В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Административные ограничения на отток капитала неэффективны и лишь способствуют удорожанию его стоимости Назад
Алексей Ведев: Административные ограничения на отток капитала неэффективны и лишь способствуют удорожанию его стоимости
Алексей Леонидович, в последние годы экспорт сырья из России постоянно растет - мы уже достигли уровня бывшего СССР. Не означает ли это, что потребителям нашего экспорта пора депонировать рубли для расчетов? И как этого добиться?

Депонирование средств означает, что определенная сумма должна быть положена, например, в Центральный Банк. Если осуществляются операции по импорту, то ЦБ вводит обязательное депонирование средств в каких-то процентах (например, 50% от объема сделки) для того, чтобы избежать фиктивных сделок по импорту (то, что называется псевдоимпортом, когда можно что-то импортировать чисто по бухгалтерским отчетам, но при этом никакие товары не пересекают границу, что означает уход от налогов). Такая мера по контролю за оттоком капитала за рубеж была введена потому, что отток капитала осуществлялся, как правило, по нескольким импортным операциям частично. Для его ограничения и была введена эта мера. Нашлись и другие меры, которые все равно обеспечили отток капитала, пусть на меньшем уровне, чем в предыдущие годы, но все равно на уровне $17 млрд. Установление административных ограничений на отток капитала неэффективны, они лишь способствуют удорожанию стоимости оттока капитала, и этот процесс они не регулируют. Поэтому мне кажется, что в области проведения политики валютного контроля, введения административных мер, они достаточно условны и не приводят к желаемому результату.

Сейчас валютные отношения происходят между российскими компаниями-экспортерами и ЦБ. Не было бы проще и эффективне, если бы западные покупатели российского сырья приобретали у ЦБ рубли и расплачивались рублями за российский экспорт.

Непонятно, почему это было бы правильнее, ведь цены на сырье устанавливаются в долларах США. Это и определяет внешнеэкономическую конъюнктуру. Если бы они это делали в рублях, появлялся бы дополнительный фактор риска девальвации рубля относительно доллара США. Обменный курс рубля в соотношении к доллару США зависит не только от внешнеэкономической конъюнктуры, но и от реализации денежной политики российскими денежными властями, например, Центральным Банком. Все это означает, что для торговли сырьем (в первую очередь, нефтью и природным газом) появлялся бы дополнительный фактор риска - курс рубля по отношению к доллару США, который определяется ЦБ России. Каким образом можно было бы заключать контракт на поставку российских сырьевых товаров на экспорт в рублях с учетом действий данного риска, с учетом того, что данные контракты заключаются на 3-5 лет. При заключении контрактов на поставку сырой нефти в них должны включаться еще и риски, связанные с возможным изменением курса рубля на ближайшие 5 лет. Это просто привнесет дополнительную нестабильность на данные сырьевые риски.

Рубль к этому не готов?

Конечно, не готов.

Как такие расчеты осуществлялись в Советском Союзе?

В Советском Союзе все расчеты шли в долларах США. Другое дело, что там существовала система так называемых множественных курсов: там был расчетный рубль, существовал конвертируемый рубль по поставкам сырья в развитые страны. Но коль скоро расчеты за поставку сырья идут в долларах США, когда исключается риск колебаний обменного курса рубля по отношению к доллару США (в бывшем Советском Союзе или в современной России с какими-то очертаниями рыночной экономики), расчеты идут в одной понятной всем валюте. Если мы перейдем на рубль, любые контракты на экспортные поставки российского сырья будут связаны еще и с дополнительными рисками - рисками колебания валют. Учитывая, что рубль то крепнет, то падает, это не является выходом из ситуации. Переход с полностью конвертируемой валюты на расчет в российские рубли означает привнесение риска. Если бы я был представителем экспортера, то у меня вызвало бы огромные затруднения прогнозировать курс рубля по отношению к доллару США или к евро на 5 лет вперед. Это абсолютные риски. Кроме того, риски связаны не только с внешнеэкономической конъюнктурой, но и с денежной политикой, и с внутренней экономической ситуацией на ближайшие 5 лет.

Насколько система расчетов за российский экспорт в Советском Союзе, о которой Вы говорили, была эффективной, и можно ли ее восстановить в России?

Она была такой, какой она была: она исходила из реального экономического, может, мультивалютного состояния мировой экономики на тот период. Это было так, потому что это было так. Понятно, что расчеты со странами СЭВ шли в каких-то расчетных рублях. Кстати, здесь надо заметить, что это вылилось в качестве негативных последствий для России, потому что использование системы неких переводных рублей со странами СЭВ привело к тому, что Россия оказалась еще и должна странам СЭВ. Все это было переведено в твердые мировые валюты, Россия за это расплачивается и сейчас, но уже настоящими деньгами, а не некими переводными рублями, и в достаточно больших масштабах. Идет расплата за некую геополитику Советского Союза, которую он проводил. Кроме минусов это России ничего не принесло. Поэтому в данной ситуации идея расплаты в рублях мне кажется абсолютно беспочвенной. Более того, Европейские страны отказываются производить расчеты по экспортным поставкам российских сырьевых товаров в евро, стремясь исключить колебания евро-доллар по отношению к экспортным поставкам России. Поэтому это достаточно сложные внешнеэкономические отношения.

12 марта 2004

http://www.opec.ru

Док. 305624
Перв. публик.: 18.05.04
Последн. ред.: 18.05.07
Число обращений: 291

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``