В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Инерционный рост и ускорение Назад
Алексей Ведев: Инерционный рост и ускорение
Алексей Леонидович, наблюдатели пришли к единому мнению, что подготовленный Минфином РФ бюджет на будущий год и "Основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ" по всем основным параметрам являются фактически идентичными документами. Не отрицают этого и главы ответственных ведомств. Что следует из единодушия монетарных властей?


Действительно, ключевым результатом обсуждения "Основных направлений кредитно-денежной политики ЦБ РФ в 2003 г." было заявление председателя Центробанка РФ С. Игнатьева о том, что "нового дефолта не будет".
Только данное заявление выглядит, по меньшей мере, странно, поскольку состояние дефолта определяется невозможностью эмитента осуществлять платежи по выпущенным ценным бумагам. Центральный банк РФ осуществлял выпуск облигаций в 1998-1999 гг., но все они были погашены, а выпуск новых пока не предполагается. Более того, объем эмитированных облигаций федеральным правительством и территориальными властями настолько низок, что даже дефолт по данным ценным бумагам не способен оказать существенного влияния на состояние национального финансового рынка.
В целом позицию Центрального банка РФ в области денежной политики можно охарактеризовать как пассивную (или "как бы что не произошло"), тогда как экономические агенты ожидали принципиально иного подхода ("что-то должно произойти"). Иными словами, участники финансового рынка ожидали и ждут от Центрального банка РФ активной позиции, направленной на стимулирование экономического роста, развития финансовых рынков и банковской системы.
Центральный банк РФ в качестве целевых индикаторов традиционно выбрал два ключевых показателя - темпы роста потребительских цен и обменного курса рубля. Предполагается снижение уровня инфляции в 2003 г. до 9-12% годовых и рост реального курса рубля (т. е. рост номинального обменного курса рубля, скорректированный на темп роста потребительских цен). Состояние прочих (но не менее важных параметров) финансовой сферы остается неопределенным - процентных ставок, финансовой сферы, банковской системы. С учетом внешней конъюнктуры снижение инфляции и стабилизация курса рубля представляется вполне достижимой задачей. В условиях сохранения уровня цен мирового рынка на сырую нефть на уровне 21.5 долл./бар. Правительство РФ способно (при определенных ограничениях бюджетных расходов) обеспечить профицит федерального и консолидированного бюджета. Данный профицит наряду с превышением предложения иностранной валюты над ее спросом способен обеспечить рост валютных резервов РФ и создать финансовый резерв для выплат по внешнему долгу.
Сохранение значительных поступлений от экспорта сырьевых ресурсов (при условии сохранения мировых цен на высоком уровне) принципиальным образом определят основные параметры финансовой политики в 2003 г. Согласно представленному проекту, федеральный бюджет будет сведен с профицитом даже в при условии значительных выплат по внешнему долгу в 2003 г. Дополнительно, ожидаемый прирост валютных резервов будет обеспечен именно экспортными поступлениями. Превышение предложения иностранной валюты над ее спросом и должен обеспечить рост денежного предложения. Ограничение денежного предложения будет происходить, согласно "Основным направления денежной политики", за счет профицита федерального бюджета (или за счет снижения чистого внутреннего кредита), а также за счет уменьшения чистого кредитования банковской системы. В результате, согласно программе ЦБ РФ, ожидается ограниченный рост денежного предложения в 2003 г., предполагающий снижение инфляции и стабилизацию обменного курса рубля.
Выбранные в качестве ключевых показателей темпы инфляции и девальвации предполагают сохранение стабильного состояния финансовой сферы экономики России в 2003 г. Однако данные показатели не предусматривают стимулирования экономического роста. Снижение темпов инфляции предполагается за счет ограничения денежного предложения, а его естественное расширение - за счет роста валютных резервов РФ. Данная экспортная модель имеет специфичные ограничения - главным образом, на дальнейшее развитие банковской системы и финансовых рынков. Неоднократно упоминавшаяся проблема роста инвестиций, способная поддержать рост промышленного производства, фактически не реализуема в рамках предложенной денежной программы. Последняя предполагает ограничение денежного предложения для стабилизации инфляции и девальвации, тогда как доступность относительно дешевых кредитов, развитие финансовых рынков и восстановление банковской системы представляются более важными в настоящих условиях. Фактически речь идет о выборе направлений денежной политики между "предотвращением негативных последствий" и "стимулированием позитивного развития". Представленная "оборонительная" позиция способна поддержать умеренные темпы роста национальной экономики, но никак не обеспечить ускорение экономического роста.

19 августа 2002
http://www.opec.ru


Док. 304393
Перв. публик.: 16.09.02
Последн. ред.: 16.05.07
Число обращений: 270

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``