В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Очевидный результат Назад
Алексей Ведев: Очевидный результат
Алексей Леонидович, на этих выборах беспрецедентно высокие результаты оказались у Единой России и ЛДПР, а у коммунистов, напротив, чрезвычайно низкие. Основная сенсация - Родина прошла в Думу с весьма высокими показателями, а правые партии не попадают в состав парламента. Как Вы оцениваете итоги выборов?

На мой взгляд, мы достаточно точно спрогнозировали итоги выборов. Наш предварительный прогноз состоял в том, что правое крыло - Яблоко и СПС - наберут крайне мало. Правда, мы не прогнозировали, что настолько мало, мы надеялись, что Яблоко преодолеет 5%-ный барьер, тогда как прогноз относительно Родины был абсолютно точный. Я думаю, что сейчас не будет недостатка в комментариях, поэтому я постараюсь сосредоточиться на экономическом аспекте и некоем прогнозе последствий результатов выборов для экономики. Очевидно, что Единая Россия должна была набрать такое количество голосов (это прогнозировалось всеми), что касается ЛДПР, то это абсолютно протестное голосование, связанное с различными социально-экономическими проблемами в стране, в том числе, и терроризмом.
Родина изначально представила достаточно взвешенную экономическую программу, тогда как остальные партии этого не сделали. В частности, даже СПС эксплуатировала программу четырехлетней давности. При расколе КПРФ с Глазьевым коммунисты лишились экономической программы, которая для Союза патриотических сил еще разрабатывалась. Я думаю, что экономическая программа внесла существенный вклад в результаты, которых добилась Родина на парламентских выборах. Во-первых, это умеренная экономическая программа с усилением государственной роли, с неким отходом, наверное, не от либеральной идеи, а от дикого либерализма. Также она непосредственно связана с оптимальным использованием в интересах общества экспортно-сырьевой модели российской экономики. Дополнительно события октября сыграли на руку Родине. Присвоение кредитного рейтинга, играло на руку либеральной модели, то есть на руку экономической программе СПС и Яблока. Но это быстро забылось, а события вокруг ЮКОСа, согласно опросам, вызвали позитивный резонанс в обществе, и Родина это отлично отыграла. Просто отлично.

Но ведь основной предвыборный пункт экономической программы Глазьева: отобрать у нефтяников природную ренту (чтобы они работали "за зарплату") и раздать народу. Удвоить бюджет. Отсюда очень недалеко до экспроприации...

Эта модель достаточно эффективно используется во многих странах OPEC, в Норвегии, например. Даже формальные расчеты, с которыми г-н Глазьев знаком, показывали на протяжении последних пяти лет, что даже если нефтяные компании получают порядка 10% прибыли, что неплохо, еще порядка 35% сверхприбыли они просто кладут себе в карман из-за негибкого, неадекватного налогообложения. Это конкретные оценки, с которыми достаточно тяжело спорить, даже сами представители нефтяных компаний находили в этом споре совершенно другие аргументы типа инвестиционной потребности. Но есть расчеты по эффективности экспорта, которые, насколько мне известно, делает и Центробанк, и Минэкономразвития и которые однозначно показывают, что компании получали при этом еще и сверхприбыль. Вопрос природной ренты достаточно сложный, но очевидно, что нефтяные компании завышают свои инвестиционные потребности (этих инвестиций мы не видим) и завышают свои издержки как по добыче, так и по транспортировке. Это проблема, которая, конечно, должна быть дискуссионной. Но если мы сейчас обсуждаем вопрос результатов выборов, то данный ход со стороны Родины был правильным, взвешенным, даже за месяц до выборов я не сомневался в их победе, я даже прогнозировал 10%-12%.

Понятно, что избирателям идеи Глазьева нравятся, но если Родина, попав в Думу, будет реализовывать свою программу, и Глазьев раздаст каждому человеку дополнительно по 5 тыс. рублей в год, то к каким экономическим последствиям это приведет? Ведь, как минимум, это довольно большая инфляция.

Я в этом не уверен. Потому что существует альтернативная модель. Есть экспортно-ориентированная модель, а есть модель, ориентированная на внутренний спрос. Нельзя огрублять вопрос. Вопрос в темпах раздачи этих денег. Если эти деньги будут раздаваться постепенно и будут обеспечены реальным продуктом, который идет на тот же экспорт, то у нас есть шанс перейти или хотя бы сместиться в сторону несколько другой экономической модели, ориентированной на внутренний спрос, тогда как локомотивом роста станет не нефтяная игла, не нефтяной экспорт, а внутренний спрос, который даст стимул развития остальной промышленности.
Я могу согласиться, что это достаточно сложный вопрос. Очевидно, что правое крыло, в частности Союз правых сил, без сомнения упростило и огрубило эту проблему. И они проиграли в дискуссии, за что и поплатились.

8 декабря 2003

http://www.opec.ru

Док. 305524
Перв. публик.: 18.05.04
Последн. ред.: 18.05.07
Число обращений: 268

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``