают увеличиваться. За счет чего? За счет скрытой занятости. Числясь на заводе, который стоит, люди начинают организовывать любые виды бизнеса: жить-то надо. Более того, в регионах где государство меньше всего тратит деньги на прямые дотации предприятиям, темпы развития малого предпринимательства самые высокие. Наш народ делает невозможное, он хочет выжить, он вопреки госполитике создает малые предприятия. Другое дело, что в правительство, парламент, Совет Федерации и другие властные структуры крупные предприятия приходят с важным видом, а малые бредут на полусогнутых. Оно и понятно: куда им состязаться в лоббизме, к примеру, с тойже Ассоциацией российских банков.

- Ваши родственники в Японии случайно не малым бизнесом занимаются?

Нет. Мой брат - философ. Печатает книги, труды, иногда выступает по телевизору.

- А что делает ваш сын?

Он студент экономического факультета МГУ. Никакой протекции я ему не оказывала. Поэтому он всего добмвается сам. Денег я ему не даю, поэтому он работает по ночам, но зато уже сам себя кормит и одевает. Мой принцип воспитания: не выживешь сейчас - не выживешь. Пусть крутится.

- С каким призывом вы хотели бы обратиться к тем, кто работает в сфере малого бизнеса?

Призыв первый: объединяйтесь! Учитесь лоббировать свои интересы, предлагать серьезные законодательные инициативы. Совет тем, кто собирается начать свое дело: сначала наберитесь опыта, поработайте на других малых предприятиях и только потом создавайте что-то свое. Иначе прогорите.

Записал Вячеслав Кузьмин


"Комсомольская правда"
17.12.1997
http://hakamada.ru/Archive/1334/1336/364

Док. 306098
Перв. публик.: 17.12.97
Последн. ред.: 19.05.07
Число обращений: 407

  • Хакамада Ирина Муцуовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``