В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Владимир Спасибо: Послание Президента и приоритетные национальные проекты. Назад
Владимир Спасибо: Послание Президента и приоритетные национальные проекты.
26 апреля 2007 года Владимир Путин обратился с традиционным посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации.
В числе прочего Президент коснулся приоритетных национальных проектов.
"...достигнутые показатели в реализации нацпроекта "Здоровье" можно рассматривать в качестве первых - пусть маленьких, но все-таки - побед, измеряемых тысячами жизней наших соотечественников. Сокращение смертности и увеличение рождаемости, достигнутое в 2006году и в первые месяцы этого года - очевидное свидетельство правильности наших усилий".
Разумеется, пока еще рано говорить о больших успехах. Причины низкой рождаемости, по мнению экспертов, скорее не в материальном неблагополучии, а в моральных устоях общества. Относительно высокие демографические показатели в некоторых развитых странах достигаются за счет той части общества, которая придерживается традиционных, в частности религиозных, ценностей. Для нашего общества этот путь пока непривлекателен
Важной составляющей демографических перемен должно стать изменение отношения к традиционным семейным ценностям. И президент совершенно справедливо указал на необходимость изменения отношения государства к семье.
Так, например, в Западной Европе самая низкая рождаемость наблюдается на юге континента - в Испании, Италии, Греции, там, где господдержка семьям с детьми самая низкая в ЕС. А во Франции и в скандинавских странах, где расходы на семейную политику максимальны (более 4% ВВП), и государство занимается вопросами демографии, показатели рождаемости на 30-40% выше, чем в Испании, Италии, Греции.
Поэтому у нас прямые финансовые субсидии будут играть хотя и важную, но все же вспомогательную роль. Государству придется развивать систему льготного кредитования и стимулирования малоэтажной застройки. Сглаживать негативные для общества в целом социально-экономические тенденции (рост стоимости жилья и увеличение тарифов ЖКХ, расширение спектра платных услуг и увеличение их стоимости в сфере детского и подросткового здравоохранения и т.п.), особенно чувствительные для многодетных семей.
"...нацпроект в области аграрно-промышленного комплекса не только доказал свою эффективность, но и продемонстрировал огромные потенциальные возможности российского сельского хозяйства. Помог развитию инициативы и предпринимательства в деревне".
Следует отметить большие успехи, которых добиваются компании, выстраивающие вертикально интегрированные агропромышленные комплексы. Динамичен мелкий и средний частный сектор (в частности, производящий до 50% процентов мяса).
И те льготные кредиты, которые выдаются сейчас - весьма кстати.
В то же время практически все новые отечественные проекты в области животноводства обеспечивают зарубежные племенные хозяйства, что существенно увеличивает себестоимость создаваемых молочных ферм и свинокомплексов.
Нужно использовать возможности регионального животноводства. Собственные селекционно-гибридные центры позволят значительно сократить расходы на приобретение животных.
Не случайно Путин потребовал ускорить разработку пятилетней программы развития отрасли.
"...Реализация нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" привела к значительной активизации строительства во всех областях - от малоэтажного до комплексной застройки отдельных районов и даже городов".
Объявлено о необходимости принятия стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан (до 1 м.кв. на человека в год). В комплексе с градостроительной политикой, энергосберегающими и ресурсосберегающими технологиями, развитием строительной отрасли в целом.
Речь об увеличении объемов малоэтажного загородного силами инвестиционно-строительных компаний полного цикла, стоимость которого с учетом придомовой территории практически втрое дешевле недвижимости в черте городов.
Однако специалисты - застройщики указывают на сохранение серъезных препятствий в развитии строительного рынка:
-нормальный оборот земли практически отсутствует, процедуры изменения черты поселений носят крайне сложный характер, существуют коллизии земельного и градостроительного законодательства. Крайне затруднено приобретение земельного участка по прямой сделке купли-продажи, этот процесс требует много времени и дополнительных расходов. Процедура изменения вида разрешенного использования, тем более изменения категории земельного участка, носит крайне сложный характер, требует серьезных вложений и занимает от 6 месяцев до 1,5 лет.
-необходимы регламенты для упрощения процедур, связанных с согласованием инвестиционно-строительных проектов и получением технических условий для застройщиков. Ускоренный режим согласования ИРД будет сокращать сроки реализации проекта, стоимость кредитных ресурсов и, как следствие, уменьшать стоимость конечного продукта для конкретного покупателя.
"...расширяя строительство нового жилья, нельзя забывать и о поддержании в надлежащем состоянии существующего жилищного фонда ...из 3 млрд. кв. метров жилого фонда России более половины нуждается в ремонте ...мы наблюдаем тревожную тенденцию постоянного увеличения объемов ветхого жилья. Сегодня объем ветхого жилья по стране составляет 93 млн. кв. метров, из них аварийного - более 11 млн. кв. метров".
Для эффективной работы по реформированию ЖКХ предложено создать специальный Фонд - в объеме не менее 250млрд. рублей. В том числе на программу переселения граждан из аварийного жилья выделить не менее 100 млрд. рублей. На ремонт жилищного фонда направить не менее 150 млрд. рублей.
Если вспомнить, что цена квадратного метра жилья в среднем по России достигала в конце 2006 г. 32 тысячи рублей, то 11 млн.м.кв. нового жилья взамен аварийного могут обойтись по меньшей мере в 350 млрд. руб. Не считая того, что расселять придется уже по социальным нормам. Не говоря уже о ветхом жилье.
Да и площадь так называемых "хрущевок" составляет 250 млн. кв. м, и они требуют срочного вмешательства государства для проведения реконструкции.
В неблагоустроенном жилье сегодня проживают 40 млн. человек.
Более 300 млн. кв. м составляет жилье, которое не ремонтировалось от 30 до 40 лет. Недофинансирование ремонта оценивается в 3 трлн.руб. Поэтому 150 млрд. руб. явно мало. Надежда на то, что заработают механизмы коллективной собственности.
Были объявлены новые приоритеты, помимо национальных проектов.
Президент предложил все нефтегазовые доходы разделить на три составляющие.
Это Резервный фонд для целей минимизации рисков экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках. А также - для поддержания макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией.
Часть нефтегазовых доходов должна идти в федеральный бюджет для выполнения прежде всего масштабных социальных программ.
Фонд будущих поколений (фонд национального благосостояния), куда будут направляться все остальные нефтегазовые доходы.
Средства этого Фонда должны идти на повышение качества жизни людей и развитие экономики.
Часть средств Фонда национального благосостояния предложено направлять на капитализацию институтов развития - Банка развития, Инвестиционного фонда, Российской венчурной компании и других. Выделить уже в 2007 г. 300 млрд. рублей, предусмотрев в будущем дальнейшие ассигнования на эти цели.
Это должно позволить, полагает Президент, опираясь на образовательное, научное, творческое достояния России, получить видимые преимущества для создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях, экономики.
Президент постановил ряд конкретных задач:
-устранение инфраструктурных ограничений роста.
-повышение эффективности использования природных ресурсов.
-модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств.
Причем бюджетные средства должны стать не главным источником, а прежде всего катализатором для частных инвестиций. Основной ролью государства должно быть содействие бизнесу в создании новых современных производств и в появлении как можно большего количества национальных публичных компаний.
Одним из безусловных приоритетов ближайших лет названа электроэнергетика. К 2020 году предполагается увеличить на 2/3 производство электроэнергии в России. Для этого государством и частными компаниями будет проинвестировано порядка 12 трлн. рублей на постройку новых станций, модернизацию действующих, расширение сетевой инфраструктуры.
В ближайшие 12 лет запланировано построить 26 атомных энергоблоков. Для реализации этого проекта создать корпорацию, объединяющая предприятия атомной энергетики и промышленности. (Это никак не частный бизнес).
Начать строительство крупных ГЭС - (в Сибири, на Дальнем Востоке).
Увеличить долю угольной генерации нового поколения.
Сейчас в стране ежегодные инвестиции составляют примерно 5 трлн.руб. Соответственно, инвестиции в электроэнергетику достигнут 15-20% общего объема.
В числе приоритетов почему-то не названо существенное снижение энергоемкости единицы ВВП.
Еще одно направление - транспортная система.
Расходы федерального бюджета на автомобильные дороги, на развитие улично-дорожной сети будут увеличены на 100млрд. рублей. Безусловным приоритетом названо строительство федеральных трасс и реконструкция дорог, формирующих международные транспортные коридоры в Европейской части России по направлениям Север-Юг и Центр-Урал. А также - по направлениям, обеспечивающим реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири. Заявленное финансирование представляется недостаточным.
Будет принята программа развития железных дорог, включая внутренние и международные перевозки. Конкретные финансовые параметры не названы, но речь даже не о сотнях млрд. руб.
Объявлена программа создания транзитных авиационных центров. С привлечением частных инвестиций через приватизацию аэропортовых терминалов и концессию аэропортовой инфраструктуры, включая взлетно-посадочные полосы.
Программа развития российских портов.
Проекты увеличения пропускной способности внутренних водных путей. С модернизацией Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы. С созданием международного консорциума по строительству второй линии Волго-Донского канала.
Только развитие транспортной инфраструктуры потребует примерно столько же, сколько и электроэнергетика.
Увеличение объемов и глубины переработки сырья внутри страны (названы нефте-,лесо- рыбопеработка) обойдутся по самым грубым прикидкам в 5-6 трлн. руб. в ближайшие 5-6 лет.
Отраслями, которые должны стать важным звеном инновационной экономики, названы авиационная, судостроительная, космическая.
Вновь созданная авиастроительная корпорация охарактеризована как мотор модернизации отрасли для превращения ее в современное производство по выпуску основных типов гражданских воздушных судов.
Сейчас авиапромышленность производит в год продукции порядка 130-140 млрд. руб. В основном военных машин. Рывок в гражданском авиастроении - дело непростое. И неочевидное.
Принято решение о создании Объединенной судостроительной корпорации, которая должна включать все сегменты - от проектирования и строительства судов до их сервисного обслуживания и ремонта.
Судостроение имеет еще меньшие объемы, чем авиастроение. И также в основном военные. Выйти на мировые рынки, и победить тех же финнов - задача.
Опять-таки, речь о госкорпорациях. А отнюдь не о частном бизнесе.
Все это расходится с утверждением Д.Медведева в январе 2007 года в Давосе, что Россия находится в уникальной позиции. Имея возможность не догонять другие страны в способах производства товаров и услуг, страна будет ориентироваться на создание экономики следующего технологического поколения. "Российская экономика будет не только в полной мере реализовывать исторический мандат энергетического и транспортного центра Евразии. Мы восстановим наши позиции как одного из крупнейших научных центров, а также превратим наш финансовый рынок в один из наиболее эффективных и востребованных в мире".
Инновационная экономика невозможна без науки и образования.
По поводу российской науки Президент сказал, что принят федеральный закон, в соответствии с которым научная работа в государственных академиях будет идти на основе пятилетней программы фундаментальных исследований. Она должна быть утверждена Правительством на базе предложений Российской академии наук и других госакадемий.
В 2008 г. на программу фундаментальных исследований предполагается направить 48 млрд. рублей. Дополнительно ещё около 8млрд. рублей будет заложено в фонды, поддерживающие фундаментальные исследования.
Другое направление финансирования - это специальные целевые программы, в рамках которых государственные заказы на прикладные научные исследования и разработки должны выставляться на открытые конкурсы.
Президент пояснил, что получается два канала финансирования - через РАН и через другие академии, и напрямую через конкурсы - в научные центры. Объем таких целевых программ в 2008 г. составит более 33 млрд. рублей.
Задача формирования научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития будет решаться путем создания системы исследований и разработок в области нанотехнологий. В нее войдут государственные научные центры и университеты, а также лаборатории частных корпораций.
Государством должны быть выделены средства на материально-техническое, кадровое и организационное обеспечение соответствующих работ. Эти средства будут переданы в управление специально создаваемой Российской корпорации нанотехнологий. Объем этих ресурсов составит не менее 130 млрд. рублей. С учетом федеральных целевых программ на это направление запланировано в федеральном бюджете около 180млрд. рублей.
В принципе структура финансирования соответствует мировой практике (фундаментальные исследования - не более 20% от объема НИОКР).
Но опять госкорпорация. И все эти работы вне нацпроектов. А почему?
Надо сказать, что заявленные объемы финансирования в развитие нанотехнологий очень велики даже по мировым меркам. Эксперты говорят о том, что полезные решения, которые могут быть получены в ходе реализации этой инициативы, не найдут широкого применения в российской, да и даже мировой экономике в ближайшей перспективе.
И еще. В общем как-то оставлены без внимания университеты. Которые и должны бы стать основой инновационной экономики.
Министерство образования и науки поначалу предполагало трехуровневое финансирование высшей школы.
Первая группа вузов включала МГУ, СПбГУ, а также Сибирский (Красноярск), Южный (Ростов-на-Дону) и Дальневосточный национальные университеты, которые создаются в рамках нацпроекта "Образование". Этим университетам федерального значения планировалось значительное государственное финансирование и относительно широкая автономия.
Следующий уровень - 55 вузов, которые получили президентские гранты за победу в конкурсе инновационных проектов с меньшим госфинансированием.
Остальным вузам - минимум господдержки.
Однако позже Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты добились особого статуса, с повышенным госфинансированием, налоговыми льготами. Правом создавать дочерние организации и предприятия для инновационных проектов. Правом выдавать своим выпускникам дипломы "фирменного" образца. Собственные аттестационные комиссии.
При этом специалисты отмечают, что крупные российские вузы не страдают от отсутствия средств. Однако международные рейтинговые системы их словно не замечают.
Критики уверены, что эпизодическое вложение в единичные вузы и специальности малоэффективно. Для повышения качества образования необходимо усовершенствовать государственный образовательный стандарт, активнее заниматься переподготовкой преподавательского состава.
Многие зарубежные университеты накапливают потенциал, позволяющий исследовать проблемы социально-экономического развития и выдвигать инновации, решающие эти проблемы. Такие университеты имеют существенное негосударственное финансирование, тесные связи с индустрией и некоммерческими организациями, децентрализованную структуру, гибкие программы распространения знаний.
Министр финансов России А.Кудрина полагает, что реализация инициатив, обозначенных президентом РФ в послании, потребует в общей сложности около 750 млрд рублей. На самом деле эту сумму следовало бы увеличить по меньшей мере втрое.
В мае 2007 г. золотовалютные резервы России достигли 350 млрд. долл. В основном они формируются за счет налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин на нефть и газ. Российский экспорт на две трети состоит из энергетического сырья.
По прогнозам, к 2015 г. добыча нефти в России может составить 530 млн т, а экспорт - 310 млн т. Добыча газа - 740 млрд куб. м, экспорт - 290 млрд куб. м.
Но это может быть реализовано только при условии модернизации добывающей и экспортной инфраструктуры, расширении сырьевой базы. Приходится добуривать и разрабатывать новые месторождения, где нефть лежит глубже. Там требуются совершенно другие технологии, а значит, и другие затраты. В то же время государство забирает у нефтяников большую часть прибыли и, соответственно, потенциальные инвестиции.
Цены на нефть в 2006 г. были примерно на 25% выше, чем в 2005 г., экспортные пошлины выросли примерно на 49%, составив 26,7 доллара за баррель, а налог на добычу полезных ископаемых вырос примерно на 31%, составив 11,5 доллара за баррель. Эти два налога вместе изъяли 38 долларов с каждого экспортируемого барреля сырой нефти, или 61% от среднегодовой цены нефти Urals, которая составила 62,7 доллара за баррель.
Выросла себестоимость продаж, которая состоит из стоимости сервиса, зарплат, стоимости электроэнергии, моторного топлива, материалов, тарифов на транспортировку. Остро проявил себя дефицит сервисных мощностей в индустрии.
Серьезным и актуальным на среднесрочную перспективу является отставание России в технологиях, связанных с производством и транспортировкой сжиженного природного газа.
Понадобятся серьезные вложения в обеспечение стабильных экспортных доходов. А где их взять, если мы будем тратить много на инфраструктуру, на госкорпорации, на социальную сферу.
Словом, послание Президента несет в себе противоречия, обусловленные слишком большим грузом проблем, которые необходимо решать. И, вероятно, проектный подход надо бы, совершенствуя и развивая, расширять, а не ограничиваться только действующими.

2007-05-16
www.nasledie.ru

viperson.ru

Док. 304492
Перв. публик.: 16.05.07
Последн. ред.: 27.10.10
Число обращений: 1570

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``