Медведев предложил изменить метод оценки уровня бедности
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Олег Карелин: Проблемы регулирования международных требований Российской Федерации Назад
Олег Карелин: Проблемы регулирования международных требований Российской Федерации
В 90-х годах сложился острый дефицит между расходами на обслуживание внешнего долга и доходами от использования зарубежных финансовых активов. Доходы России от ее внешних финансовых активов, по данным МВЭС России, за 1992 - 1996 гг. фактически составили 7,4 млрд. долл. Расходы на обслуживание внешнего долга за тот же период - 26,6 млрд. долл. Отрицательное сальдо увеличилось за эти пять лет с 0,5 млрд. долл. до 6,9 млрд. долл.
С 1997 г. суммы поступлений сократились до уровня 300-400 млн. долл. в год (без учета проводимых Минфином России взаимозачетов). Фактические поступления значительно меньше сумм, предусмотренных соответствующими межправительственными соглашениям в размере 13 - 15 млрд. долл. в год. Между тем среднегодовые платежи по государственному внешнему долгу России в 1999 - 2005 гг. составляют 12 -19 млрд. долл.
При сохранении этих тенденций финансовые активы России в ближайшие 5-7 лет будут обеспечивать менее 10% суммы, необходимой на погашение и обслуживание внешнего долга страны. Если учесть, что критический уровень платежей по внешнему долгу оценивается в 20% годовой экспортной выручки, то Россия быстро приблизилась (11,3% в 1995 г., 16,6% в 1997 г., 19,4% в 1999 г и по графику 24% в 2000 г. при запланированных в бюджете 12%) к опасному пороговому рубежу. При сохранении нынешних тенденций в ближайшие годы наша страна может оказаться в порочном круге, когда ей придется привлекать новые займы только на выплату процентов по уже накопленному внешнему долгу.
При этом получение новых кредитов может быть затруднено по экономическим и политическим причинам, как это случилось в 1999 г. когда очередные транши кредита МВФ были заморожены, в том числе и по причине антитеррористических действий России в Чечне.
При том, что расчетные показатели внешнего долга бывшего СССР номинально были в 1,5 раза меньше его внешних активов, высокая степень обязательности обслуживания первого не шла в сравнение с низкими шансами на получение внешних активов. Страны-дебиторы России не относились к числу состоятельных в финансовом отношении государств.
До середины 90-х годов Россия стремилась решать вопрос обеспечения возврата внешних активов путем двусторонних переговоров. Определенные, хотя сравнительно скромные, результаты на этом направлении были достигнуты.
С некоторыми странами (например, Индией) взаимные отношения по долгу практически были нормализованы за счет предоставления специальных условий. Ряд стран производит выплаты в счет полного или частичного обслуживания и погашения своей задолженности (Индонезия, Вьетнам, Алжир и др.) Долговые обязательства к некоторым из них проданы на рынке. Обозначилась готовность России пойти на частичное списание (прощение) задолженности некоторых зарубежных стран и реструктуризацию оставшейся суммы, равно как и реструктуризацию в целом задолженности других стран (Никарагуа, Мадагаскар).
На начало 1996 года государственная задолженность большинства стран СНГ по отношению к России превысила 5 млрд. долл. и возросли к 1998 г. до почти 9 млрд. долл., а к 2000 г. составили (с учетом согласованных урегулирований) сумму около 4,5 млрд. долл. Эта задолженность образовалась в результате неплатежей по товарообороту, поддержанному "техническими" кредитами, которые лишь в 1997 г. были переоформлены в государственные кредиты. При этом новые государственные кредиты также были предоставлены и продолжают предоставляться отдельным странам СНГ, но это отдельная тема, ждущая своего исследователя.
Итак, в качестве правопреемницы СССР Россия унаследовала требования по обязательствам развивающихся стран. На 1 января 1996 г. общая сумма задолженности иностранных государств по предоставленным в рамках межправительственных соглашений кредитам составляла 96,4 млрд. руб. В пересчете по курсу Госбанка СССР, котируемому Банком России для платежно-расчетных и торговых соглашений бывшего СССР ( на 1 января 1996 г. 100 долл. было эквивалентно 64,43 руб.), это равнялось 149,6 млрд. долл. Следует отметить условность такого пересчета, поскольку, как уже отмечалось, кредиты предоставлялись в рублях, переводных рублях, в форме экспорта товаров и услуг с отсрочкой платежа на расчетной основе со сложной системой валютной оценки стоимости поставок и лишь в частично в СКВ,.

2000 г.

Док. 304698
Опублик.: 17.05.07
Число обращений: 477

  • Карелин Олег Владиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``