В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Главное - мировые цены на нефть. А правительство может меняться как угодно Назад
Алексей Ведев: Главное - мировые цены на нефть. А правительство может меняться как угодно
Алексей Леонидович, новые назначения Кремля явно меняют политическую конфигурацию власти. Политологи сходятся во мнении, что теперь давление на правительство усилится. А некоторые пророчат, что после выборов Президента изменится и вся экономическая политика России. Действительно ли, происходящее сейчас может иметь столь глобальные последствия? И если да, то какой может быть новая экономическая политика?

Наверное, политологам виднее. Сложно сказать, действительно ли это так или нет. Хотя все возможно. Что же касается изменения экономической политики, то мне кажется, здесь возможны три варианта, три сценария. Первый - либеральный, второй - инерционный, и третий - консервативный. Но возможна и некая комбинация. Поэтому, вопрос, как может измениться экономическая политика, трудный. С одной стороны, если экономическое крыло будет заменено на более либерально настроенных людей - хотя, на самом деле, Герман Греф является апологетом либерализма, - тогда, конечно, может быть поднят и вопрос об интенсификации структурных преобразований. И основное внимание данное крыло должно, конечно, уделить обрабатывающему сектору. Напротив, при приходе более консервативно настроенных людей, думаю, усилится тематика, которую активно озвучивает господин Глазьев. Связана она с налогообложением, рентой, и с усилением роли государства в экономике. Инерционная же политика будет идти так, как идет сейчас.
Но все равно любые изменения экономической политики будут происходить на фоне сырьевой структуры российской экономики и мировых цен на нефть. Потому что любые преобразования нуждаются в деньгах. А цены на нефть находятся на высоком уровне, начиная с 1999 года, то есть как минимум 4 года было уже потеряно. Вопрос в том, что при данных сценариях, как либеральные, так и консервативные преобразования нуждаются в деньгах, то есть вмешательство государства в деятельность сырьевого сектора точно так же нуждается в высоких ценах на нефть. Чтобы собирать природную ренту, тоже необходимы высокие цены на нефть. Таким образом, мы сжали пространство сценариев до мировых цен на нефть. А правительство может меняться как угодно.

То есть, в любом случае революции ожидать не следует?

Естественно, не следует. Потому что в любом случае революция нуждается в средствах, приток которых могут обеспечить только нефтяные цены и цены на энергоресурсы.

А если цены на нефть упадут?

Все может быть, конечно. Тогда два эти сценария будут лишены смысла. Зачем увеличивать природную ренту, когда налоги на добычу полезных ископаемых при уровне цен ниже $20 за баррель не будут иметь никакого смысла. Точно так же, как и свобода действия для проведения дальнейших либеральных реформ не будет иметь смысла, если будет ухудшение финансового состояния предприятий и федерального бюджета. В этом случае останется только инерционный вариант. Это будет латание дыр и политика удержания на плаву.

3 ноября 2003

http://www.opec.ru

Док. 305478
Перв. публик.: 18.05.04
Последн. ред.: 18.05.07
Число обращений: 338

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``