В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Только амнистии нам еще и не хватало! Назад
Алексей Ведев: Только амнистии нам еще и не хватало!
Алексей Леонидович, правительство неожиданно вернулось к непопулярной теме налоговой амнистии. Ведомство Грефа уже готовит закон об амнистии по бельгийскому образцу, и администрация Президента эту инициативу МЭРТ явно поддерживает. При этом совсем недавно (месяц-полтора назад) Герман Греф был активным противником амнистии. В Бельгии закон "Об амнистии" вступил в силу только 16 января. В течение 2004 года бельгийцы могут задекларировать доходы, полученные от инвестиционной деятельности за рубежом, и заплатить 9% налога, либо инвестировать эти средства в ЕС и заплатить 6%. Применима ли бельгийская практика в России? Или же налоговая амнистия сейчас всего лишь предвыборный PR?

Я думаю, что ни то, ни другое. Я не знаком с бельгийским опытом, но существует целый список вопросов, на которые желательно было бы получить ответ. Прежде всего, а что преследует налоговая амнистия? Эта тема созвучна валютной либерализации. Это цель или это средство? Чего мы хотим этим добиться? Налоговая амнистия в данном контексте может быть связана с возвращением капитала, который утекал последние 12 лет в больших объемах за рубеж.
Я не думаю, что сейчас налоговая амнистия что-то может сделать. Как и введение дополнительных препонов для оттока капитала. Максимально, что можно сделать, - несколько удорожить саму процедуру перевода капитала за рубеж, или, например, в офшорные зоны. Встает вопрос о том, чего хотелось бы добиться правительству введением этой амнистии, насколько после этих мероприятий возрастет приток капиталов в Россию, и насколько сократится отток? Следующий вопрос тоже достаточно интересный и широко обсуждаемый в контексте ситуации 2002-2003 гг.: а что делать с этими деньгами?
Сейчас в финансовой сфере сохраняется достаточно большое количество денег (по меньшей мере, до $10 млрд.), которые как неприкаянные "ходят" по финансовым рынкам, находятся на расчетных счетах в Центробанке под какую-то минимальную стоимость. С одной стороны, наблюдается разрыв в процентных ставках между ликвидными и менее рискованными инструментами и, с другой стороны, в кредитовании населения и предприятий. Этот разрыв достаточно существенный, особенно по сравнению с развитыми экономиками: 10-15 процентных пунктов - это много. Поэтому можно сказать, что только амнистии нам еще и не хватало! Успех амнистии будет третьим позитивным финансовым шоком. Первый из них - высокие цены на нефть, второй - присвоение (не дай Бог) всеми агентствами инвестиционного рейтинга России, третье - еще и налоговая амнистия! Я думаю, что даже если мы отбросим все остальные вопросы, то инфраструктура российской финансовой системы, равно как и большинство предприятий, просто не готовы к большому притоку инвестиций.
Но мне не кажется, что это какой-то предвыборный PR ход. Честно говоря, я особенной силы этого хода не вижу, потому что понятно, что это предложение не носит массового характера, а направлено и обсуждается в узких кругах, узких группах людей, обладающих какими-то существенными состояниями и обеспечивающими отток капитала.

22 января 2004

http://www.opec.ru

Док. 305539
Перв. публик.: 18.05.04
Последн. ред.: 18.05.07
Число обращений: 239

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``