В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Перед Алексеем Улюкаевым стоят все те же сложные проблемы Назад
Алексей Ведев: Перед Алексеем Улюкаевым стоят все те же сложные проблемы
Алексей Леонидович, новым первым зампредом ЦБ стал Алексей Улюкаев. Как вы оцениваете это назначение?

Назначение А. Улюкаева на должность первого заместителя председателя ЦБР фактически является решенным вопросом. Переход ключевых сотрудников Министерства финансов РФ в Центральный банк стал уже традицией (напомним, что О. Вьюгин также был первым заместителем министра финансов РФ). Более того, ключевые сотрудники Министерства финансов РФ уже традиционно делегируются на руководящие должности в ЦБР. Однако по-прежнему основной проблемой регулирования денежной политики является несогласованность целей и задач Минфина РФ и ЦБР - в области контроля над темпами инфляции, обменным курсом рубля, управления внутренними долгом, стерилизации избыточного предложения и прочих задач.
В условиях сохранения высокого уровня цен на нефть и прочие энергоресурсы финансовая сфера России подвержена воздействую внешнего шока, вследствие чего перед российскими денежными властями встает проблема выбора между стабильным обменным курсом рубля и расширением денежного предложения (одновременно с провоцированием ускорения инфляции). Ситуация могла бы быть иной в случае развитых финансовых рынков и национальной банковской системы, но текущее их состояние подтверждает именно невозможность национальных финансовых институтов аккумулировать избыточные средства. В результате российские финансы характеризуются сегодня как избыточным объемом денежных ресурсов в экономике, так и отсутствием инструментов, способных их нейтрализовать либо аккумулировать в рамках различных фондов в интересах поступательного развития национальной экономики.
Нынешнее положение в кредитно-денежной сфере неоднозначно. С одной стороны, ситуация в российской финансовой сфере достаточно устойчива. Валютные резервы находятся на высоком уровне (и даже на избыточно высоком), темпы инфляции формально низкие, а обменный курс рубля по отношению к основным мировым валютам стабилен.
С другой стороны, по меньшей мере 15 млрд. долл. (около 450 млрд. руб.) могут быть квалифицированы как свободные средства в банковской системе (размещены в ЦБР в виде остатков коммерческих банков на корреспондентских счетах или на банковских депозитах в ЦБР с доходностью 0.5-2.0% годовых). Далее, доходность наиболее ликвидных и наименее рискованных облигаций (федеральных, муниципальных и корпоративных) находится на уровне 6-8% годовых, т.е. ниже уровня текущей инфляции. Дополнительно, ряд рынков (рынок акций российских компаний, рынок московской недвижимости и другие) могут быть охарактеризованы как "перегретые".
Таким образом, вновь назначенный первый заместитель ЦБР А. Улюкаев, который будет отвечать за реализацию кредитно-денежной политики, столкнется со следующими проблемами:
- наличием сравнительно высокого объема свободных денежных ресурсов в национальной сфере;
- низким развитием национальных финансовых рынков и банковской системы, неспособностью аккумулировать избыточные финансовые ресурсы и обеспечивать их трансформацию в инвестиций;
- переоцененностью ряда активов (прежде всего российских акций, облигаций, а также недвижимости);
- избыточным уровнем валютных резервов и накоплений Министерства финансов в виде Стабилизационного фонда с точки зрения проведения дальнейшей стабилизационной политики.
Решение перечисленных задач будет зависеть главным образом от согласованности действий различных ветвей денежных властей, прежде всего от политики Министерства финансов РФ и ЦБР. В предыдущие годы была надежда на то, что первые заместители председателя ЦБР, отвечающие за денежную политику (С. Алексашенко, О. Вьюгин, а теперь и А. Улюкаев), смогут консолидировать усилия денежных властей в области нейтрализации внешнего шока и в согласованном содействии восстановлению и регулированию национальных финансовых рынков и банковской системы. В предшествующие годы этого не произошло, в результате чего "случился" системный финансовый кризис в августе 1998 г. и ситуация в национальных финансах была такова, какова она была. Перед новым первым заместителем ЦБР будут стоять все перечисленные выше задачи, от решения которых будет зависеть не только состояние российской финансовой сферы, но и всей национальной экономики. В данном контексте персональные назначения настолько же важны для состояния российских финансов, насколько и предлагаемая программа проведения кредитно-денежной политики и ее реализация.
Есть все основания полагать, что нынешняя денежная политика ЦБР продолжится и в будущем (в рамках предполагаемых новых назначений). Но при этом не представлены (и, скорее всего, отсутствуют) альтернативные предложения по ее проведению в среднесрочной перспективе (особенно в рамках внешнего шока). В этом случае сохранятся все перечисленные выше негативные проявления в финансовой сфере России, требующие их скорейшего разрешения.

12 апреля 2004

http://www.opec.ru

Док. 305687
Перв. публик.: 18.05.04
Последн. ред.: 18.05.07
Число обращений: 335

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``