В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Слухи о кончине американской экономики сильно преувеличены Назад
Алексей Ведев: Слухи о кончине американской экономики сильно преувеличены
Алексей Леонидович, в последнее время некоторые аналитики придерживаются пессимистичных мнений относительно состояния американской экономики - в частности, говорят о дефиците торгового баланса, о том, что новая экономика себя не оправдала, и отмечают проблемы инвестиционных банкиров в связи с финансовым кризисом. Вы согласны с подобными высказываниями?

И да, и нет. Частично согласен, потому что существуют некие формальные данные, согласно которым внешнеторговый баланс США находится в сильно отрицательной области. И, наверное, надежды на развитие новой экономики не оправдались, о чем свидетельствует динамика курса NASDAQ. В этой ситуации ожидания аналитиков оправдываются и являются достаточно адекватными. Но, так или иначе, экономика США является наиболее масштабной, что важно, а национальная валюта США все-таки является мировой валютой. Слухи об ее кончине, значительном ослаблении или падении сильно преувеличены.

В какой валюте следует держать активы?

Я бы разделил данный вопрос на две части. Первая - что будет с национальной американской валютой - долларом США. И второе, в какой валюте держать активы российских граждан, юридических или физических лиц. Что касается первого вопроса - да, действительно, в экономике США существуют проблемы. Но это проблемы макроэкономического плана, это проблемы сильной экономики. Я бы сказал, что вопрос ставится так: жить хорошо, еще лучше, или немножко хуже. Но масштаб вопроса не имеет никакого отношения к развивающимся странам, или как их еще называют emerging markets - развивающиеся рынки. Конечно же, забота о долларе США юридических лиц либо физических лиц, которые находятся в сфере emerging markets, выглядит, по меньшей мере, наивно. Да, проблемы американской экономики достаточно широко освещаются, они понятны, но вопрос заключается, в основном, в поддержке устойчивых темпов роста именно масштабной экономики, что тоже достаточно важно. Но здесь я бы сделал отступление.
Слабые экономики периодически демонстрируют крайне высокие темпы роста. Но, с другой стороны, это вопрос масштабов. Когда экономика испытала значительный спад, как российская испытала спад от 40 до 60% по сравнению с 1990 годом, то, конечно, находясь на некоем низком уровне, некие всплески, которые стимулируются девальвацией курса рубля либо благоприятной внешней конъюнктурой, обеспечивают высокие темпы роста. Но эти темпы роста находятся в совершенно другом масштабе, не сопоставимом ни с американской, ни с европейской, ни с японской экономиками. И в этом смысле, когда малая экономика демонстрирует темпы роста на протяжении 3-4 лет в 5, даже 10%, то все равно, это достаточно далеко от масштабов развитых экономик. А это обуславливает совершенно другую экономическую политику, другой подход и другое восприятие этих темпов роста.
Теперь, что касается курсов валют и где лучше хранить сбережения. Американская экономика, испытывая определенные проблемы с внешнеторговым балансом и с "новой экономикой", посредством регулирования процентных ставок и вообще политикой, которую проводит федеральная резервная система, каким-то образом регулирует курс доллара, ослабляя его по отношению к японской йене, либо по отношению к евро, либо в отдельные периоды его усиливая. Что этим преследуется? С одной стороны, слабый доллар стимулирует экспорт, ограничивает импорт, что каким-то образом урегулирует внешнеторговый баланс США. С другой стороны, слабый доллар обуславливает отток капитала из Америки в область экономик Юго-Восточной Азии и Европы. Отток капитала, в общем-то, негативно сказывается на состоянии экономики Америки. Это - некая расплата за поддержку экспорта. Фактически обменный курс доллара США по отношению к евро или к японской йене выступает как некий размен состояния текущего торгового баланса, либо экспорта-импорта по отношению к специальным операциям. В общем, все это достаточно долгосрочные стратегии, но они происходят в рамках незначительных процентных изменений или иногда значительных, например, на 20%. Но так или иначе, данные колебания мировых курсов валют, мне кажется, не могут и не должны вызывать изменения частных инвестиционных портфелей или частных сбережений с точки зрения валюты, в которой они хранятся. Как минимум, здесь есть один аргумент. Это комиссионные платежи, либо процентные ставки за конвертацию. Предположим, что если сейчас частные физические лица хранят свои сбережения в долларах США, то их обмен на евро либо практически полностью съест, либо еще и принесет убытки частным инвесторам при их переходе в евро, и наоборот. В общем-то, это достаточно устойчивая мировая практика.
Эту тему можно расширить, потому что сейчас я говорил лишь о наличных сбережениях, тогда как существуют еще депозиты в иностранной валюте. И, как нетрудно заметить, депозиты в долларах США и в евро незначительно отличаются, и приносят в российскую банковскую систему достаточно высокий доход по сравнению, например, с аналогичными депозитными ставками, которые действуют в Европе или США.
Что касается частных инвесторов, то переход из одной валюты в другую для них, с одной стороны, чисто спекулятивен, потому что любой переход принесет дополнительную прибыль от конверсионных операций банку. Но частным инвесторам это абсолютно ничего не даст - более того, принесет убытки от перехода из одной валюты в другую. Потому что речь идет о сравнительно малых суммах и о конверсионных операциях. Особенно, если это будет происходить в наличной форме или в форме депозитов частных лиц, то там комиссионные ставки просто огромные, которые съедят всю прибыль от этого перехода.

17 марта 2003

http://www.opec.ru

Док. 304560
Перв. публик.: 16.05.03
Последн. ред.: 16.05.07
Число обращений: 257

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``