В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Russian competitiveness: значительная часть экономики просто умрет Назад
Алексей Ведев: Russian competitiveness: значительная часть экономики просто умрет
Алексей Леонидович, одно из крупнейших рейтинговых агентств Finch сразу же после президентских выборов сделало заявление. Смысл его заключается в том, что данное агентство, несмотря на позитивный результат выборов, не готово торопиться с повышением кредитного рейтинга России до инвестиционного уровня. Примерно такой же позиции придерживается агентство S&P.
Что дает российской экономике инвестиционный рейтинг, какова цена вопроса? В чем вообще смысл рейтинга?

В мире есть три ведущих рейтинговых агентства, которые раздают кредитные рейтинги как странам, так и отдельным эмитентам долговых обязательств, различных видов ценных бумаг. Эти три агентства образовались в результате определенной конкурентной борьбы на рынке (я, по меньшей мере, знаю больше двадцати такого рода агентств), завоевали определенный авторитет. Для инвестиционных банков, универсальных банков, инвестиционных фондов, проще ориентироваться на достаточно узкий круг рейтинговых агентств, которые подтвердили свой высокий профессионализм и качество суждений (оценок). С другой стороны это важно при обсуждении вопросов выделения лимитов на какую-то страну. Для формирования инвестиционного портфеля в рамках конкретного банка или фонда легче ссылаться на некие оценки, фактически носящих формальный статус.

Положительная оценка рейтингового агентства означает то, что лимиты возможных инвестиций могут расширяться?

Лимиты могут расширяться, но самое главное - эта оценка равносильна формальным критериям. То есть, менеджеры внутри банков, управляющие фондов снимают с себя часть ответственности, перекладывая их на глобальные рейтинговые агентства.

То есть, по этой причине заявления этих рейтинговых агентств носят политический характер?

Да. Давайте рассмотрим это на российском примере. Я считаю, что политические риски в России достаточно высоки. Да, мы наблюдаем политическую стабильность, но эта политическая стабильность замкнута на одну персону - Президента Российской Федерации В.В. Путина, который и обеспечивает данную степень стабильности. Но с другой стороны, мы имеем неразвитость всех прочих институтов, мы наблюдаем напротив их ослабление. Таких институтов, как Правительство, Государственная Дума, Совет Федерации. Это повышает политические риски потому, что коль скоро политическая стабильность замкнута на одну фигуру. Насколько я понимаю, рейтинговые агентства высказывают схожие мысли.

Существует ли "инвестиционная квота" для России? Если, допустим, все без исключения агентства повысят суверенный рейтинг, каково может быть количество реальных инвестиций, приходящих в страну?

Эта квота без сомнений существует. Все страны ранжируются, разделяются по группам. Например, если мы в 2002-2003 годах соседствовали в группе с такими странами, как Аргентина, Мексика, Турция, Бразилия, то при повышении рейтинга у нас есть шанс перейти в другую группу, где мы будем уже сосуществовать с Южной Африкой, Южной Кореей...
На каждую из этих групп есть определенные лимиты. Эти лимиты взвешиваются как на доходность, так и на риски (понятно, что чем выше риск, тем должна быть выше доходность). Глобальный портфель у крупного банка как раз взвешивается, в том числе, на эти параметры. То есть инвестиции с одной стороны должны быть наименее рискованными, с другой стороны должны приносить наибольшую прибыль. Это принцип invest-banking"а: управление портфелем с точки зрения рисков, ликвидности и так далее. Так что, конечно, есть определенные лимиты, и оценки рейтинговых агентств являются одним из факторов расширения или сужения лимита.

Хорошо ли для российской экономики, что два крупнейших агентства не торопятся повышать рейтинг? Может быть, это нам сейчас играет на руку, потому что за некий период времени мы сможем хотя бы начать отстраивать некие новые институты?

В том, что мы за год, например, сможем выстроить эффективные институты, я очень сомневаюсь.
Почему агентства, кроме Moody"s, не повышают инвестиционный рейтинг России? Потому, что пока наблюдается отсутствие структурных реформ, слабость развития финансовых институтов и так далее, которые способны адаптировать, абсорбировать те средства, которые могут поступить из-за рубежа.

А зачем нам иностранные средства? У нас норма сбережений в полтора раза выше нормы накоплений. Мы как огня боимся импорта капитала, так как сначала сюда придут горячие, спекулятивные деньги, но при этом Россия является одним из "чемпионов" по экспорту прямого капитала.

Да. Да, абсолютно верно. И в третьих, это то, что те новые назначения, которые произошли за последние три недели, не вызывают оптимизма. Я не услышал ни одного программного заявления. Не услышал ни одного концептуального заявления. Господа, хочу спросить я у нового кабинета, вас всех назначили, а что изменится, что Вы будете делать?! Я не услышал ни от кого ничего реального, включая Жукова...
Именно поэтому у меня возникают большие сомнения в том, что сейчас новое правительство, засучив рукава, возьмется что-то такое реформировать для того, чтобы подготовиться к повышению инвестиционного рейтинга в контексте нашего разговора и наиболее оптимально адаптировать внешние инвестиции, как портфельные, так и прямые.
Рейтинговые агентства никак не связаны внутренним капиталом. Это отдельный разговор.

Если представить, что сюда придут западные деньги (в разных формах), то эта масса валюты (допустим, $10 - 20 млрд.) будет конвертироваться в рубли. То есть, это будет еще одним фактором давления на валютный курс рубля. По итогам прошлого года эффективный валютный курс укрепился на 4,1%, а днями г-н Игнатьев сообщил, что в этом году Центральный Банк не позволит укрепиться эффективному курсу выше, чем на 7%.

Это очень высокое укрепление, это крайне опасный уровень. Я могу сказать, что в случае 7%-го укрепления конкурентоспособность подавляющего большинства российских предприятий на внутреннем рынке будет потеряна.

Получается, что эти предприятия никому и не нужны...

Наверное, это именно так.

Тем более, что импорт растет более чем двукратным темпом по отношению к росту ВВП. Что же означает эта ситуация?

Это означает потерю конкурентоспособности, это означает вытеснение российских товаров с внутренних рынков на импортные, это означает банкротство, закрытие предприятий.

Но как же так!
Ведь Президент Путин недавно на встрече со своими доверенными лицами сказал, что главная идея его будущего срока - это рост конкурентоспособности всех уровней - страны, регионов, граждан.

7%-е укрепление эффективного курса - это просто реальный вызов конкурентоспособности отечественной промышленности, это просто смерть значительной ее части.

16 марта 2004
http://www.opec.ru


Док. 305665
Перв. публик.: 18.05.04
Последн. ред.: 18.05.07
Число обращений: 262

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``