В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Срочный рынок имеет очень плохую историю. К сожалению... Назад
Алексей Ведев: Срочный рынок имеет очень плохую историю. К сожалению...
Алексей Леонидович, группа депутатов должна внести в Госдуму законопроект о производных финансовых инструментах и поправки в Гражданский кодекс, обеспечивающие защиту срочных сделок. Насколько важны для нас срочные инструменты, и удастся ли инициативой депутатов этот рынок развить?

Это сложный и болезненный вопрос. Сложность состоит в том, что в 1997 - первой половине 1998 года рынок срочных инструментов был достаточно широко развит. И функции срочного рынка известны - страховать вложения в долларах США, например, инвестиции, которые изначально были в рублях. Прежде всего, мы говорим о форвардных сделках по вложениям в иностранной валюте.
Но имеется колоссальный негативный опыт, состоящий в том, что данные сделки производились в огромных объемах вплоть до 17 августа, и после этого одни участники срочного рынка понесли колоссальные потери, а вторые значительно выиграли или не потеряли ничего. Вопрос тогда состоял в том, является ли государственный дефолт форс-мажорным обстоятельством, или нет. Насколько мне известно, данная ситуация вообще не была никак урегулирована, в связи с чем секция срочного рынка ММВБ закрылась. Были скандальные судебные разбирательства, но это ничем не кончилось.
Однако, сам по себе рынок производных инструментов важен. Чем он важен сейчас? Тем, что обменный курс рубля по отношению к доллару США плавающий, но достаточно стабильный. Инвесторы, которые хотят вкладываться в российскую экономику с учетом существования стабильного обменного курса, хотят иметь гарантию, то есть страховку. За эту страховку они готовы платить существенные суммы. Но здесь основной вопрос при развитии рынка срочных инструментов - это институциональность рыночных операторов. Да, я готов платить за страховку, прихожу с долларами США или евро, конвертирую их в рубли и инвестирую в экономику. Я хочу получить гарантию, в зависимости от курсовых или валютных рисков, что я смогу вывезти свои средства, например, портфельные инвестиции, по такому-то курсу тогда-то. Инвесторов пугает то, что уже был пример, когда эти условия не выполнялись, хотя за эту страховку было уже уплачено.
Точно так же и сейчас. Предположим, что вдруг цены на нефть упали до $16-17 за баррель. Вы понимаете, срочный рынок - некая страховка и риск. Насколько рыночные операторы смогут мне, как институциональному инвестору, гарантированно возместить убытки от колебания обменного курса? Это основная проблема. Она в те годы,1997-98, была не до конца решена. И думаю, что если сейчас будет принято это законодательство, возможно, это улучшит фон, но я бы не стал ожидать большого объема сделок в этом секторе финансовых рынков. Потому что это связано с неразвитостью судебной системы и так далее.

20 марта 2003
http://www.opec.ru


Док. 304569
Перв. публик.: 16.05.03
Последн. ред.: 16.05.07
Число обращений: 299

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``