В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Занижение прогнозных показателей приведет к потерям темпов экономического роста Назад
Алексей Ведев: Занижение прогнозных показателей приведет к потерям темпов экономического роста
Алексей Леонидович, в июне 2002 г., согласно сложившейся традиции, правительство представило проект бюджета на следующий год. Кроме основных параметров федерального бюджета Министерство экономического развития и торговли РФ предоставляет прогноз экономического развития России на следующий год. Именно вокруг основных параметров представленного проекта федерального бюджета и основных параметров экономического развития Росси в 2003 г. развернулась дискуссия. Насколько она продуктивна?

Любой бюджет - как малого предприятия, так и федерального бюджета, представляет собой баланс текущих доходов и расходов. Намеренное стремление к профициту (т. е. к превышению доходов над расходами), например, в случае отдельно взятой компании, приветствуется акционерами, но может приводить к ухудшению хозяйственной, в том числе инвестиционной, активности. Подобное положение приводит к росту текущих поступлений одновременно со снижением инвестиций и потенциальным потерям доходов в будущем. Это означает, что недооценка потенциальных доходов также опасна для состояния финансового баланса, как и их переоценка - перечисленные сценарии непременно ведут к финансовым потерям. В случае проекта федерального бюджета доходная часть прогнозируется исходя из негативного сценария (т. е. предполагает ожидаемый объем поступлений на уровне нижней границы), а его расходная часть ориентируется прогнозируемый низкий уровень бюджетных поступлений - пессимистичный прогноз доходов определяет и низкий уровень бюджетных расходов.
Баланс бюджета федерального правительства существенно отличается от прочих балансов в силу своей экономической значимости и воздействия на основные макроэкономические показатели. Здесь принципиальным моментом выступает достижение бюджетного профицита (превышения доходов над расходами). В предыдущие годы существование бюджетного дефицита обуславливало высокие темпы инфляции (в 1992-1995 гг.), а с переходом на финансирование дефицита посредством эмиссии государственных облигаций - рост внутреннего долга (приведшего в конечном итоге к долговому кризису в августе 1998 г.). Существование дефицита федерального бюджета было обусловлено объективными причинами - низким уровнем налоговых поступлений и высоким уровнем непроцентных расходов (связанных с необходимостью финансирования бюджетной сферы). В последние годы существенно улучшилась внешнеэкономическая конъюнктура одновременно с ростом внутреннего производства (и увеличением налогооблагаемой базы), что позволило сводить федеральный бюджет с профицитом (превышением доходов над расходами) при условии сохранения непроцентных расходов на приемлемо высоком уровне и даже аккумулировать дополнительные средства для будущих выплат по внешнему долгу.
Выбор профицита федерального бюджета в качестве целевой установки правительственной политики представляется вполне оправданным с точки зрения достижения финансовой стабильности - низкой инфляции и реальных процентных ставок, а также стабильного обменного курса рубля. Однако достижение данной целевой установки возможно двумя способами - ростом доходной части и/или сокращением расходов бюджета.
Доходная часть федерального бюджета на 2003 г. планируется исходя из достаточно пессимистичного сценария - среднегодового уровня мировых цен на нефть на уровне 21.5 долл./бар. и роста произведенного ВВП в 3-4%. И если ожидающиеся темпы роста ВВП представляются консервативными, но оправданными, то уровень мировых цен на нефть соответствует пессимистичным ожиданиям. В данных условиях в рамках представляемого проекта бюджета правительство РФ фактически страхуется от колебаний мировой экономической конъюнктуры - в худшем варианте исполнение федерального бюджета будет корреспондировать с предлагаемым проектом, в лучшем - правительство РФ будет аккумулировать избыточные поступления в виде стабилизационного фонда, а Центробанк РФ продолжит наращивание валютных резервов. С одной стороны, столь прагматичная позиция правительства РФ вполне оправдана, поскольку ориентирована на наиболее пессимистичный сценарий и, следовательно, гарантирует исполнение бюджета в доходной части в рамках наихудшего сценария. С другой стороны, планируемая минимизация доходов непосредственно сказывается на бюджетных расходах, которые определяют социальною и инвестиционную политику.
Расходная часть федерального бюджета состоит из процентных и непроцентных расходов. Процентные платежи (определяемые объемом процентных платежей по государственному долгу) заранее определена и зависит в рамках проекта бюджета лишь от прогнозируемого обменного курса рубля (процентные платежи по внешнему долгу определены в долларах США, тогда как проект бюджета разрабатывается в российских рублях).
Таким образом, основной статьей, балансирующей доходы и расходы федерального бюджета, выступают непроцентные расходы. Фактически именно финансирование бюджетной сферы и государственных инвестиционных программ строится по остаточному принципу - доходная часть планируется исходя из пессимистичного сценария, процентные расходы заранее определены, а непроцентные расходы рассчитываются по остаточному принципу (с учетом достижения приемлемого уровня бюджетного профицита). В последние годы правительство РФ, благодаря позитивной внешнеэкономической конъюнктуре, стабилизировало объем непроцентных расходов на уровне 12-13% ВВП и фактически получило возможность "маневра" при различном уровне доходов на ближайшие годы.
Проект федерального бюджета на 2003 г. разработан исходя из оценок нижнего уровня мировых цен на нефть и темпов роста национальной экономики. Данный проект позволяет нынешнему правительству чувствовать себя "комфортно" при реализации различных сценариев мировой конъюнктуры и внутреннего экономического развития России. В худшем варианте проект бюджет будет просто выполнен согласно представленным параметрам. В других случаях правительство РФ сумеет аккумулировать дополнительные ресурсы (для различных целей), увеличить финансирование бюджетной сферы и объем государственных инвестиций. Правительство РФ очевидно выполнит предложенные установки, однако занижение прогнозных показателей приведет к потерям темпов экономического роста - базовые оценки внутреннего спроса, инвестиций, развития федерального и муниципального облигационных рынков и прочие будут рассчитываться исходя из наихудшего прогноза, что и ограничит развитие финансовой сферы и реального сектора - именно в силу значимости федерального бюджета.

1 июля 2002
http://www.opec.ru


Док. 304370
Перв. публик.: 16.07.02
Последн. ред.: 16.05.07
Число обращений: 249

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``