В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Национальный финансовый рынок в кризисе: денег много, но они не работают Назад
Алексей Ведев: Национальный финансовый рынок в кризисе: денег много, но они не работают
Алексей Леонидович, законы, обеспечивающие проведение пенсионной реформы, приняты. Каков будет экономический эффект, ведь деньги пенсионеров традиционно считаются длинным инвестиционным ресурсом?

После принятия в Государственной Думой РФ третьем чтении Закона о пенсионной реформе были определены правила формирования накопительной части пенсий экономически активного населения, занятого в национальной экономики, а также направлений размещения регулярных отчислений в Пенсионный Фонд. Значимость проводимой пенсионной реформы очевидна и непосредственно связана как с социально-политическими, так и с экономическими аспектами экономического развития России в среднесрочной перспективе. Социально-политические аспекты определяются необходимостью предоставления гарантий экономически активному населению, задействованному в производстве товаров и услуг сегодня, по обеспечению определенных финансовых выплат в будущем за счет накоплений/отчислений части текущих доходов. Данный тезис предполагает, что экономически активное население, занятое в национальной экономике, регулярно производит определенные отчисления, сумма накоплений которых, по меньшей мере, не изменяется по своей реальной стоимости в средне- и долгосрочной перспективе и будет использована для адресных социальных выплат. Экономический аспект пенсионной реформы связан с трансформацией пенсионных отчислений населения в инвестиции, с учетом долгосрочного характера данных накоплений, что теоретически должно способствовать поступательному развитию российского реального сектора. Фактически речь идет об увеличении организованных сбережений населения (доступных российским денежным властям и за счет снижения накоплений в форме наличных денег и в иностранной валюте), которые предположительно должны трансформироваться в инвестиции.
Текущая ситуация складывается благоприятно для России в целом, но негативно для Пенсионного Фонда, в частности. Так, российская экономика демонстрирует высокие темпы роста, внешнеторговый баланс определяется с устойчивым плюсом (значительное превышение объемов экспорта над импортом), равно как и исполнение федерального (и консолидированного бюджета) характеризуется сохранением значительного по объему профицита. Подобное положение позволяет российским денежным властям контролировать темпы инфляции и обменного курса рубля. Однако поступательное развитие российской экономики одновременно с кризисными проявления в экономически развитых странах способствует росту привлекательности национальной экономики для инвестиций. Согласно ряду оценок, наблюдается резкое снижение оттока капитала из России заграницу, вплоть до чистого притока капитала извне. Складывается ситуация избыточного предложения финансовых средств с ограниченным набором направлений/инструментов, способных их аккумулировать.
В настоящее время российская экономика нуждается во внешних инвестициях, но одновременно и не может освоить возросший приток денежных средств. С одной стороны, реальный сектор действительно испытывает нехватку инвестиционных средств, особенно в секторах обрабатывающей промышленности. С другой стороны, накапливающийся объем финансовых средств (в виде устойчивого профицита федерального бюджета, Пенсионного фонда, устойчиво возрастающих валютных резервов) не находит себе применения. Перечисленные средства могут быть инвестированы в долгосрочные финансовые инструменты под сравнительно низкую доходность и с минимальными рисками - подобные инструменты фактически отсутствуют. Объем федеральных облигаций последовательно сокращается в силу сохраняющегося превышения бюджетных доходов над расходами. Золотовалютные резервы России практически достигли принципиально важного уровня в 45 млрд. долл. (соответствующего трехмесячному объему импорта плюс ежегодным платежам по внешнему долгу - государственному и частному). В случае достижения валютных резервов данного уровня есть все основания ожидать существенного повышения международного рейтинга России в целом и отдельных финансовых инструментов, в частности, что приведет к росту цен на внешние российские облигации (т. е. к снижению их доходности), а мировые стратегические инвесторы предпочтут как раз сохранить данные бумаги в своих портфелях, что также снизит предложение долгосрочных инструментов на финансовом рынке.
Приведенные выше аргументы лишний раз свидетельствуют об углублении кризиса национальных финансовых рынков. Спрос на инвестиции и предложение долгосрочных финансовых ресурсов не могут быть сведены в подобной ситуации, что создает проблемы для достижения финансовой стабильности, реализации пенсионной реформы, роста капитальных инвестиций, обеспечения условий для экономического роста.

8 июля 2002
http://www.opec.ru

Док. 304372
Перв. публик.: 16.07.02
Последн. ред.: 16.05.07
Число обращений: 236

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``