В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Ведев: Г-н Бендукидзе ничем не рискует: принятие его предложений превратит обещанную им премию в цену пачки сигарет Назад
Алексей Ведев: Г-н Бендукидзе ничем не рискует: принятие его предложений превратит обещанную им премию в цену пачки сигарет
Алексей Леонидович, на повестке дня в разделе "горячая тема" вновь появился пресловутый Закон "О валютном контроле и валютном регулировании". После 1998 года прошло уже несколько вполне успешных для российской экономики лет, и появилась реальная потребность внести изменения в валютное законодательство, которое было достаточно существенно ужесточено после дефолта. Как Вы считаете, насколько своевременна либерализация валютного регулирования, не придется ли опять "затягивать гайки" в случае проблем с торговым и платежным балансом?

Круглый стол, проведенный 4 февраля 2003 г. в Государственной Думе, и посвященный предварительному обсуждению альтернативных проектов Закона о валютном регулировании и валютном контроле, фактически открыл новый раунд обсуждения направлений денежной политики на среднесрочную перспективу. Напомню, что существует три проекта Закона о валютном регулировании и валютном контроле (представленные правительством РФ, группой депутатов ГД и депутатом Ищенко Е. П.), каждый из которых представляет, в определенном смысле, подход к регулированию внешнеэкономической деятельности, включая внешнюю торговлю и контроль над потоками капитала.
Активизация деятельности, связанная с изменением существующего закона о валютном регулировании и контроле возникла не случайно. Действительно, экономическое развитие России в посткризисный период характеризовалось устойчивыми темпами экономического развития. Данное позитивное развитие было обеспечено как эффектом девальвации национальной валюты, так и сохранением максимально благоприятной конъюнктуры внешних рынков (цен на нефть и прочие энергоресурсы). Сохранение положительных темпов роста производства либо их ускорение сопряжено, помимо внешних факторов, с рядом проблем, в первую очередь, с сохраняющимися кризисными проявлениями в банковской системе, кризисом на финансовых рынках и процентными ставками в экономике.
Дискуссия о необходимости либерализации валютного регулирования была инициирована как денежными властями, так и представителями отечественного бизнеса, в 2002 г. Именно в 2002 г., вопреки ожиданиям, мировые цены на нефть и прочие энергоресурсы находились на высоком уровне, обеспечивая значительные поступления иностранной валюты в Россию в виде экспортной выручки. В данном контексте стремление денежных властей либерализовать валютное регулирование, скорее, соответствовало невозможности противостоять притоку иностранной валюты и ее аккумулированию (т. е. невозможности нейтрализации внешнего позитивного шока, нейтрализации "голландской" и прочих болезней), нежели попытке законодательного реформирования внешнеэкономической деятельности для стимулирования общего развития национальной экономики. В идеальном случае благоприятная внешняя конъюнктура позволяет или должна позволять аккумулировать внешние ресурсы для решения проблем в экономической и финансовой сфере, что верно при адекватном состоянии самой финансовой среды.

Что является основными целями валютного регулирования и контроля?


В общем случае основные цели валютного контроля, сводятся к решению следующих задач:

создание максимально благоприятных условий для развития внешней торговли;
обеспечения финансовой стабильности;
привлечения внешних инвестиций (прямых и портфельных) и стимулирования инвестиционной активности.
А для России с ее "моноэкономикой"?

Как раз в рамках российской действительности существует и дополнительная задача валютной политики - содействие изменению экономической модели развития экономики России (переход от сырьевой к технологической модели). Перечисленные задачи с системной точки зрения трансформируются в следующие:

контроль за обменным курсом рубля (и реальным обменным курсом);
регулирование платежного баланса (по текущим и капитальным операциям);
обеспечение финансовой стабильности, в том числе противодействие внешним шокам.
Таким образом, любые попытки изменения валютного регулирования должны преследовать именно системные цели, напрямую связанные с ключевыми установками экономического развития России. И в этом смысле предлагаемые проекты закона о валютном регулировании напоминают лишь часть детского "паззла", складывающийся фрагмент которого находится вне общей картины (или модели).
То есть, Вы хотите сказать, что изменение валютного законодательства, предлагаемое на сегодняшний день, является неким рефлекторным действием на текущую ситуацию: либерализация ради нее самой?

Вот именно. Очевидно, что изменение валютного регулирования и контроля должны быть направлены на улучшение ситуации, а не выступать в качестве реакции денежных властей на неспособность справиться с решением текущих проблем, обусловленных сохранением кризисных появлений в финансовой сфере (напомню, это проблемы, связанные с банковской системой финансовыми рынками и прочими). Либерализация валютного регулирования должна выступать в качестве определенной стадии развития национальной экономики и финансовой системы, которой предшествует стабильно позитивные темпы роста производства, диверсификация экспорта и импорта (в меньшей степени зависящая от мировой конъюнктуры и в большей - от уровня обменного курса рубля), развитая банковская система и финансовые рынки. В рамках развитой финансовой системы денежные власти должны иметь возможность проводить эффективное регулирования за счет использования операций на открытом рынке, изменения процентных ставок, норм обязательного банковского резервирования, налоговых ставок и прочих факторов. Но в текущей ситуации изменение закона о валютном регулировании направлено, скорее, на решение сиюминутных проблем в рамках текущих (и благоприятных) условий, нежели на цели обеспечения поступательного экономического развития России в среднесрочной перспективе.

Насколько опасные последствия несет в себе такой подход к либерализации валютного регулирования и контроля?

Во-первых, отмечу опасность либерализации валютного регулирования и контроля в развивающейся экономике, которая состоит в понятии "реверс" (подразумевающем изменение действующих тенденций на противоположные с усиленным эффектом). Лучшей иллюстрацией опасности либерализации валютной политики может служить сценарий, являющийся достаточно вероятным в 2003 г.
Снижение нормы обязательной продажи валютной выручки наряду с прочими мерами, упрощающими приток капитальных средств в Россию, увеличивают предложение иностранной валюты на внутреннем рынке. В случае сохранения текущих цен на нефть и прочие энергоресурсы, а также высокого уровня курса евро по отношению к доллару США, предложение иностранной валюты на открытом рынке сохранится на прежнем уровне.
Денежные власти (Министерство финансов РФ и ЦБР) в текущий момент имеют достаточно ограниченный набор мер по сдерживанию роста реального курса рубля и стерилизации денежного предложения. В случае масштабных покупок иностранной валюты ЦБР на открытом рынке с целью сохранения реального обменного курса рубля на неизменном уровне будет производится денежная эмиссия в пропорциональном объеме, формирующая инфляционный потенциал. В целом в рамках сохранения позитивных условий ситуация будет развиваться в схожем с 2002 г. сценарии, за исключением снижения роли Центрального банка РФ в области поддержки реального курса рубля на стабильном уровне и соответствующим снижением предложения денег (главным образом, избыточного или инфляционного). В рамках данного сценария либерализация валютного регулирования и контроля выглядит вполне рациональной мерой, позволяющей сбалансировать спрос и предложение иностранной валюты на открытом рынке, стабилизировать динамику реального обменного курса рубля с точки зрения оптимизации объемов экспорта и импорта.
Дополнительно, незначительный рост реального курса рубля по отношению к доллару США (в пределах 4-8%) в рамках стабильно позитивной внешнеэкономической конъюнктуры обусловит приток иностранных портфельных инвестиций в Россию. Даже отрицательные процентные ставки по обращающимся на внутреннем рынке ценным бумагам выглядят вполне привлекательными для внешних инвесторов, с учетом страновых рисков и ожидающейся девальвации национальной валюты.
Российской экономике в 2002 г. "повезло" дважды - мировые цены на нефть сохранились на высоком уровне (что обеспечило высокий уровень экспорта) и значительно возрос курс евро по отношению к доллару США (что ограничило рост импорта). Фактически значительный уровень положительного сальдо внешнеторгового баланса было достигнуто вне (и вопреки) проводимой денежной политике. Положение может измениться (и, скорее всего, изменится) в случае ухудшения внешних условий. Во-первых, уровень цен на нефть и прочие энергоресурсы снизится. Соответственно, уменьшатся доходы российских компаний от экспорта, равно как и поступления в государственный бюджет. Во-вторых, снижение курса евро к доллару США в рамках роста реального курса рубля стимулирует увеличение импорта.
Ухудшение торгового баланса (а именно его состояние определяет стабильность обменного курса рубля) обеспечит рост спроса на иностранную валюту при ее сокращающемся предложении. Очевидным следствием этого выступит ускорение роста обменного курса рубля. Последний фактор изменит доходность внутренних инструментов в сторону их уменьшения и одновременно увеличит риски инвестиций в рублевые инструменты. Последующие действия экономических агентов будут соответствовать сценарию 1998 г. (различающиеся лишь по величине мультипликатора) - вывод иностранных и внутренних портфельных инвестиций с финансового рынка, покупка иностранной валюты, перевод рублевых банковских депозитов населения в валютные либо их снятие и перевод в наличную иностранную валюту. Реакция экономических агентов будет вполне адекватной изменившимся экономическим условиям (прежде всего внешним, поскольку внутренние условия остаются неизменными). В подобной ситуации денежные власти оказываются беспомощными - слабая банковская система, неразвитые финансовые рынки и либеральное валютное регулирование оставляют им лишь возможность продажи накопленных валютных резервов для поддержки стабильного обменного курса рубля и ограничения роста цен.

Что нужно сделать, чтобы подобный сценарий не стал реальностью?

Данный пример лишь иллюстрирует необходимую последовательность действий в области реформирования и восстановления национальных финансов. Прежде всего, необходимо проведение реформ в банковской системе и восстановление финансовых рынков. Данные реформы должны предоставить в распоряжение денежным властям эффективные инструменты регулирования финансовой сферы. Далее, развитие национальной экономики, предполагающее снижение зависимости от цен на сырье и колебаний курсов мировых валют, должно создать фундамент для либерализации валютного регулирования. Лишь в условиях стабильно развивающейся экономики и эффективной финансовой системе возможна либерализация валютного регулирования - именно тогда она должна обеспечить ускорение темпов роста национальной экономики.

Господин Бендукидзе объявил премию в $75000 за лучшее обоснование опасности либерализации валютного контроля и валютного регулирования с точки зрения обеспечения поступательного развития национальной экономики. Вы готовы заработать эти деньги?

Думаю, что приведенный выше сценарий, весьма характерный для развивающейся экономики (и далеко не единственный), настолько очевиден, что стоимость его разработки не превышает и $100. Более того, в случае предполагающейся либерализации валютной политики и получения приза в национальной валюте не исключен вариант, когда победитель может потратить призовые деньги лишь на пачку сигарет.

5 февраля 2003

http://www.opec.ru

Док. 304353
Перв. публик.: 16.05.03
Последн. ред.: 16.05.07
Число обращений: 315

  • Ведев Алексей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``