В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Знает ли Путин, откуда деньги берутся? Назад
Алексей Ведев: Знает ли Путин, откуда деньги берутся?
Алексей Леонидович, Минэкономразвития снизило свой прогноз роста ВВП на 2004 год. По прогнозам независимых аналитиков уже во втором полугодии этого года не удастся добиться впечатляющих результатов, и рост ВВП сократится. В чем причина этого замедления? Сразу после послания Президента, чиновники и аналитики были уверены в благоприятном развитии ситуации. Что же изменилось?

Проблема состоит в том, что, с одной стороны, коррекция прогноза макроэкономического развития России для первого полугодия 2003 года была обусловлена сохранением достаточно высоких цен на нефть. Этого оказывается недостаточно для того, чтобы экономика развивалась теми темпами, которые ожидает Президент и правительство. В данной ситуации мы имеет сырьевую экономику, темпы роста которой ограничены 3-4% в год. Максимум - 5%.
Ускорение роста производства валового национального продукта возможно лишь за счет развития, как высокотехнологичных отраслей, так и среднего и малого бизнеса. Здесь не произошло никаких изменений, как с точки зрения создания благоприятного климата для малых и средних предприятий (в первую очередь, связанных с налоговой реформой), так и прочих воздействий. Поэтому в 2003-2005 годах при благоприятном стечении обстоятельств (при сохранении цен на нефть не ниже уровня $23-25 за баррель для нефти марки Brent), 3-5% - те темпы роста, на которые наша экономика может рассчитывать, но не более.

А это приведет к каким-то негативным явлениям в экономике?

Во-первых, положительные темпы роста ВВП - уже хорошая новость. Хотя задание Президента, которое он обозначил в своем послании Федеральному собранию, не будет выполнено. Возможно, мы не догоним Португалию по ВВП на душу населения. Но все же это некая позитивная тенденция, пусть медленная, но мы продвигаемся куда-то вперед, продвигаемся в рамках сохраняющейся сырьевой ориентации нашей экономики.

А не пострадает ли из-за низких темпов роста проведение реформ? Или одно от другого не зависит?

У нас это не связанные процессы, просто потому что особых реформ не проводится. Все идет, как идет. Слава Богу, цены не упали, какие-то позитивные темпы роста мы имеем, какую-то не очень высокую инфляцию, но она сохраняется, и, в общем, ничего не происходит. А если ничего не происходит, то совершенно неправомерно ожидать, что экономика вдруг станет расти какими-то более высокими темпами.

Когда Президент ставил задачу перед правительством, он говорил не только об удвоении ВВП за десять лет, но и, например, о борьбе с бедностью. Эта задача тоже не будет реализовываться?

В пожеланиях Президента был целый комплекс мероприятий, которые не реализуются. А если ничего не делается, то чего же ожидать? Можно ожидать только 3-5% процентов роста, в лучшем случае. Это позволит и бороться с бедностью, но меньшими темпами. Коль скоро цены на нефть не снизятся ниже обозначенного уровня, то бюджет будут сводить с профицитом (имеется в виду, что непроцентные расходы бюджета будут ограничены: финансирование пенсий, бюджетная сфера будет производиться в рамках имеющегося бюджета, не более того). Минэкономразвития просто подтвердило реализацию так называемого инерционного сценария, который подразумевает, что ничего плохого не происходит, но никаких реформ нет - ничего хорошего не происходит также. Поэтому все идет, как идет. На самом деле данный сценарий для расчетов, для прогнозирования наиболее прост. Мы просто продлеваем тренды, имеем некий инерционный путь развития, и, соответственно, при умеренной инфляции (если она сохранится на уровне 12-15%, либо 15-18% в зависимости от управления финансовой сферой со стороны Министерства финансов и ЦБ) никаких революционных действий не происходит. Это можно воспринимать по-разному - хорошо это или плохо, но это так.

Возможна ситуация, когда инфляция превысит обозначенные Вами пределы? И в результате чего это может произойти?

Да, такое может быть. Это может произойти, как благодаря каким-то внешним шокам (в первую очередь колебаниям цен на нефть), так и внутренним шокам, которые разбиваются на две составляющие: первая - политическая, вторая - экономическая, которая связана с возникновением банковского локального кризиса (пусть не глобального), какими-то кризисами или мелкими дефолтами на финансовых рынках, каким - то неумелым управлением ростом денежного предложения со стороны ЦБ. Существует целый список факторов, которые могут повлиять на это. Как политический пример можно привести ЮКОС, но могут быть и другие примеры. Могут быть результаты выборов в Госдуму, которые окажутся не совсем соответствующими ожиданиям Кремля. Я думаю, эти риски надо классифицировать как локальные, но они способны привнести какую-то лепту в финансовую нестабильность.

В этом случае запасов прочности при малых темпах роста ВВП может не хватить?

Пока хватит. Я не могу прогнозировать какие-то катаклизмы в 2004-2005 году, но мы говорим о некоторых колебаниях темпов инфляции, когда она может составить не ожидаемые 12%, а 18%, точно так же, как и в области валютной политики и курса доллара. Это не станет непреодолимой проблемой.

13 августа 2003
http://www.opec.ru


Док. 305022
Перв. публик.: 17.08.03
Последн. ред.: 17.05.07
Число обращений: 288

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``