В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Минфин РФ действует абсолютно адекватно с точки зрения решения собственных проблем / The Ministry of Finance actions are absolutely correct from the point of solving its own problems Назад
Алексей Ведев: Минфин РФ действует абсолютно адекватно с точки зрения решения собственных проблем / The Ministry of Finance actions are absolutely correct from the point of solving its own problems
Алексей Леонидович, Министерство финансов предлагает выпустить в 2003 году ГКО на сумму 64 млрд. рублей, ОФЗ на 472 млрд., 300 млрд. из которых приходится на реструктуризацию бумаг из портфеля Центробанка, а также государственные сберегательные облигации (ГСО) на сумму 10 млрд. рублей. Программа заимствования будет намного больше, чем в этом году. Как бы Вы прокомментировали эти планы? Сам Минфин комментировать эти материалы отказывается. Что это означает?

Здесь две проблемы. Первая проблема - это развитие рынка федеральных облигаций, рынка, занятого Минфином. Следует оценить роль этого рынка во всей финансового системе России. Вне всякого сомнения, эта роль является определяющей, ключевой, с точки зрения финансовых рынков, уровня ликвидности, риска, процентных ставок.
Согласно программе внутренних заимствований предполагается некое расширение объема рынка. С другой стороны, процентные платежи по уже выпущенным облигациям (в том числе по купонам платежам) таковы, что в 2003 году ожидается даже некоторое сокращение этого рынка. То есть, несмотря на формальный рост данного рынка, купонные платежи превосходят объемы расширения рынка. Фактически это означает, что инвесторы, которые разместили свои ресурсы в государственные ценные бумаги - федеральные облигации, не смогут в полном объеме их реинвестировать. Из этого и следует, что формально произойдет сокращение этого рынка.
Более того, встает другая проблема - это проблема структуры инвесторов на данном рынке. В первую очередь это касается Сберегательного Банка РФ и Пенсионного фонда. Мой прогноз таков, что два данных участника рынка вытеснят всех остальных - имеются в виду прочие коммерческие банки и внешние инвесторы. Процентные ставки будут находиться на крайне низком уровне, скорее всего ниже темпов инфляции, фактически развития данного рынка не произойдет. Данная ситуация и определяет проблемы для развития финансовых рынков в России. Даже те инвесторы, которые активно работали с федеральными облигациями на рынке в 2001-2002 году, фактически будут вытеснены с этого рынка, и, наверное, будут вынуждены уйти на рынки муниципальных, корпоративных облигаций, либо перейти на рынок акций и рынок срочных инструментов - так называемый рынок деривативов.

Как следует оценивать планы Минфина?

Планы Минфина следует оценивать не однозначно. Плюс в планах Минфина состоит в том, что, с одной стороны, стоит задача стабилизации и поддержания профицита федерального бюджета и минимизации объемов внутренних заимствований в 2003 году. Что, в общем, согласуется с и некоторыми стабилизационными мероприятиями по основным макроэкономическим параметрам. С другой стороны, данная программа абсолютно не ориентирована на восстановление развития российских финансовых рынков, в том числе на поддержку банков при системе эффективного контроля, процентных ставок и так далее. Мой прогноз состоит в том, что рынок федеральных облигаций (в отличие от 1997 года и первой половины 1998 года, когда данный рынок фактически был неким стержнем для развития прочих сегментов финансовых рынков в России), будет представлять из себя некий изолированный сегмент с ограниченными объемами, ликвидностью и фактически его развитие ориентировано лишь на средства Сбербанк и Пенсионного фонда. Можно говорить о некоторой национализации данного сегмента финансового рынка. Что из этого следует? При такой программе внутренних заимствований, во-первых, денежные власти (имеются в виде Правительство и Центробанк) лишаются возможности контроля за процентными ставками, действующими в экономике; во-вторых, - фактически ставится под вопрос восстановление финансовых рынков, особенно с точки зрения эффективной трансформации свободных денежных средств в экономике между различными участниками рынка и различными секторами экономики; в-третьих, ставится под вопрос само по себе восстановление и реформирование финансовых рынков, коль скоро рынки муниципальных облигаций или субъекта финансового рынка, рынка корпоративных облигаций и, в общем-то, даже банковские кредиты предприятиям теряют ориентиры с точки зрения процентных ставок. Теряется сама по себе структура процентных ставок в экономике в зависимости от длительности размещаемых финансовых ресурсов, рисков, ликвидности, финансовых инструментов.

Действия Минфина - это адекватная ситуация или у него нет выбора?

И да, и нет. У него, без сомнения, есть выбор. С одной стороны, Минфин действует абсолютно адекватно с точки зрения решения проблемы самого Минфина - федерального бюджета. В этом смысле - да. Коль скоро бюджет не испытывает никаких проблем с точки зрения ресурсов, если сохраняется профицит бюджета, то зачем ему развивать рынок внутренних заимствований или рынок долговых обязательств? С другой стороны, денежные власти в широком понимании от этого много теряют, поскольку не занимаются восстановлением финансовых рынков, которые вообще-то должны обеспечить или как минимум, содействовать экономическому росту или поддержанию высоких темпов как минимум положительных роста производства. То есть это повторение ситуации 1997-1998 года, когда денежные власти не могут договориться между собой о проведении согласованной фискальной, монетарной, кредитно-денежной, налогово-бюджетой политики.
На самом деле, с одной стороны, существует прямой вопрос. Зачем Минфину привлекать деньги на внутреннем рынке, когда существует профицит? С другой стороны, привлекая деньги и развивая рынок внутреннего долга, Минфин в рамках денежных властей восстанавливает финансовые рынки и банковскую систему.

17 января 2003

http://www.opec.ru

Док. 304487
Перв. публик.: 16.05.03
Последн. ред.: 16.05.07
Число обращений: 307

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``