В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Политика правительства - это разница между директивной и реальной инфляцией Назад
Алексей Ведев: Политика правительства - это разница между директивной и реальной инфляцией
Алексей Леонидович, в следующем году реальный курс рубля продолжит расти, а инфляцию Центробанк сумеет удержать на уровне 10%. Такой прогноз содержится в "Основных направлениях денежно-кредитной политики", которую завтра будет обсуждать правительство. Это совпадает с тем, что предлагал главный экономист МВФ г-н Рогофф. Насколько проведение такой политики соответствует интересам российской экономики? Ведь укрепление рубля болезненно и для бизнеса, и для населения. Да и удастся ли удерживать инфляцию в обозначенных рамках? ЦБ намекает, что если инфляция будет больше - это будет вина Минфина?

Он, даже не намекает, а прямо говорит. С прошлого года Центробанк стал делить инфляцию на монетарную и немонетарную, он пытается в рамках антиинфляционной политики разделить ответственность между собой и правительством, в частности, Министерством финансов.
Что касается обменного курса рубля, то это отрицательно скажется на объемах производства и, вообще, на деловой активности. Здесь наблюдаются совершенно традиционные в последние лет двенадцать межведомственные позиции, когда в отсутствие общей согласованной программы каждое ведомство отвечает за свой участок. В частности, у ЦБ есть ключевые задачи: первая - контроль за обменным курсом рубля, вторая, - контроль за инфляцией, в частности, за монетарной инфляцией. В рамках сохранения высоких цен на нефть проблем на валютном рынке с обменным курсом у Центрального Банка не возникнет. Укрепляя курс рубля, предполагая реальный рост курса рубля по отношению к основным валютам - евро и доллару - это будет еще и дополнительным антиинфляционным фактором, что облегчит задачу контроля за монетарной инфляцией.

Многие российские экономисты считают, что в современных условиях денежно-кредитная политика в меньшей степени влияет на инфляцию, чем политика Минфина. Это действительно так?

Я думаю, что и да, и нет. Существенный рост валютных резервов, который произошел за два года, напрямую провоцирует денежную эмиссию: возрастающая денежная масса провоцирует инфляцию. Поэтому я бы так не сказал. Думаю, что монетарные факторы несколько меньше, чем ранее, но все равно, по-прежнему, достаточно существенны. Что касается 10%-ой инфляции, то на протяжении трех-четырех лет я всегда задаю один и тот же вопрос: "А что изменилось, почему инфляция в следующем году должна быть ниже, чем в этом?". Я не вижу причин. Я думаю, что уровень 15% является неким равновесным или сбалансированным уровнем, который, скорее всего, мы увидим в этом и в следующем году. Эти 15 плюс-минус зависит уже от действия прочих факторов: тарифов на естественную монополию, каких-то еще и монетарных, реформу в области ЖКХ, даже не реформу, а рост цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Все это несколько нерегулируемые параметры, но они тоже привносят существенный вклад в инфляцию. Так или иначе, структура совокупной денежной массы не изменилась по сравнению с тем, что было два или три года назад. Доля депозитов предприятий и населения не возросла, поэтому я не вижу принципиальных изменений, на основании чего можно ожидать понижающегося тренда инфляции. Здесь может быть единственный фактор - реальное укрепление рубля.

А какие изменения в политике должны произойти для того, чтобы можно было рассчитывать на снижение инфляции?

В монетарной сфере это как минимум реформа (хотя это слово уже набило оскомину) банковской системы, но может быть и просто улучшение ее состояния. Это и восстановление и развитие финансовых рынков. Как один из примеров (я в еженедельнике писал на эту тему) - Сбербанк предлагает процентные ставки на год по депозитам в евро или в долларах 7,25% годовых, Ситибанк меньше 1%, а Международный Московский Банк 2.4%. Получается 5-6% годовых в иностранной валюте - это просто прямая плата за риск банковской системы. Коль скоро имеются такие риски, то депозиты населения и предприятий возрастают незначительно или не так, как хотелось бы. Именно рост сбережений в банковском секторе будет способствовать снижению инфляции и расширению базы для инвестиций.

То есть, в конечном итоге все упирается в проведение реформ?

Это можно назвать реформой или можно назвать просто улучшением стимулирования слияний и поглощений - это отдельный разговор. Я пока исхожу из фактора, что банковская система по-прежнему: а) слабая; б) характеризуется высокими рисками. Точно так же, как на финансовых рынках объективно существует дефицит инструментов, куда население и предприятия могли бы инвестировать: либо напрямую, либо через банки и инвестиционные компании.

Это тоже влияет на инфляцию?

Конечно. Инфляция - это рост цен. Если у вас возникает рост потребления, то при прочих равных это вызывает рост инфляции. Если вы не потребляете, а сберегаете, то это при прочих равных ее снижает.

20 августа 2003

http://www.opec.ru

Док. 305059
Перв. публик.: 17.09.03
Последн. ред.: 17.05.07
Число обращений: 258

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``