В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
V Конгресс Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ) Назад
V Конгресс Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ)
27-31 мая 2002 года в Москве проходил V Конгресс Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ), объединяющей 45 стран континента.

На состоявшейся в Кремле церемонии открытия Президент Российской Федерации Владимир Путин призвал к объединению усилий для защиты финансовых систем от проникновения трансграничной преступности и заявил о готовности России к сотрудничеству в целях поиска и нейтрализации капиталов, подпитывающих терроризм.

Выступивший затем Председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев высказался за сотрудничество парламентов стран Европы в интересах выработки законодательства, которое бы способствовало взаимодействию высших органов финансового контроля в усилиях по подавлению финансовых источников международного терроризма (подробнее).

Исполнявший до V Конгресса ЕВРОСАИ обязанности президента этой организации Франсуа Ложеро призвал выработать общие принципы сквозного финансового мониторинга денежных средств, обращающихся между несколькими странами.

Принявший на предстоящие три года обязанности президента ЕВРОСАИ Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин указал на необходимость своевременного и профессионального реагирования на вызовы, порождаемые глобализацией мировых связей - незаконный вывоз капиталов, формирование каналов подпитки международного терроризма, отмывание "грязных денег". Он подчеркнул, что проведение форума ЕВРОСАИ в Москве отражает признание международным сообществом прогресса России на пути демократизации и формирования гражданского общества, инструментом которого в сфере контроля за использованием средств налогоплательщиков и является Счетная палата.

В ходе последующих пленарных заседаний и дискуссий в рабочих группах участники Конгресса обсуждали проблематику государственного финансового контроля и методологию его осуществления. Стандарты государственного аудита, по мнению большинства делегатов, являются универсальными для стран с рыночной экономикой, однако исторические, национальные и иные особенности каждой из стран обогащают методологию контроля индивидуальным опытом, обмен которым весьма ценен для членов ЕВРОСАИ. Так, многих из них заинтересовала практика Счетной палаты России по постепенному переносу акцентов с собственно финансового аудита на контроль эффективности использования государственных средств.

Одной из стержневых тем обсуждения был вопрос о роли высших контрольно-ревизионных органов в ходе подготовки правительством бюджетных предложений. Своевременное экспертное заключение органа государственного аудита, т.е. предварительный контроль концепции главного финансового документа государства, как показывает опыт целого ряда стран, способствует оптимизации проекта государственного бюджета. Не менее важно и участие аудиторских органов на стадии парламентского обсуждения бюджетных проектов.

Большое внимание участники Конгресса уделили теме контроля за исполнением государственного бюджета. Бюджетный процесс, отмечали делегаты, становится прозрачным и предсказуемым тогда, когда высший орган аудита осуществляет не только оперативный контроль исполнения бюджета текущего года, но и комплексную ревизию уже исполненного бюджета.

В ходе обсуждения вопроса об использовании информационных технологий было отмечено, что более активное применение новейших достижений в этой области существенно повышает качество контроля за исполнением государственного бюджета и улучшает качество контрольных мероприятий. Принято решение о создании Рабочей группы ЕВРОСАИ по информационным технологиям.

Одобрен также доклад о деятельности Рабочей группы ЕВРОСАИ по аудиту окружающей среды, содержавший предложения по организации взаимодействия высших контрольно-ревизионных органов в осуществлении контрольных мероприятий, направленных на повышение результативности финансирования природоохранных проектов.

В предпоследний день работы Конгресса перед его участниками выступил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, который отметил, что организация государственного финансового контроля в Российской Федерации находится в русле мировой практики и перспективных тенденций развития этой сферы государственного управления.

В заключительный день, уже вне рамок Конгресса, состоялась встреча руководителей высших органов финансового контроля стран "Большой восьмерки". Они высказались за налаживание практического взаимодействия в деле борьбы с проникновением трансграничной преступности в финансовые системы различных государств. Участники встречи намерены сотрудничать в целях перекрытия каналов финансовой подпитки международного терроризма и борьбы с отмыванием "грязных денег". В этих целях создается специальная рабочая группа, которая сформулирует конкретные предложения по сотрудничеству. Выступая после окончания встречи перед журналистами, Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин сообщил, что его американский коллега Дэвид Уокер передал пакет предложений о сотрудничестве между высшими органами государственного финансового контроля обеих стран, которые будут рассмотрены на ближайшем заседании Коллегии Счетной палаты.

Подсчитано, что в ходе работы Конгресса состоялось свыше 20 официальных двусторонних встреч, некоторые из которых завершились подписанием соглашений о сотрудничестве. 12 встреч со своими зарубежными коллегами провел Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин. С главами высших органов государственного финансового контроля Великобритании, Нидерландов и Дании подписаны соглашения о сотрудничестве, предусматривающие, в частности, осуществление параллельных контрольных мероприятий.

На церемонии закрытия Конгресса с заключительным словом выступил Президент ЕВРОСАИ, Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, который подчеркнул, что участники Конгресса договорились сотрудничать в проведении проверок по крупным бюджетным проектам, затрагивающим финансовые системы ряда европейских стран, а также в организации противодействия сомнительным финансовым операциям, имеющим транснациональный характер.

Участники московского форума приняли заключительный документ, озаглавленный "Рекомендации V Конгресса ЕВРОСАИ". В нем отмечается, что участие высших органов финансового контроля (ВОФК) в бюджетном процессе повышает результативность его исполнения. При этом произвольное изменение органами исполнительной власти утвержденных законом бюджетных назначений должно рассматриваться как недопустимое, так как приводит к снижению роли парламента в определении направлений дополнительного расходования бюджетных средств.

В ряде случаев участие ВОФК в подготовке бюджета, говорится в документе, ограничивается чисто консультационной ролью и не предполагает полномочий по внесению изменений в бюджетные оценки, составленные исполнительной властью, что не способствует эффективности использования бюджетных средств. Между тем, участие ВОФК на всех стадиях бюджетного процесса способствует его оптимизации. Следует также добиваться такого положения, при котором финансирование ВОФК находится вне влияния исполнительной власти.

В документе подчеркивается необходимость создания эффективной системы государственного финансового контроля, обеспечивающей взаимодействие контрольных органов законодательной и исполнительной власти различных уровней, осуществляющих внешний и внутренний контроль. Чем раньше ВОФК начинает консультирование как законодательной, так и исполнительной власти на стадии подготовки бюджета, тем действеннее оно будет. В странах, где исполнительная власть имеет право вносить изменения в бюджетные ассигнования, следует добиваться законодательного установления процедур и пределов для таких изменений.

В документе также отмечается, что при осуществлении контроля за исполнением государственного бюджета ВОФК следует учитывать работу всех систем внутреннего контроля государственного сектора, деятельности которых он должен давать оценку и оказывать поддержку.

В заключении документа указывается на необходимость добиваться в диалоге с законодательной и исполнительной властями должного решения проблем внедрения информационных технологий - таких, как обеспечение правовых полномочий по доступу ко всем данным, требующимся для контроля за формированием и исполнением государственного бюджета, безвозмездный доступ к данным тех проверяемых структур, которые финансируются из государственного бюджета или имеют государственные финансовые преференции, выработка единых форматов, совместимых с информационной системой ВОФК.


27-31 мая 2002 г
http://www.ach.gov.ru/psp/pe/01.php

Док. 304230
Перв. публик.: 31.05.02
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 361

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``