В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Высокие цены на нефть тоже важны для проведения реформ Назад
Алексей Ведев: Высокие цены на нефть тоже важны для проведения реформ
Алексей Леонидович, главный экономист МВФ Кен Рогофф считает, что России стоило бы снизить темпы инфляции за счет повышения обменного курса рубля. К каким последствиям это может привести? Многие экономисты считают, что несоответствие курса рубля состоянию экономики было одной из причин дефолта 1998 года. Не получится ли также и на этот раз?

Тогда финансовый кризис был долговым кризисом с точки зрения проведения бюджетной политики и политики развития внутреннего долга. Плюс, объявление на предстоящие 3 года в ноябре 1997 года валютного коридора с гарантированным обменным курсом рубля, явно заниженным. Это явилось причинами системно-финансового кризиса 1998 года. Сейчас ситуация совсем другая. Бюджет профицитный, долговая политика достаточно взвешенная. И обменный курс рубля находится, если определить в широком смысле, в равновесном состоянии. То есть он соответствует, с одной стороны, состоянию мировой экономической конъюнктуры и притоку иностранной валюты в Россию по линии внешней торговли, когда приток валюты превышает ее отток, экспорт существенно выше, чем импорт, и сохраняется сильно положительный внешнеторговый баланс. С другой стороны, на фоне общемирового кризиса и удешевления процентных ставок, финансовых ресурсов в мировой экономике, наблюдается повышенный интерес к инвестициям в Россию. Соответственно, приток прямых и портфельных инвестиций может быть невелик, но он возрастает. Эти факторы определяют укрепление реального курса рубля, без сомнения, это оказывает некоторое, может быть, не столь сильное, но негативное воздействие на обрабатывающий сектор российской промышленности. Но это рыночные реалии.

А можно ли следовать совету МВФ и искусственно повышать обменный курс рубля для борьбы с инфляцией?

Нет, я бы сказал, что здесь ситуация обратная. Для борьбы с инфляцией следовало бы еще более укрепить реальный курс рубля. Но тогда мы негативно воздействуем на обрабатывающий сектор российской промышленности. Во-вторых, это было бы искусственное снижение реального курса рубля.

А чем оно плохо?

Оно бы негативно воздействовало на инфляцию, но позволило бы обрабатывающей промышленности, доля добавленной стоимости которой достаточно высока, стимулировать производство. Но это узкое понимание проблемы, потому что сейчас в обрабатывающей промышленности существует ряд других проблем - структурных, управленческих. В структурные проблемы этой отрасли я бы включил еще и проблему вступления в ВТО. И по моей оценке, сейчас обрабатывающая промышленность достаточно адаптировалась к существующему обменному курсу рубля. Я не думаю, что резкое его снижение позволило бы стимулировать данный сектор промышленности.

Но Рогофф как раз говорит о повышении обменного курса.

Здесь вопрос терминологии. Повышение обменного курса рубля означает снижение реального курса рубля. Если мы говорим об ослаблении рубля по отношению к доллару США, то это, без сомнения, стимулирует инфляцию, но создаст предпосылки для ускорения развития обрабатывающей промышленности. Но, на мой взгляд, это не означает, что эти предпосылки реализуются в экономический рост, в рост экспорта российской продукции, содержащей высокую долю добавленной стоимости. Потому что для этого должны быть осуществлены и другие мероприятия.

Когда российские экономисты говорят о возможных угрозах для экономики, они называют такие факторы как обменный курс, зависимость от цен на нефть и т.д. А западные аналитики указывают на такие проблемы как произвол чиновников, власть олигархов, бедность и демография. Что опаснее, и с чем в первую очередь надо бороться?

Я, без сомнения, согласен с западными экономистами. Потому что бедность непосредственно связана с состоянием внутреннего спроса. А внутренний спрос стимулирует развитие промышленности. Поэтому, да, это крайне важный вопрос, - даже не борьба с бедностью, а повышение доходов населения, которые позитивно должны сказаться на внутреннем совокупном спросе, что стимулирует экономику, и положительно скажется на состоянии финансовой сферы, потому что растущие доходы населения стимулируют развитие и банковской системы, и финансовых рынков. Вопрос распределения финансовых ресурсов между экономическими агентами, куда входит и население, достаточно важный для дальнейшего развития российской экономики. Цены на нефть тоже важны, но с точки зрения обеспечения финансового фона для проведения реформ, которые затратны и требуют денег. И поступления от сырьевого экспорта могут обеспечить проведение внутренних структурных преобразований.
Обменный курс, поскольку мы говорим об этом сразу после 5-летия финансового кризиса, сейчас играет второстепенную роль. Хотя это тоже важный показатель. Но, на мой взгляд, сейчас проведение девальвации рубля на 20-30% не даст ничего, кроме как резкую волну инфляции.

18 августа 2003

http://www.opec.ru

Док. 305056
Перв. публик.: 17.09.03
Последн. ред.: 17.05.07
Число обращений: 351

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``