В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Ключевой фактор стабилизации финансов - восстановление и развитие рынка внутреннего долга / The key factor of financial stabilization is reconstruction and development of the internal debt market Назад
Алексей Ведев: Ключевой фактор стабилизации финансов - восстановление и развитие рынка внутреннего долга / The key factor of financial stabilization is reconstruction and development of the internal debt market
Алексей Леонидович, в последнее время существенно активизировались дискуссии, связанные с перспективами развития национальной банковской системы и финансовых рынков. Позиций, представленных различными группами, довольно много, однако грань, вокруг которой идут дискуссии, заключается в том, что идея развития финансовых рынков в отрыве от реального сектора может привести к последствиям, аналогичным дефолту 1998 года. Как Вы полагаете, следует ли подходить к активизации рынка капиталов столь осторожно?

Действительно, эта тема сейчас достаточно злободневна. Только за последние десять дней были проведены две конференции по проблемам развития финансовых рынков (в рамках Совета Федерации РФ и проекта TACIS), еще три будут проведены по аналогичной тематике в ноябре текущего года с участием ведущих экспертов и представителей российских денежных властей. Актуальность обсуждаемых проблем очевидна. В то время как реальный сектор экономики России демонстрирует устойчивые положительные темпы роста, национальная финансовая системы по ряду параметров по-прежнему пребывает в кризисном состоянии. Поиск направлений преодоления данного кризиса напрямую связана с приданием финансовой сфере таких функций, как поддержка устойчивых позитивных темпов развития национальной экономики, привлечение иностранных инвестиций и противодействие внешним негативным воздействиям (шокам).
Национальные финансовые рынки являются ключевым сегментом финансовой сферы. Нынешнее состояние отечественного финансового рынка характеризуется низкой емкостью всех сегментов рынка, недостаточной ликвидностью сегментов с низкими рисками и низкой доходностью, а также высокими рисками и низкой ликвидностью сегментов рынка, предоставляющих высокую доходность по вложенным средствам, а также неразвитостью сегмента срочных финансовых инструментов, позволяющего страховать (хеджировать) риски потери вложенных средств. Российские денежные власти фактически устранились от участия в восстановлении и дальнейшем развитии российской банковской системы и финансовых рынков. Финансовая сфера России восстанавливалась после системного кризиса 1998 г. самостоятельно. В результате по состоянию на середину 2002 г. банковская система и финансовые рынки лишь по отдельным показателям достигли предкризисного уровня, тогда как развивающийся реальный сектор предъявляет к финансовой сфере уже новые более высокие требования к качеству банковских услуг, объему доступных финансовых ресурсов, уровню процентных ставок.
Ключевым фактором стабилизации национальных финансовых рынков выступает необходимость восстановления и развитие рынка внутреннего долга (или рынка федеральных облигаций). Оппоненты этой идеи предоставляют следующие аргументы: федеральный и консолидированный бюджет РФ сбалансирован и уже третий год подряд сводится с профицитом (т. е. с превышением бюджетных доходов над расходами) и государство не нуждается в заемных средствах, а возможное развитие рынка внутреннего долга будет производится за счет средств налогоплательщиков. Подобная позиция имеет право на существование, однако учитывает лишь один из аспектов (негативный) существования развитого рынка внутреннего долга. Несмотря на отсутствие потребности правительства РФ в заемных средствах расширение рынка федеральных облигаций призвано выполнять следующие функции:

обеспечение привлечения средств в федеральный бюджет. Несмотря на сохранение профицита федерального и консолидированного бюджета РФ (обусловленное ростом цен мирового рынка на сырую нефть и прочие энергоресурсы) благоприятная ценовая конъюнктура на внешних рынках может достаточно быстро измениться (т. е. цены на сырую нефть могут существенно снизиться). В рамках данного сценария бюджетные поступления снизятся, очевидно возникнет дефицит государственного бюджета, финансирование которого потребует привлечение средств с внутреннего и внешнего рынков. В отсутствие эффективного и реального действующего рынка внутреннего долга увеличение заимствований будет попросту невозможным либо будет сопряжено с резким ростом стоимости заимствований, что обусловит повышение общего уровня процентных ставок в экономике;
стабилизирующую. Обращающиеся федеральные облигации на развитом рынке внутреннего долга выступают в качестве наиболее ликвидных и наименее доходных и рискованных финансовых инструментов. Федеральные облигации по своей сути призваны аккумулировать избыточные финансовые средства, появляющиеся вследствие нестабильности на прочих сегментах национального рынка, неблагоприятном изменении конъюнктуры на внешних рынках либо должны выступать в качестве эффективного инструмента стерилизации избыточной ликвидности;
регулирующую. Рынок федеральных облигаций, регулируемый денежными властями, должен выступать в качестве главного сегмента национальной финансовой системы (в силу определяющей роли государственного бюджета в финансовой системе, как это наблюдалось в 1996-1998 гг.). Развитие рынка внутреннего долга призвано стимулировать развитие прочих сегментов, принципиально важных для стабильного развития реального сектора. При этом прочие сегменты непосредственным образом зависят от состояния рынка федеральных облигаций - с точки зрения процентных ставок, объема портфельных инвестиций, конъюнктуры на смежных сегментах рынок федеральных облигаций должен выполнять регулирующие функции;
стимулирующую. Эффективный рынок федеральных облигаций должен содействовать структурированию действующих процентных ставок в экономике, направленному на рост сбережений и стимулирование инвестиционной активности, в том числе и росту предоставляемых кредитов реальному сектору банковской системой.
Доминирующее воздействие рынка федеральных облигаций на состояние финансовой сферы России очевидно и будет поддерживаться усилиями денежных властей по его развитию. Развитый рынок федеральных облигаций, характеризующийся значительными оборотами вторичных торгов, высокой ликвидностью и низкими рисками, будет способствовать поступательному развитию прочих сегментов национального финансового рынка. Восстановление финансовых рынков неизбежно будет стимулировать развитие национальной банковской системы, а, в совокупности, - расширению предоставляемых банковских услуг и спектра обращающихся финансовых инструментов. Данный процесс должен стимулировать рост сбережений в экономике, а одновременно со структурированными процентными ставками, - и рост инвестиционной активности и достижение устойчиво высоких темпов роста производства.
В условиях сохранения профицита государственного бюджета развитие рынка федеральных облигаций (помимо стабилизирующей, регулирующей и стимулирующей функций) выступает и в качестве страхования сохранности сбережений экономических агентов. Определенные потери, связанные с развитием рынка внутреннего долга при взвешенной финансовой политики являются страховыми платежами, направленными на сохранение финансовой стабильности. Действительно, потери сбережений от роста инфляции являются более существенными, а стоимость ликвидации системного финансового кризиса оценивается от 10-15 до 100% ВВП, что существенно превосходит затраты налогоплательщиков на поддержку рынка федеральных облигаций. В данном контексте текущее развитие рынка федеральных облигаций представляется как крайне необходимым мероприятием, так и несравненно более "дешевым" инструментом реализации кредитно-денежной политики.

4 ноября 2002

http://www.opec.ru

Док. 304422
Перв. публик.: 16.05.03
Последн. ред.: 16.05.07
Число обращений: 283

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``