В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Хакамада. Все о коррупции Назад
Ирина Хакамада. Все о коррупции
Резиновые куклы

Когда власть не справляется с обязательствами, которые напринимала, ее первое инстинктивное движение - перевести на кого-то справедливый гнев общества. Самый проверенный способ - подсунуть народу какую-нибудь ярко размалеванную надувную куклу. Лупя ее по резиновым бокам, люди выпускают пар и не задают власти неудобных вопросов: а что ты тут, собственно, делаешь? Зачем ты, власть, нужна?

В нашей истории таких кукол было множество, от кулаков и вредителей до нерадивых хозяйственников. А сейчас, по тем же испытанным рецептам, раздувается новый резиновый монстр - миф по принципу: есть человек - есть коррупция, нет человека - нет коррупции.

Крепко сколоченный миф всегда опирается на живые, неоспоримые факты - иначе кто бы в него проверил? Действительно, коррупция в России стала настоящей моровой язвой, разрослась до масштабов самого государства, ворочает средствами, превосходящими доходы федерального бюджета. Действительно, она тянет за собой бесконечную цепь несчастий, не только сегодняшних, но и предстоящих, уходящих далеко за горизонт. Но всему, что касается причин, источников, а значит, и способов борьбы, миф дает свою трактовку, далекую от реальной жизни.

Начать хотя бы с дежурных упоминаний коррупции в ряду "негативных последствий реформ". Как об уродливом, но неизбежном спутнике рыночных отношений. Не было рынка - не было у нас и коррупции, появился рынок - и она тут как тут. Нас заставляют забыть, что Советский Союз был насквозь коррумпированной страной. Слово такое, правда, было не в ходу. Мы говорили по-другому - "блат". Все мы, и как частные лица, и как представители официальных структур, были так или иначе включены в систему взаимных услуг, "я - тебе, ты - мне", и это был единственный социальный механизм, который действовал безотказно и бесперебойно. Та же коррупция, только в неденежной, натуральной, бытовой форме. Это даже скучно доказывать. Что же до больших государственных чинов, то формально коррупция отсутствовала, т.к. чиновник владел всеми и вся. Нищему народу незачем было "подмазывать" государственную машину. Если стоит оглядываться назад, то только чтобы поставить более продуктивный вопрос: почему, сильно изменившись во многом другом, в этом отношении страна осталась прежней?

У резиновых кукол, которых выкидывают народу на расправу, - узнаваемые лица и знаковые позиции в политической и экономической суперэлите. Это заодно добавляет и морального веса борцам с коррупцией: все видят, на кого они замахиваются, как влиятельны и несметно богаты их противники! Отсюда и главная стратегия борьбы, навязываемая мифом: уберите одних, и придут другие - хорошие, честные прокуроры, министры и т.д.

На самом же деле у российской коррупции совсем другое лицо, хоть это, естественно, не амнистирует высокопоставленных взяточников. У нее лицо маленького человека, несоизмеримого с разбухшей армией больших, средних и мелких голодных чиновников.

На роль Святого Георгия Победоносца, готового сразить этого страшного дракона коррупции, миф назначает правоохранительную систему. И это еще одна иллюзия. Полицейский аппарат бывает эффективен, когда он ополчается против исключения из правила, а справиться с тем, что стало нормой жизни, ему не по силам. Даже если мы наберем достаточно людей в форме, чтобы взять под контроль всю армию чиновников. Результат будет только один - взяточники поднимут свои тарифы, чтобы было чем откупаться от контролеров.

Надо еще хорошо представлять себе, как далеко ушли вперед коррупционные технологии. Широко практикуется, например, так называемый "откат" от заказных работ. На вид, все чисто, все законно. Вот договор, вот сданная работа, вот платежные документы. А что работа осталась пылиться в столе, поскольку изначально была никому ни на что не нужна - это вещи непроверяемые и недоказуемые.

Миф упорно подводит нас к тому, что главный источник коррупции лежит в самой системе рыночных отношений. Это вообще полная чепуха. Связь между рынком и коррупцией обратна по смыслу: не он ее порождает, а она его убивает. Все деловые отношения - поставщиками, партнерами, покупателями - устанавливаются не по естественным законам рынка, а под диктовку чиновника, по его усмотрению, на выгодных ему одному условиях. Под давлением коррупции рынок становится фикцией, мертвой декорацией, в которой развертывается нерыночное, неэкономическое поведение всех действующих лиц.

Миф не идет дальше попыток посчитать деньги в карманах у нечестных людей: сколько они присвоили неправедным путем? Для целей мифа этого достаточно. Но истинные потери остаются за кадром. Когда коррупция становится способом устроения экономики, чиновники не только действуют - они и бездействуют, исходя из своекорыстных соображений, во сколько же федеральных бюджетов реально оценивается упущенная выгода?

Вечный источник

Можно ли победить коррупцию? Если подразумевать под победой полное, окончательное уничтожение, то я сразу скажу - нельзя. Точно так же, как невозможно искоренить все болезни, отменить ураганы и тайфуны или сделать так, чтобы никто никогда не умирал. Нельзя ликвидировать зло, которое заложено в природе, в том числе и человеческой. Пока существует власть, сохраняется почва для злоупотребления властью. Пока существуют деньги, они будут искушать и сбивать людей с праведного пути. И никакая проповедь, никакой отбор, контроль, или репрессии ничего с этим не поделают. Даже при Сталине, в атмосфере всеобщего страха и тотальной слежки всех за всеми, коррупция сумела уцелеть.

На самом деле, что делает одни страны безоружными перед этой напастью, а в других она хоть и присутствует, но где-то за скобками, не ломая важнейших социальных и экономических процессов?

Почему не берут взяток полицейские на американских дорогах? Все очень просто. Во-первых, полицейский назначает штраф, но не взимает деньги. Он только выписывает квитанцию, которую нарушитель, если он не признает за собой вины, может оспорить в суде. А во-вторых, невозможно уговорить полицейского, чтобы он "не заметил" нарушения. Попытавшегося это сделать, может быть, и не посадят, но уж в наручниках он уедет с места происшествия наверняка. Не станет человек ради эфемерной разовой выгоды рисковать служебным положением, если оно прекрасно обеспечивает его и всю его семью.

Сравним: как работают рынок и бюрократия? У низ разные правила игры. Частные фирмы живут за счет собственных средств. Они не держат лишних людей. Функции и мера личной ответственности каждого работника в аппарате четко определены и уравновешены. Чем выше полномочия - тем выше ответственность.

А государственные структуры, и в этом вся суть проблемы, живут за счет ресурсов всей страны. Они могут оказаться абсолютными банкротами по сути, но фактом это банкротство не станет никогда. В самих принципах существования бюрократии заложено огромное, неразрешимое противоречие - между мерой полномочий и степенью личной ответственности. Каждый чиновник, даже самый мелкий, - носитель Власти.

Поэтому можно сказать, что коррупция - это естественный побочных продукт жизнедеятельности государственного аппарата. К известному закону Паркинсона, гласящему, что бюрократия всегда стремиться к саморасширению, я бы добавила еще один: насколько ей удается это стремление удовлетворить, настолько же повышается ее коррумпированность.

Есть страны, где коррупция проявляется не более, чем в разовых эксцессах, пусть даже очень шумных. Присмотревшись к тому, по каким правилам работает в этих странах государство, мы выезде видим одну и ту же картину. Власть занимается не правлением, а управлением - как управляет корпорацией высококлассный менеджер, ни на минуту не забывающий, что не он здесь хозяин. Хозяин - гражданское общество - контролирует власть. И уже в силу этого во всех своих действиях она абсолютно прозрачна. Поле деятельности государства ограничено, в него входит только то, с чем общество не справляется.

У нас же все получилось в точности наоборот.

Государственный аппарат по численности превосходит средний класс - главную движущую силу свободной экономики. Не стихия рынка разлилась у нас шире, чем ей положено, а наоборот, бюрократия ее ограничила где только могла, навязала свои порядки, заставила работать на себя.

Каким должен быть заработок у государственного служащего? Наверное, не меньше, чем у менеджера в преуспевающей компании! Но поскольку чиновников слишком много, то и платят им гроши. Другое дело, что большего они часто и не заслуживают - никакой личной ответственности не несут, что делают, не понимают, выступают в роли мальчиков и девочек на побегушках. Но все равно прожить на их крошечные зарплаты можно только при условии, что попутно вы начнете приторговывать хоть каким-то административным ресурсом...

План на завтра

Нетрудно понять, почему тема борьбы с коррупцией стала главным козырем едва ли не у всех политических сил, вступивших в острейшую предвыборную конкуренцию. Это действительно враг - всеобщий и смертельный. Или мы его, или он нас. Ничего не надо долго объяснять: прибавьте металла в голосе, продемонстрируйте, что готовы идти до конца - и избиратель ваш.

Удивительно другое. Почему все крупные политики, поднимающие это знамя так старательно обходят главный вопрос: где корни явления? Ни "Отечество - Вся Россия", ни коммунисты, ни даже "Яблоко" вкупе с Болдыревым - никто, по сути, не выходит за рамки примитивного мифа, сводящего всю проблему к противостоянию плохих людей с хорошими, бесчестных - с честными. В логике политического действия это не может обернуться ничем, кроме самого вульгарного противоборства кланов, оспаривающих друг у друга наилучшие места под солнцем. Кто больше преуспеет в охоте за убойным компроматом, тот и окажется наверху.

Почему же никто не решается додумать до конца свою собственную бесспорную мысль о том, что коррупция несовместима ни со здоровым развитием экономики, ни с социальной справедливостью, ни с торжеством права? Я вижу только одну причину. В силу особенности нашей истории мы никак не можем отрешиться от средневекового благоговения перед властью, как перед Богом - всесильным, всезнающим, всемогущим. Что с того, что мы позволяем себе поносить президента последними словами? В глубине души мы все равно остаемся не гражданами, а подданными, имеющими только те права, которые соблаговолит ниспослать нам власть. Мы даже себя, Россию, называем то "страной", то "государством", не чувствуя принципиальных различий между этими словами.

Именно поэтому, чем больше у нас все меняется, тем больше остается по-старому.

Государственный фетишизм объединяет и роднит всех - и тех, кто отождествляет себя с властью, и тех, кто никогда не будет к ней причастен. Как может власть лишиться своего священного ореола? Как может она стать простой, доступной, понятной, полезной, наподобие няни в доме? И чтобы так же она ориентировалась в первую очередь на то, что нужно нам, и прислушивалась к замечаниям, и вообще, грубо говоря, знала свое место... Эта идея, такая естественная, единственно возможная для человека, выросшего в свободном обществе, не проходит через наши душевные фильтры.

А пока поговорим о другом. Что можно уже сейчас, пока реформа власти, гарантирующая обуздание коррупции, остается делом неопределенного будущего?

Я вижу три линии, которые должны сойтись воедино.

Кому это интересно или по службе положено, пусть продолжают отстрел титулованных мздоимцев. Нам же следует опуститься на землю и все внимание сосредоточить на том, что происходит здесь. Почему берут взятки, более или менее понятно. А вот почему их дают? Ведь это и по закону, и по жизни ничуть не меньший криминал! Разобрав по косточкам достаточное количество историй, мы убедимся, что при огромной пестроте мотивов и поводов едва ли не все они строятся по одной общей модели. Человеку необходимо что-то получить или от чего-то отбиться, это для него чрезвычайно важно, но по-другому эта проблема не решается. Нет альтернативы взятке!

Необходимо, чтобы такая альтернатива появилась - надежная, общедоступная, опирающаяся на право и закон. Нужна сеть центров защиты прав человека как особая форма социального обслуживания. И платного, и бесплатного - для тех, у кого нет денег для приглашения квалифицированного адвоката. Нужна судебная реформа, которая сделает судопроизводство оперативным и четким. Тогда выходом из любого столкновения с чиновным вымогателем, чего бы оно не касалось, станет не обещание "отблагодарить", а обращение в суд. Тогда изменится и социальное поведение людей, а затем и их психология, что чрезвычайно важно: операция по укрощению зарвавшейся демократии прежде всего должна пройти в массовом сознании. Борьба с такими монстрами, как коррупция, может .быть успешной, только если она начинается снизу, питаясь энергией всего общества.

Вторая линия борьбы с коррупцией: прояснение и уточнение правил, по которым мы живем, действуем, зарабатываем деньги, вступает в отношения с миром, устраиваем свой быт. Чтобы эти правила выполнялись, они должны быть удобны - не чиновнику удобны, а нам. Российские законы не отвечают этому требованию. Если строго следовать всем прописанным на бумаге нормам, любая деятельность становится невозможной. Приведение в порядок законодательной базы - огромная кропотливая, необычайно трудоемкая работа, но приниматься за нее необходимо. Если мы и в правду собираемся объявить взяточникам войну, то с этого и надо начинать - с очистки мутной воды, в которой так удобно плавать коррумпированному чиновнику.

Третья линия должна коснуться самого государственного аппарата. Чтобы сделать его более компактным и эффективным, не нужно дожидаться времен, когда станет возможна радикальная реформа власти. Достаточно присмотреться к тому, с каким скрипом крутится эта громоздкая, неповоротливая, не поспевающая за жизнью машина, чтобы понять как нелепа ее структура, и сколько в ней лишних, неработающих звеньев. То и дело важнейшие решения запаздывают, и не потому, что кто-то их тормозит специально, а просто таков предписанный путь государственной бумаги из кабинета в кабинет, с одной иерархической ступени на другую. И самое срочное дело - сокращение численности чиновников со значительным повышением зарплаты для оставшихся.

Когда эти три линии сомкнутся воедино, можно будет с чистой совестью сказать, что Россия и вправду начала изживать коррупцию.

"Известия"
3 ноября 1999 г
http://hakamada.ru/Archive/1334/1335/321

Док. 306088
Перв. публик.: 03.11.99
Последн. ред.: 19.05.07
Число обращений: 346

  • Хакамада Ирина Муцуовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``