В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Отклонения основных экономических индикаторов в зависимости от изменения мировых цен на нефть происходят нелинейно Назад
Алексей Ведев: Отклонения основных экономических индикаторов в зависимости от изменения мировых цен на нефть происходят нелинейно
Алексей Леонидович, сейчас правительство пытается придать иную, более прозрачную и долгосрочную логику бюджетному процессу. А как обстоят дела с исполнением текущего бюджета?

По итогам I квартала 2002 г. консолидированный бюджет был сведен с профицитом в 122.7 млрд. руб. (около $4 млрд.), тогда как за аналогичный период 2001 г. был зафиксирован профицит в 69.9 млрд. руб. ($2.4 млрд.).
Аналогично, профицит федерального бюджета по итогам первых трех месяцев 2002 г. составил 108 млрд. руб. ($3.5 млрд.), а годом ранее - 49.2 млрд. руб. ($1.7 млрд.).
Напомню, исполнение государственного бюджета в 2001 г. осуществлялось формально в более благоприятных условиях, связанных с более высоким уровнем мировых цен на нефть и прочие энергоресурсы. Тем не менее, по результату исполнение бюджета в текущем году оказалось более эффективным, нежели год назад.
В основе успехов бюджетной политики лежит ряд причин:

график платежей по внешнему долгу в I квартале текущего года был ниже, нежели год назад, в связи с чем относительный уровень процентных расходов консолидированного бюджета уменьшился (13.6% от общих расходов в I квартале 2002 г. по сравнению с 20.4% в I квартале 2001 г.);
несмотря на планируемое увеличение непроцентных бюджетных расходов в текущем году в I квартале их относительный уровень даже снизился (планируемое увеличение финансирования бюджетной сферы откладывается на вторую половину текущего года);
изменения в налогообложении экспортных операций привели к росту соответствующий платежей (особенно при существующем уровне цен мирового рынка на сырую нефть, что будет рассмотрено ниже).
В результате, несмотря на некоторое снижение уровня цен на нефть на мировом рынке, превышение бюджетных доходов над расходами оказалось большим, нежели в прошлом году. (Напомню, в связи с негативными прогнозами развития мировой экономики и внешних цен на нефть, базовые показатели федерального бюджета неоднократно подвергались пересмотру). Таким образом, реализация налогово-бюджетной политики в текущем году происходит более успешно, нежели в прошедшем, несмотря на неопределенные перспективы ряда ключевых параметров (внутренних и внешних).
Основные изменения в налогах в текущем году коснулись экспорта. Прежде всего, был введен налог на добычу полезных ископаемых (который заменил ряд аналогичных налогов, например налог на использование недр, на воспроизведение минеральных ресурсов и прочие). Одновременно были отменены акцизные платежи на экспорт сырой нефти. Это означает формально упрощение налогообложение предприятий, активность которых связана с экспортной деятельностью. Представлявшийся рискованным шаг для доходов бюджета, связанный с устранением ряда действовавших налогов и их заменой на новый, обусловил рост поступлений в бюджет - доля рентных платежей удвоилась.
Ставка нового налога (на добычу полезных ископаемых) основана на гибкой ставке в зависимости от уровня среднегодового обменного курса рубля и цен мирового рынка на сырую нефть. Данная гибкая налоговая шкала ориентирована на средний уровень мировых цен на нефть типа Urals в $23.5/бар., а в случае отклонения фактических цен от расчетного уровня предполагается изменение ставок данного налога.
В настоящее время большинство экспертных оценок (официальных и независимых) ориентированы на анализ изменения темпов роста ВВП, капитальных вложений, налоговых поступлений в бюджет и прочих показателей в зависимости от изменения средних мировых цен на сырую нефть. Основным содержанием данных оценок выступает зависимость основных макроэкономических показателей от изменения цены мирового рынка на нефть. Фактически речь идет о расчете эластичности основных показателей в зависимости от изменения внешней цены на нефть - например, изменение темпов роста ВВП, налоговых поступлений при изменении цены на нефть на 1 долл./бар. Данные оценки исходят из предположения о постоянной эластичности рассматриваемых показателей от внешних нефтяных цен, но подобное предположение представляется ложным. Во-первых, изменение ключевых экономических индикаторов России зависит от цены на сырую нефть на внешнем рынке, принимаемой за базовую при расчете возможных отклонений. Это означает, что при выборе различного уровня цены мирового рынка на сырую нефть за базовый (другой, нежели $23.5/бар.) результаты могут весьма различаться. Во-вторых, любые отклонения основных экономических индикаторов в зависимости от изменения мировых цен на нефть по отношению к базовому уровню происходят нелинейно, что и делает большинство приводимых оценок некорректными.
Например, налоговые доходы от нефтяного сектора зависят от мировых цен на нефть, но снижение нефтяных цен ниже уровня $17/бар. обусловливает большее снижение налоговых поступлений по сравнению с доходами предприятий. Аналогично, превышение мировыми нефтяными ценами уровня $25/бар. способствует большему приросту доходов предприятий по сравнению с приростом налоговых платежей. Дополнительно, изменение доходов предприятий и бюджета будет различным при изменении мировых цен на нефть в интервале от $15 до $30/бар.
Таким образом, в настоящее время мировые цены на нефть (среднеконтрактные цены на нефть типа Urals на уровне $22.0-22.5/бар.) практически соответствуют расчетному уровню. Данная ситуация является оптимальной для бюджета и денежных властей - налоговые платежи и поступления экспортной выручки на валютном рынке соответствуют плановым ориентирам, что позволяет проводить взвешенную денежную политику - как в налогово-бюджетной, так и в кредитно-денежной сфере. Но данное равновесие является неустойчивым: в случае снижение мировых цен на нефть ниже 20 долл./бар. бюджет испытает дефицит ресурсов, а валютный рынок - снижение предложения иностранной валюты (после чего возможен ускоренный рост обменного курса рубля и снижение валютных резервов РФ). Напротив, в случае роста цен на нефть выше 25 долл./бар. прирост бюджетных поступлений будет ниже, нежели увеличение доходов предприятий и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке, в результате чего можно ожидать ускорения инфляции с последующей дестабилизации финансовой системы, в том числе и обменного курса рубля.

10 июня 2002

http://www.opec.ru

Док. 304364
Перв. публик.: 16.06.02
Последн. ред.: 16.05.07
Число обращений: 312

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``