В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Бюджетный тупик: на грани финансового кризиса Назад
Алексей Ведев: Бюджетный тупик: на грани финансового кризиса
Алексей Леонидович, бюджетный процесс в РФ на сегодняшний день является неконфликтным. Нет проблем ни с принятием бюджета будущего года, ни с утверждением исполнения текущего бюджета. Означает ли это, что страна живет по эффективному финансовому закону?

Реализация бюджетной политики определяющим образом оказывает воздействие на финансовое состояние российских экономических агентов. Следуя тенденциям мировых цен на нефть, есть все основания предполагать сохранение устойчивого положительного сальдо внешней торговли РФ и, как следствие, стабильности исполнения расширенного государственного бюджета России. Стабильность проводимой фискальной политики подразумевает достижение профицита расширенного баланса правительства, включающего федеральный бюджет, бюджеты территорий, а также сохранение позитивного баланса внебюджетных фондов. В этом смысле последние месяцы текущего календарного года являются наиболее показательными, поскольку все бюджеты расширенного правительства сводятся с накопительным итогом - т. е. результаты исполнения различного рода бюджетов фиксируются от начала года к фиксируемой дате.
Несмотря на позитивно складывающуюся для России конъюнктуру на внешних рынках, исполнение различного уровня бюджетов РФ и внебюджетных фондов как раз не соответствует ожидаемым результатам. Так, задолженность по выплате заработной платы из бюджетов всех уровней возросла по состоянию на 1 октября 2002 г. по сравнению с 1 сентября 2002 г. на 9%, в том числе по выплатам из федерального бюджета - на 12.2%. Очевидно, что российское правительство под воздействием эйфории, связанной с улучшением внешней и внутренней конъюнктуры, обеспечивающей исполнение государственных бюджетов различного уровня с устойчивым профицитом, переоценило потенциал государственных финансов в области непроцентных расходов. Отметим, что только за прошедшие три года уровень непроцентных расходов федерального бюджета возрос с 10 до 12% ВВП - и это при условии роста процентных расходов федерального бюджета (связанных с выплатами процентов по внешнему долгу) и выплатам по основному долгу с 7 до 9% ВВП при устойчивом росте произведенного ВВП. Правительство реализует в настоящее время популистскую политику, связанную с увеличением платежей бюджетной сфере и пенсионерам, тогда как более прагматичной стратегией была бы аккумуляция дополнительных средств в виде специального фонда, предназначенных для будущих платежей по внешнему долгу.
В результате проводимая правительством РФ в текущем году фискальная политика обусловила рост задолженности по заработной плате в бюджетной сфере, а "политические" решения по увеличению пенсий привели к возникновению дефицита по текущим операциям Пенсионного фонда РФ (последствиями которых также может выступить и рост задолженности по пенсионным платежам). Подобный дисбаланс государственных социальных платежей неизбежно привносит элемент нестабильности в финансовую сферу: либо рост бюджетной задолженности по социальным платежам снижает совокупный спрос (стимулирующий внутреннее производство) и увеличивает социальную напряженность в обществе, либо задолженность по заработной плате и пенсиям будет единовременно погашаться, стимулируя инфляцию. Во всех случаях источником потенциальной финансовой нестабильности выступает бюджетная политика, содержанием которой должно быть последовательное увеличение социальных платежей, направленное на рост реального уровня жизни и стимулирование внутреннего производства, тогда как колебания в уровне задолженности и ее погашении дестабилизируют национальные финансы.

21 октября 2002
http://www.opec.ru


Док. 304416
Перв. публик.: 16.05.03
Последн. ред.: 16.05.07
Число обращений: 255

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``