В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Текущая ситуация на мировых сырьевых рынках находится в противоречии с проектом бюджета Назад
Алексей Ведев: Текущая ситуация на мировых сырьевых рынках находится в противоречии с проектом бюджета
Алексей Леонидович, в Государственную думу представлен проект федерального бюджета на следующий финансовый год. Обсуждение начнется в обстановке нестабильности на мировых рынках: как финансовых, так и товарных. Как Вы полагаете, на что в бюджете нужно обратить внимание в первую очередь?

Действительно, уже традиционно последний месяц лета ассоциируется либо с экономическим кризисом, либо с тенденциями, обуславливающими его формирование. Есть все основания полагать, что нынешний год будет исключением из сложившейся практики, хотя конъюнктура внешних фондовых рынков демонстрирует неоднозначную динамику, находясь под воздействием фундаментальных экономических показателей - экономика развитых стран пребывает в рецессии. Фондовые рынки Европы более стабильны, но и американский рынок корпоративных ценных бумаг, несмотря на отмечающиеся колебания, продемонстрировал тенденцию к росту ключевых индикаторов. Но, что главное, цены мирового рынка на энергоресурсы находятся на высоком уровне, что и обеспечивает России позитивный экономический фон, выражающийся в росте бюджетных поступлений и увеличении валютных резервов.
Российский финансовый рынок подвержен влиянию конъюнктуры развитых фондовых рынков, но в значительно большей степени - ценам на энергоресурсы. Цены на сырую нефть и прочие энергоресурсы достигли в августе 2002 г. своего локального максимума, что, по меньшей мере, означает значительный рост поступлений от российского экспорта, в том числе и в федеральный бюджет.
Проект федерального бюджета, уточненный правительством РФ, представлен в российский парламент и общественности на этой недели. Основные параметры данного бюджеты известны - в нем сохраняется приверженность профициту (превышению доходов над расходами), а также в рамках "проблемы 2003 г.", связанной с пиком выплат по внешнему долгу, предполагается получение внешних кредитов и эмиссия еврооблигаций.
Отметим, что проект федерального бюджета рассчитывался исходя из двух сценариев. Согласно базовому (и оптимистичному) средняя цена на сырую нефть марки Urals должна составить 21.5 долл./бар., а согласно пессимистичному - 18.5 долл./бар. Текущее превышение цен на сырую нефть уровня в 30 долл./бар. обуславливает вполне естественные вопросы к правительству РФ со стороны законодательной власти об адекватности экономических прогнозов. С одной стороны, правительство РФ в рамках проекта федерального бюджета на 2003 г. страхуется от изменений внешнеэкономической конъюнктуры - среднегодовой уровень цен на сырую нефть на уровне 21.5 долл./бар. представляется более чем заниженным. Дополнительно, альтернативные пессимистичные расчеты, ориентированные на среднегодовой уровень цен на уровне 18.5 долл./бар. представляются и вовсе "апокалиптичным" сценарием. Текущая ситуация на мировых сырьевых рынках вступает в противоречие с проектом федерального бюджета и гипотезами, лежащими в его основе.
Данная проблема не является "праздной" и распространяется вне проекта федерального бюджета на более широкие сферы. Так, согласно предварительному проекту федерального бюджета, предполагается достижения профицита федерального бюджета на уровне 0.6% ВВП, а недостающие ресурсы для финансирования выплат по внешнему долгу предполагается достичь за счет дополнительных заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Речь идет о среднесрочном планировании рынка государственного долга, воздействие которого на внутренних инвесторов и на национальную систему в целом значительно.
Ключевым вопросом для национальных коммерческих банков является правительственная программа внутренних заимствований, равно как и планы по эмиссии долговых обязательств РФ на внешнем рынке. В случае сохранения столь высокого уровня цен мирового рынка на сырую нефть правительство РФ в состоянии увеличить свой резерв для обеспечения платежей по внешнему долгу в следующем году. В этом случае реализация дополнительных займов на внутреннем и внешнем рынках теряет смысл. А российские коммерческие банки не должны ориентироваться на выпуск дополнительных федеральных облигаций, номинированных в национальной и иностранной валюте. Следовательно, при выработке краткосрочной стратегии коммерческие банки должны предполагать сужение рынка государственных заимствований и ориентироваться на другие направления размещения свободных денежных ресурсов. Но в случае падения цен на сырую нефть и прочие энергоресурсы правительство РФ испытает дефицит средств для обслуживания внешнего долга. В этом случае мероприятия по восстановлению рынка внутреннего государственного долга и привлечению средств на нем выразятся для денежных властей РФ в несравненно более высоких процентных ставках, нежели в случае среднесрочного планирования развития долгового рынка вне зависимости от складывающейся внешней конъюнктуры. Проблема формулируется фактически следующим образом: либо рынок долговых обязательств будет развиваться и расширяться, а денежные власти представят внутренним инвесторам среднесрочную программу его развития, либо правительство будет ориентироваться на внешнюю конъюнктуры, но в случае ее неблагоприятного состояния внешним инвесторам будут предложены финансовые инструменты с низкими рисками и высокой (или очень высокой) доходностью.

26 августа 2002
http://www.opec.ru


Док. 304396
Перв. публик.: 16.05.03
Последн. ред.: 16.05.07
Число обращений: 234

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``