В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Близится час расплаты за бездействие Назад
Алексей Ведев: Близится час расплаты за бездействие
Алексей Леонидович, Минфин готовит законопроект о создании стабилизационного фонда, который позволит застраховать российскую экономику от сверхнизких цен на нефть. Критический уровень цен на нефть в этом законопроекте определен на уровне $12-13 за баррель. В ОРЕС говорят о возможном падении до $10 за баррель. И по подсчетам картеля, на рынке уже образовался избыток нефти в 2 млн баррелей в сутки. А если возобновится экспорт из Нигерии и Ирака, то избыток составит 4 млн баррелей уже в ближайшие месяцы. В Минфине говорят, что если стабилизационный фонд начнет работать со следующего года, то Россия сможет пережить 2-3 года сверхнизких цен на нефть. Не слишком ли поздно спохватились?

Вот именно - слишком поздно спохватились. Некий прообраз стабилизационного фонда уже существует давно, он называется резервный фонд, который превысил по итогам 2002 года $6 млрд., он хранится на счетах казначейства и никак не используется. Поэтому я бы разделил этот вопрос на две составляющие. Первый, это политика Минфина в области сбора налогов с экспорта нефти при условии высокого уровня цен, то есть сбор рентных платежей. И второй вопрос, как им распорядиться. Естественно, что в 2002 году правительство РФ распоряжалась им бездарно. В лучшем случае, эти средства использовались для стерилизации избыточного предложения иностранной валюты, в худшем случае, они вообще никак не использовались. Собственно говоря, два варианта совпадают, они использовались для стерилизации, эти деньги изымались из обращения и находились "нигде". Они не работали на увеличение прибыли денежных властей РФ, равно как они не работали в качестве финансовых ресурсов, инвестиций для поддержки роста национальной экономики. В этом контексте создание стабилизационного фонда формально ничем не отличается от создания резервного фонда, но предполагает каким-то образом распоряжаться этими деньгами более или менее разумно.
Что значит разумно? Это вопрос дискуссии, как управлять этим стабилизационным фондом, как его использовать, чтобы, с одной стороны, деньги были ликвидными, с другой стороны, работали на поступательное развитие российской экономики. Это вопрос серьезный, достаточно тесно соприкасается с проблемами использования денег Пенсионного Фонда РФ. Это вообще вопрос, как использовать накопления, аккумулируемые государством для сохранения их ликвидности и для интересов к поступательному развитию российской экономики. Этот вопрос является основным.

Удастся ли России пережить резкое падение цен на нефть?

Прежде всего, я не верю, что падение цен на нефть может быть до уровня $10-12 за баррель. Это слишком низкая цена, невыгодная слишком многим глобальным игрокам. Второй вопрос, какова себестоимость экспорта барреля российской нефти, тоже открытый вопрос. Поскольку большинство нефтяных компаний, стремясь уйти от налогов, завышает себестоимость барреля экспортных поставок. Вообще-то этот вопрос тоже открытый. Потому что когда говорят, что российская нефть обходится по себестоимости гораздо дороже, чем, например, ближневосточная, то возникает вопрос - насколько. Это уже вопрос статистики и вопрос ухода от налогов. Я думаю, что ниже $17-18 за баррель типа Urals - худший сценарий. И я очень сомневаюсь, что мировые цены на нефть, даже при том избытке, который существует, упадут до такого уровня.

Почему цены не могут упасть сильнее? Ведь ОРЕС доказывает, что избыток огромен.

Нефтяной рынок представляет собой некий компромисс между спросом и предложением, зависящим еще и от политических факторов. Наряду с долларовой инфляцией пропорционально возрастают и издержки стран-членов ОРЕС, нефтедобывающих стран, поэтому есть, конечно, определенный нижний предел. Думаю, если в начале 1980-х он составлял $9-10 за баррель, в начале 1990-х - $11-12, то сейчас он - $13-15 за баррель. Это то, как употребляется в техническом анализе, "линия поддержки" или "уровень сопротивления". Думаю, что $17-18 за баррель - низшая грань, после которой рыночные цены на нефть могут колебаться. Он даже могут упасть, предположим, до $12-13 за баррель, но это будет, скорее, некая истерия рынка, нежели объективная реальность. Думаю, что, некая коалиция, может быть, даже не ОРЕС, а в широком смысле всех нефтедобывающих стран, конечно, будет настаивать на том, что нижняя граница сейчас - $17-18 за баррель, ниже которой, в случае падения рыночных цен на нефть, будут предприняты достаточно согласованные действия для того, чтобы этого не допустить. И это является некоей нижней границей коридора колебания нефтяных цен.

16 апреля 2003

http://www.opec.ru

Док. 304756
Перв. публик.: 17.05.03
Последн. ред.: 17.05.07
Число обращений: 254

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``