В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Такая уж у нас страна: свои же деньги приходят сюда под `чужим флагом` Назад
Алексей Ведев: Такая уж у нас страна: свои же деньги приходят сюда под `чужим флагом`
Алексей Леонидович, как пишет издание "Газета", в первом полугодии в России наблюдался не отток капитала, как раньше, а его приток. По данным Центробанка, чистый приток капитала за первые шесть месяцев составил 2,6 млрд. долларов. Эксперты полагают, что причиной этого стала общая политическая и экономическая стабильность в стране, а также существенное укрепление рубля. Насколько этот факт стоит того, чтобы говорить о нем, как о факте "бегства капитала в Россию"?

На самом деле в ряду первых на протяжении последних десяти лет процесса переходного периода в российской экономике стоит проблема оттока капитала, а не его притока. Чистый отток капитала определяется как разность между оттоком и притоком капитала. Здесь вопрос номер один - разделить два эти фактора: отток и приток.
Отток капитала сохраняется на постоянном и достаточно высоком уровне на протяжении последних десятилетий. Когда-то он был больше, когда-то он был меньше, но так или иначе, данный показатель находился на уровне от $25 млрд.-$27 млрд. до $15 млрд.-$17 млрд. в зависимости от разных периодов. Что это означает? Это означает, что внутренние экономические агенты, фиксируя доходы и прибыль, направляют свои избыточные или капитальные средства в прочие страны. Второй показатель - приток капитала. Приток капитала в период с 1996 до августа 1998 года определялся развитием рынка внутреннего долга - федеральных облигаций. Это означало, что в условиях сохранения стабильного обменного курса рубля наблюдался приток иностранных портфельных (в преобладающей форме) и прямых инвестиций. В результате получался показатель чистого притока капитала, который складывался из минуса оттока капитала за рубеж российских компаний, плюс приток портфельных и прямых инвестиций внутри России. Данный показатель менялся в зависимости от политических и экономических рисков, в зависимости от процентных ставок. На протяжении последних десяти лет он был отрицательным, капитал из России больше утекал, чем притекал. Сальдо было всегда отрицательным.
По определенным оценкам сейчас это сальдо наблюдается положительным вследствие ряда показателей: во-первых, это снижение политических рисков; второе - укрепление курса рубля, которое означает, что даже низкие процентные ставки по финансовым инструментам, номинированным в рублях, оказываются достаточно привлекательными с учетом постоянного укрепления реального курса рубля по отношению, например, к доллару США. Более того, все это наблюдается на фоне снижения стоимости денег в развитых экономиках, определенных кризисных проявлениях в развивающихся экономиках, таких как Турция, Аргентина, Бразилия, которые являлись традиционными объектами "рискового" инвестирования международных инвестиционных банков.
Но как бы то ни было, такая ситуация сложилась, она достаточно конъюнктурна, достаточно скоротечна, ситуация может достаточно быстро измениться. Без сомнения риски инвестирования в Россию все равно сохраняются, это связано и с законодательными вещами, как соблюдение прав собственности, прав миноритарных акционеров, так и определенными рисками, связанными с самой структурой экономики России, которая является монопродуктовой.
Когда мы говорим об оттоке или притоке капитала, то это, наверное, треть вопроса. Две трети вопроса составляет анализ оттока капитала и анализ притока капитала.

Кто формирует это сальдо по капитальным операциям?

Традиционно вывозят капиталы представители сырьевого сектора или экспортно-ориентированные предприятия. Привозят: а) те же участники, только, уже будучи, иностранными инвесторами, стремясь обойти различные юридические ограничения; б) различные инвестиционные фонды, компании, ориентированные на высокие риски, высокую доходность; в) крупные внешние предприятия, которые, получив некое политическое соглашение, например как Рургаз, инвестируют в российскую экономику (инвестиции идут тоже в сырьевой сектор, но это происходит в рамках политических договоренностей на самом высоком уровне и имеет некое специфическое значение).
Возврат капитала делается через различные оффшорные компании, и формально по статистике они проходят как внешние инвестиции. На протяжении последних десяти лет работает схема, когда сначала капитал вывозится за границу, там он фиксируется как иностранный, и после этого в качестве иностранных инвестиций он возвращается назад. Здесь споры о том, что это наши же инвестиции, вернувшиеся назад и обратившие внимание на российскую экономику, наверное, неправомерен. Коль скоро этот капитал был вывезен и зафиксирован уже как чей-то резидентский или иностранный, он уже является по отношению к российской экономике иностранным капиталом.
Для национальной экономики все равно, какие инвестиции приходят. Но с точки зрения каких-то юридических норм просто идет своего рода страховка. Сначала внутренний капитал должен быть вывезен, а потом должен прийти сюда в качестве иностранных инвестиций, которые более защищены с точки зрения собственности, фиксации прибыли и т.д.

7 июля 2003

http://www.opec.ru

Док. 304925
Перв. публик.: 17.07.03
Последн. ред.: 17.05.07
Число обращений: 264

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``