В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Любые плохие новости сейчас действуют на улучшение финансового положения России Назад
Алексей Ведев: Любые плохие новости сейчас действуют на улучшение финансового положения России
Алексей Леонидович, Национальный банк Японии в очередной раз побил рекорды по золотовалютным резервам - их объем достиг $626,27 млрд. При этом доллар продолжает снижаться относительно всех мировых валют, и йены в том числе. Если Национальный банк Японии не изменит политику, то золотовалютные резервы продолжат расти и дальше. К каким последствиям это приведет?

С точки зрения модели и структуры японской экономики, это не приведет ни к каким особым последствиям.
Япония поддерживает политику таргетирования обменного курса йены. В отличие от чисто либеральных экономистов или либеральной теории, которая рассматривает обменный курс национальной валюты как некий нумератор (экономический показатель, который уравновешивает спрос и предложение на иностранную валюту в зависимости от торговых, текущих и капитальных операций). Текущие операции связаны с экспортом и импортом товаров и услуг, а капитальные операции с движением капитала. Позиция либеральных экономистов состоит в том, что обменный курс как раз должен уравновешивать эти балансы и задавать некую траекторию движения экономики. Насколько мне известно, японские денежные власти не разделяют данную позицию, проводят чистое таргетирование, то есть вмешиваются в капитальные и торговые операции, пытаясь регулировать обменный курс йены. Таргетирование от слова target - цель, мишень, то есть они пытаются удержать курс национальной валюты в рамках определенного коридора, в частности, совсем грубый коридор 105-120 йен за доллар, и традиционно проводят интервенции, пытаются его сохранить. Если курс доллара (напомним, что США является основным, ключевым торговым партнером Японии) снижается, то курс йены растет. Это означает, с одной стороны, снижение японского экспорта в Америку, прежде всего, высокотехнологического, с другой стороны, это увеличение капитальных операций. Японский капитал при ослаблении доллара начинает двигаться на американские финансовые рынки. При ослаблении происходит обратное. Поскольку эти движения должны, на мой взгляд, да и на взгляд японских денежных властей, регулироваться, то за счет интервенций на валютных рынках банк Японии старается это каким-то образом поддерживать.
Что касается объема валютных резервов, то, во-первых, несмотря на то, что масштаб золотовалютных резервов Японии на порядок больше, чем российский, не надо забывать, что и масштаб экономики на порядок, если не более, больше. Более того, эта экономика несравненно устойчивей и сильнее. Мне трудно найти определение, насколько сильнее японская банковская система развита по сравнению с российской. Я думаю, что капитализация всей российской банковской системы равна примерному капиталу среднего, далеко не крупнейшего банка Японии. Поэтому естественно, что рост валютных резервов, сопровождающийся как и в любой другой экономике денежной эмиссией, может сравнительно более легко быть аккумулированным в экономику, не приводя, как это видно, к инфляции. Более того, напомним, что японская экономика в основном страдает от дефляции, то есть от снижения цен, а не от инфляции. Поэтому я думаю, что идут совершенно нормальные рыночные колебания, которые Банк Японии совместно с Министерством финансов легко подправляет своими действиями, как, с одной стороны, проведением интервенций, так и выпуском государственных ценных бумаг.

А уровень валютных резервов Японии сейчас превышает необходимый для поддержания стабильности?

Превышает. Но денежные власти достаточно легко с этим справляются.
Если вернуться, например, к нашей действительности, к проблеме регулирования российского обменного курса рубля, то здесь (на прошлой неделе возникало несколько вопросов по этому поводу, связанных с ЮКОСом и с увеличением оттока капитала) можно сказать следующее: если позиция Банка Японии является активной, то есть, они активно регулируют обменный курс йены для интересов японской экономики, то позиция российских денежных властей является защитной. Если мы вспомним два шока, то первый шок был позитивный - это присвоение России кредитного рейтинга. Сразу курс доллара США по отношению к рублю снизился ниже 30, что продолжилось увеличением валютных резервов. Это для российской экономики было проблемой, потому что денежные власти не могут аккумулировать дополнительные деньги в иностранную валюту. Напротив, увеличение оттока капитала и проблема с ЮКОСом - негативный шок, как это не парадоксально, облегчили задачу регулирования обменного курса рубля. Плохие новости, что парадоксально для российской экономики, облегчают контроль за обменным курсом рубля при высоких ценах на нефть. Любые плохие новости сейчас действуют на улучшение финансового положения России.

Возможна ли гипотетически ситуация, когда Банку Японии надо будет сокращать золотовалютные резервы?

Гипотетически такая ситуация возможна, но это можно сделать регулированием и таргетированием обменного курса йены. Если идет очередной бум роста японской экономики и достигается положительное сальдо торгового баланса, наблюдается чрезмерный рост валютных резервов, тогда можно несколько повысить обменный курс йены, чтобы увеличить капитальные операции. В первую очередь, это японские инвестиции в другие страны. Я думаю, что данная проблема в ближайшее время не стоит, поскольку если сейчас Япония столкнется с умеренной инфляцией (хотя бы на уровне 1,5% в год, а не в российском понимании), то это будет стимулировать развитие экономики, краткосрочная задача которой - каким-то образом выйти из режима дефляции.

10 ноября 2003
http://www.opec.ru

Док. 305490
Перв. публик.: 18.05.04
Последн. ред.: 18.05.07
Число обращений: 306

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``