В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Реализация банковской реформы в условиях отсутствия концепции ее развития: госбанки, вперед! Назад
Алексей Ведев: Реализация банковской реформы в условиях отсутствия концепции ее развития: госбанки, вперед!
Алексей Леонидович, в области банковской реформы складывается достаточно противоречивая ситуация. Она характеризуется неспособностью российской банковской системы самостоятельно восстановиться после финансового кризиса, отсутствием средств у российских денежных властей на ее реформу, а также низкой заинтересованностью внешних инвесторов в данном секторе российской экономики. При этом очевиден интерес в контроле. Ситуация может измениться?

Непосредственно после системного кризиса 1998 года российская банковская система могла развиваться согласно трем базовым сценариям (либо согласно некой комбинации представленных сценариев): государственная поддержка банковской реформы, привлечение иностранных банков на внутренний рынок либо самостоятельное восстановление национальной банковской системы. Развитие национальной банковской системы в посткризисный период происходило в соответствии с последним сценарием (это было наиболее простым решением для российских денежных властей), в результате чего лишь на начало 2002 г. появились первые формальные признаки ее восстановления по сравнению с началом 1998 г. (например, рост активов банковской системы на 33% по сравнению с уровнем 1 августа 1998 г. с коррекцией на рост цен производителей).
В настоящее время развитие национальной банковской системы представляется неопределенным как с концептуальной, так и с практической точек зрения. Сценарий самостоятельного выхода коммерческих банков из кризиса фактически себя исчерпал - критериями успешного развития банковской системы выступают минимизация совокупных убытков кредитных учреждений (возможно, даже получение незначительной прибыли рядом банков) и достижение предкризисного уровня ее развития, что по ряду показателей возможно лишь в ближайшие годы. Однако сравнение текущего уровня развития банковской системы с 1997 г. кажется нам, по определению, ущербным - российская экономика достаточно устойчиво развивается, демонстрируя сравнительно высокие темпы роста. Более того, формальное достижение рядом показателей банковской системы предкризисного уровня будет означать лишь ликвидацию последствий кризиса, но никак не дальнейшее ее развитие, соответствующее нынешним реалиям.
Перспективной видится реализация сценария, связанного с привлечением иностранного капитала в банковскую систему. Подобное развитие событий предполагает как привлечение внешнего капитала, так и использование мировых стандартов банковских технологий - в области предоставления банковских продуктов, оценки надежности заемщика и кредитования предприятий, предоставления посреднических инвестиционных услуг (так называемых investment banking, когда банк выступает посредником между заемщиком и инвестором). Привлечение иностранного капитала и использование управленческих стандартов выглядит наиболее разумным в сегодняшних условиях, но сопряжено с рядом трудностей. Прежде всего ряд крупнейших российских частных коммерческих банков уже организационно готовы к привлечению иностранного капитала (вплоть до полной продажи своего банковского бизнеса). Указанные банки располагают достаточно разветвленной филиальной сетью и сравнительно широким спектром предлагаемых банковских услуг. Однако переговорный процесс о продаже российского банковского бизнеса (по информации АЛ "Веди") сталкивается с определенными сложностями. Это в первую очередь низкая эффективность банковского бизнеса (согласно формальным расчетам, которые исключают взаимодействие с другими участниками финансово-промышленных групп), а также сохраняющийся высокий уровень рисков.
Третий сценарий, предполагающий государственное вмешательство в реформирование национальной банковской системы, прежде рассматривался как условный, что объяснялось ограниченностью государственных ресурсов, которые могли бы быть затрачены на эти цели. Тем не менее в различных банковских рейтингах государственные банки занимают первые две позиции - речь идет о Сбербанке РФ и Внешторгбанке РФ. Сбербанк РФ занимает положение, близкое к монопольному на рынке частных депозитов - доля Сбербанка РФ в общих депозитах населения составляет более 75%. Это означает, что государство практически полностью контролирует организованные (банковские) сбережения населения. Контроль над данными ресурсами - сравнительно дешевыми и фактически бессрочными - дает государству возможность предоставлять кредитную поддержку различным секторам экономики, равно как и реализовывать различные программы (пенсионную реформу, страхование и проч.). На сегодня можно констатировать, что государство обладает полным контролем за рынком организованных (банковских) сбережений населения. Другим стратегически важным сектором остается внешняя торговля.
Действительно, динамика российского экспорта принципиальным образом определяет общее состояние национальной экономики, отдельных отраслей, государственного бюджета, объем инвестиций и доходов населения. Государство доказало свою неэффективность в управлении предприятиями, большинство из которых к тому же приватизированы. И если оно не может эффективно управлять реальными потоками товаров, направляемыми на экспорт, посредством своего участия в качестве акционера, то контроль за поступлением в страну экспортной выручки может проводиться денежными властями РФ в существенной степени. Вероятное объединение двух государственных банков будет способствовать усилению государственного контроля над внешнеэкономической деятельностью. Независимо от исхода событий, связанных с возможным объединением ВЭБ и ВТБ, содержание данного процесса представляется очевидным: установление государственного контроля в двух принципиально важных сферах - сбережений населения и внешней торговли. Несмотря на отсутствие государственной программы реформирования национальной банковской системы, стремление федерального правительства установить контроль в ключевых сферах экономики очевидно.
Именно в силу приведенных аргументов дальнейшее развитие банковской системы будет происходить в рамках усиления государственного контроля над основными финансовыми потоками в экономике независимо от разрабатываемой концепции банковской реформы и персональных назначений на высшие посты в крупнейших банках России.

14 июня 2002
http://www.opec.ru

Док. 304366
Перв. публик.: 16.06.02
Последн. ред.: 16.05.07
Число обращений: 300

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``