В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ТЕЗИСЫ выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на заседании Круглого стола на тему: `Механизмы партнерства государства и общества в борьбе с коррупцией` 5 июня 2006 г Назад
ТЕЗИСЫ выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на заседании Круглого стола на тему: `Механизмы партнерства государства и общества в борьбе с коррупцией` 5 июня 2006 г
Дорогие друзья, коллеги!

Очень рад видеть всех вас в этом зале, где мы уже не раз обсуждали самые сложные и актуальные проблемы. Проблемы, для решения которых, требовалось привлечение, так сказать, совокупного интеллектуального потенциала страны.

Сегодняшняя тема Круглого стола прямо вытекает из "повестки дня", обозначенной Президентом Путиным. Укрепление государства, дальнейшее повышение его эффективности невозможно без реальных подвижек в деле борьбы с коррупцией.

Эти подвижки могут возникнуть из сочетания двух факторов.

Во-первых, необходимо расширять и постоянно совершенствовать систематическую, в хорошем смысле слова, рутинную работу органов государственной власти по искоренению и профилактике коррупциогенных явлений.

А во-вторых, на фоне постоянной профилактической работы очень важно находить и реализовывать разного рода нестандартные, я бы сказал, асимметричные решения, которые могли бы дать системный эффект в создании условий, неблагоприятных для коррупции.

Что касается первого пункта, то такая работа идет постоянно. Собственно, у нас самих в Счетной палате на днях закончились внутренние мероприятия. К сожалению, в наших рядах нашлись свои негодяи. Мы сами обратились в ФСБ, вместе провели спецоперацию. Нечистые на руку граждане пойманы с поличным, уголовные дела открыты. Информация есть в пресс-релизе. Если будут какие-то вопросы - можно в перерыве обсудить.

А вот с нестандартными решениями у нас пока сложно.

Ведь что мы имеем сейчас? Формально, все заняты своим делом. На каждую угрозу - есть симметричный ответ:

- правоохранительные органы борются с коррупционерами,

- ученые разрабатывают методики по выявлению коррупционных норм в законах,

- сообщества предпринимателей разрабатывают и применяют разного рода "этические кодексы" и так далее.

А что в итоге?

А в итоге коррупция, как грипп, порождает все новые штаммы, а мы со своей "вакциной" каждый раз чуть-чуть опаздываем.

И дело не в том, что наша обычная методика борьбы с коррупцией является по сути реактивной. Она и не может быть другой! Честным людям трудно соревноваться с коррупционерами в преступной изобретательности.

Проблема в другом.

На мой взгляд, лозунг "борьбы с коррупцией" в том виде, в каком он сегодня существует в общественном сознании, в каком-то смысле является "ложной целью", способом отвлечения внимания общества и компетентных органов от более серьезных и опасных процессов, которые проистекают в теле государства.

Ведь что такое коррупционер в обычном понимании? Это, по большому счету, бюрократ-неудачник, схваченный за руку. Успешному бюрократу совершенно не обязательно быть коррупционером. Он может получить гораздо больше выгоды, абсолютно не нарушая закон. Достаточно, например, просто не экономить на общественных ресурсах. И чем масштабнее какие-то траты или программы, тем легче чиновнику законно получить свой "кусок пирога". Изобретаются разного рода стройки космического размаха, какие-то торжества, программы. А смысл один - надежно присосаться к бюджету.

С другой стороны, известно, что взятка, особенно на нижнем и среднем уровне платится не за то, чтобы чиновник нарушил закон, а за то, чтобы он выполнил свои функции в том виде и в том объеме, которые, собственно, ему этим законом предписаны. То есть, получается, что граждане сначала платят официальные налоги для того, чтобы на них содержать государственный аппарат. А потом еще и дополнительно приплачивают, если хотят, чтобы этот аппарат хоть как-то провернулся.

Таким образом, коррупция, это только верхушка айсберга. Изучать нужно не только очевидных участников рынка коррупциогенных услуг, но, в первую очередь, важно понять законы и особенности экономического поведения бюрократии в целом.

Я твердо считаю, что уровень коррупции в государстве прямо связан с уровнем его забюрократизированности.

Зависимость тут простая.

Если государственный аппарат, государственные служащие реально следуют принципам ответственности, прозрачности и подотчетности обществу, то уровень коррупции удерживается в приемлемых границах, а какие-то отклонения можно выявить стандартными методами.

Если же чиновничество, как сказал Президент Путин, оформилось в "замкнутую надменную касту", которая не зависит от мнения людей, а, наоборот, ставит граждан в зависимость от бюрократов, то коррупция неизбежна. А это значит - государственное управление становится неэффективным, государство слабеет.

Характерный признак, по которому можно четко определить, кто сильнее - общество или бюрократия, это наличие или отсутствие института независимого внешнего контроля за деятельностью органов государственной власти.

Скажете - ну вот, Степашин опять про Счетную палату.

Да! Именно про Счетную палату! Потому что ее появление в начале 90-х - это настоящая революция в общественном сознании, в праве и в государственном устройстве. Это настоящий прорыв в борьбе общества с засильем бюрократии, а значит - с коррупцией.

Я написал книгу, в которой, в частности, исследуются все 350 лет становления системы госаудита в нашей стране. Так вот факты говорят не столько о становлении этой системы, сколько о борьбе отечественной бюрократии с малейшими признаками возникновения по-настоящему независимого внешнего контроля за деятельностью государственных органов. Фактически вся история 350 летнего существования государственного контроля в России - это история того, как государственная власть пыталась сама себя контролировать. Были, правда, несколько попыток сменить парадигму, но все они закончились неудачей. Всё выхолащивалось и превращалось в систему, когда один бюрократ контролирует другого.

И, кстати, идея общественного контроля за деятельностью органов власти до сих пор реально не укоренилась на российской почве.

Причин тут множество. Одна из них - целенаправленная борьба бюрократии, которой не нужен внешний контроль.

Предлагаю раз и навсегда уяснить простую вещь. Во всех странах мира давно сложилось четкое понимание, что должен быть внутренний САМОконтроль органов государства - это различные структуры Минфина, казначейства, прокуратуры и так далее. И в обязательном порядке нужен внешний государственный аудит работы органов власти, который проводится от имени общества и государства.

Этим занимаются счетные палаты.

Они создаются как раз для того, чтобы путем независимой оценки деятельности чиновников обеспечивать контроль государства и общества над бюрократией, ограничивать ее рентоискательское поведение.

С этой точки зрения во всем мире счетные палаты являются одним из важнейших инструментов профилактики коррупции и борьбы с нею. Потому что коррупция - это ни что иное, как попытки чиновников выйти из-под контроля.

Кстати, еще один важный признак угрозы коррупции и бесконтрольности чиновников - это бюрократизация бюджетного процесса. Как я уже говорил, бюджет - это главный источник бюрократической ренты, причем, более прибыльный, чем нефть или газ.

Может быть, поэтому, у нас до сих пор не создан эффективный и прозрачный бюджетно-финансовый механизм, а объявленная бюджетная реформа (переход к среднесрочному бюджетному планированию, ориентированному на результат) фактически остановлена. И дело не только в том, что не хватает нормативной базы или методик. Очевидно, что при программно-целевом подходе, когда все прозрачно и доступно для независимого анализа, труднее "пилить" бюджетные средства. Как говорится, и кому это надо?

Таким образом, на сегодняшний день единственная масштабная попытка применить современные программно-целевые методы бюджетного финансирования - это реализация национальных проектов. Значение этой работы трудно переоценить. С одной стороны, решаются исключительно важные социальные задачи. Решаются конкретно, адресно, с доведением до каждого человека. А с другой - отрабатываются современные технологии эффективного использования государственных средств на наиболее приоритетных направлениях.

Для того, чтобы национальные проекты были успешно реализованы, нужен особенно пристальный анализ эффективности работы органов исполнительной власти, причем, по всей, как говорится "проектной вертикали" - от момента выделения бюджетных средств до конкретного получателя: сельской школы, молодой семьи или женщины-матери. И в таком аудите нам нужна помощь общественности, потому что людям на местах виднее, насколько результативны мероприятия проектов, насколько точно и правильно работают местные и региональные органы власти.

С другой стороны, развитая система внешнего контроля за деятельностью исполнительной власти нужна еще и потому, что она помогает снизить информационную асимметрию в отношениях общества и бюрократии. Ведь бюрократ всегда находится в выигрышном положении по сравнению с простым гражданином - на его стороне "инсайдерская" профессиональная информация, доступ к разного рода специальным актам, инструкциям и так далее. То есть гражданин вынужденно оказывается в ситуации, когда он должен платить за свое незнание. Эта плата - дополнительный доход бюрократа.

Отсюда следует, что борьба с бюрократизмом и коррупцией должна сопровождаться общим повышением гражданской, правовой культуры граждан.

Вот поэтому-то сегодняшний Круглый стол посвящен механизмам реального партнерства государства и общества в деле борьбы с коррупцией. Собственно, тот факт, что он проводится под эгидой Счетной палаты и Российского союза налогоплательщиков - организации, которая активно помогает в становлении системы внешнего государственного аудита, - является примером такого партнерства.

Я предлагаю сделать лозунгом для всех выступающих слово "эффективность". Давайте не будем останавливаться на общеизвестных вещах, а попробуем выйти на конкретику.

Основные вопросы для дискуссии у вас есть.

Особенно хотелось бы обратить ваше внимание на вопрос номер три: "Эффективное управление общественными ресурсами и "экономическое поведение бюрократии": возможен ли разумный компромисс?".

Я бы, наверное, даже предложил начать обсуждение с него, если это возможно.

Кроме того, хотелось бы действительно поговорить о практических механизмах партнерства государства и общества в решении конкретной и сложной задачи искоренения коррупции. Пока это партнерство ограничивается разного рода встречами, дискуссиями, рекомендациями, научными методиками и т.д. Все это, безусловно, полезно, но вот что касается реальной эффективности - тут есть сомнения.

Понятно, что и сегодня мы вряд ли сумеем изобрести что-то абсолютно новое и супер-эффективное. Но, хотелось бы надеяться, что вместе мы найдем какие-то нестандартные подходы.


http://www.ach.gov.ru/psp/dv/56.php

Док. 304200
Перв. публик.: 05.06.06
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 340

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``