В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Европе брошен серьезный вызов Назад
Алексей Ведев: Европе брошен серьезный вызов
Алексей Леонидович, известный финансист Джордж Сорос заявил, что продает доллары и покупает евро из-за отказа властей США проводить политику сильного доллара. А вот Алан Гринспен не считает, что Штаты проводят политику ослабления доллара. К какому мнению стоит прислушиваться? И к кому прислушаются инвесторы?

Традиционно инвесторы прислушиваются скорее к Гринспену, чем Соросу, хотя прислушиваются и к тому, и к другому. Я думаю, что истина лежит посередине. С одной стороны, возможно, США не проводят искусственную политику занижения курса доллара, как это делали японцы в середине 1990-х годов. С другой стороны, они особо и не озабочены поддержкой его силы, высоким реальным курсом. Все это течет, как течет при более или менее сохраняющемся паритете между курсами прочих валют за исключением курса евро, который очень резко усиливается. Политика среднего или слабого доллара способствует росту экспорта в управлении сильно отрицательного внешнеторгового баланса Америки. С другой стороны, по совершенно классической схеме инвесторы в смысле капитальных операций стремятся в сильную валюту. Так было и с долларом, когда его уровень был достаточно высок. Все инвесторы устремились на фондовый рынок и рынок облигаций. По оценкам, порядка 30% рынка американских казначейских облигаций принадлежит японским инвесторам. Сейчас ровно та же ситуация наблюдается с евро, и тот же Сорос логично действует, переводя часть активов в сильный евро, к тому же в еврозоне действуют более высокие процентные ставки.

А не вызовет ли это волну перекладывания в евро среди американских инвесторов, да и всех инвесторов в мире?

Определенный эффект может быть. Сильный евро соответственно порождает дополнительный спрос и от этого евро становится еще сильнее. Здесь положительная обратная связь, эффект снежного кома, конечно, может присутствовать. С другой стороны, отчасти это перелив капитала и спекулятивная игра, как было с американским фондовым рынком и индексом Dow Jones: он рос, вложения были привлекательные, туда поступали дополнительные инвестиции, от этого он еще больше рос. Потом получился большой откат.

По мнению экспертов МВФ, в мире набирает обороты дефляция, и с удешевлением товаров уже не справляются Германия, Тайвань, Гонконг, Китай, и даже США. Чем дефляция опасна и какие экономические механизмы она запускает?

Дефляция оказывает депрессивное воздействие на экономическую активность. Дефляция опасна рецессиями. Либо стагнацией, либо рецессией, либо замедлением темпов от отрицательного роста до спада.

А каким образом с этим бороться?

Политикой дешевых денег, отчасти фискальной политикой, то есть политикой стимулирования государственных расходов, это российская антилиберальная позиция. Как раз приверженцы российской либеральной экономики считают, что у нас завышены государственные расходы, тогда как, наоборот, одна из возможностей борьбы с дефляцией - увеличение государственных расходов.

США как раз проводят такую политику, но при этом они давят на все остальные страны.

Здесь они абсолютно правы. Они озабочены, прежде всего, своей экономикой. Вопрос в том, что их экономика большая и волей или неволей от состояния американской экономики, от американской экономической политики зависят другие страны. Но здесь можно понять американцев, которые в первую очередь решают свои проблемы, а остальные страны должны просто подстраиваться.

Что делать Европе? Мало того, что политика Штатов такова, что Европа испытывает сильнейшее конкурентное давление. Так сейчас еще и Сорос выступает "в пользу" евро. В результате в евро пойдут инвесторы со всего мира, он еще сильнее укрепится, дефляция увеличится.

У укрепления какой-то валюты есть свои преимущества и свои недостатки. От сильного евро, прежде всего, пострадает европейский экспорт, но с другой стороны, финансовые европейские рынки становятся крайне привлекательными, евро становится крайне привлекательным и на волне сильного евро, скажем, Европейский союз может привлечь на свою территорию большое количество инвестиций, что при разумном использовании может создать задел для будущего экономического роста. Это то, чего лишены страны со слабой валютой.

То есть, на такую неприятность, как дефляция, можно не обращать внимания?

Везде и всегда есть свои размены. В чем-то мы выигрываем, в чем-то проигрываем. Из сильного евро Европейское сообщество может извлечь какую-то прибыль или какие-то преимущества на будущее: провести модернизацию, получить большие инвестиции. Это то, к чему стремятся все нормальные экономики.

21 мая 2003
http://www.opec.ru


Док. 304818
Перв. публик.: 17.06.03
Последн. ред.: 17.05.07
Число обращений: 267

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``