В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ВЫСТУПЛЕНИЕ Президента Российского книжного союза С.В.Степашина на V съезде РКС 29 июня 2006 г Назад
ВЫСТУПЛЕНИЕ Президента Российского книжного союза С.В.Степашина на V съезде РКС 29 июня 2006 г
Уважаемые коллеги!

Приветствую вас на пятом, юбилейном съезде Российского книжного союза! В этом году наш съезд особенный, поскольку отражает качественно новый уровень развития нашей организации и тех задач, которые ставит перед собой РКС.

Если вы помните, пять лет назад мы начинали в условиях во многом хаотично развивающегося книжного рынка и отсутствия единой отраслевой политики. На первом этапе мы ставили задачу организационного становления Союза, налаживания регулярного взаимодействия между предприятиями отрасли, в общем, концентрировались преимущественно на наших внутренних задачах. И за эти годы удалось создать организм, в рамках которого внутренние задачи в общем и целом эффективно решаются. Можно с уверенностью сказать, что уровень доверия между участниками отрасли, качество нашего взаимодействия, в том числе и благодаря РКС, поднялись на новый уровень.

Сегодня мы подошли к тому, чтобы приступить к решению проблем, стоящих перед книжным сообществом в контексте развития российского общества в целом. В первую очередь - это системные проблемы чтения и грамотности, которые в стране сегодня еще не осознаны обществом, как приоритетные. Ибо, как нам представляется, отсутствуют единая стратегия и координация действий государственных институтов, общественных организаций, бизнес-сообщества при их решении.

Национальная программа чтения.
Цели реализации

Сегодня Президентом перед страной поставлены задачи интенсивной модернизации экономической и социальной сферы, улучшения благосостояния каждого человека. По нашему мнению, Россия не сможет достичь этих целей, не обеспечив качественного роста человеческого потенциала в стране (или как принято говорить - капитала). И решение проблем чтения и грамотности - одно из наиболее эффективных направлений развития человеческой личности.

Международные исследования показывают, что благосостояние каждого человека напрямую зависит от его уровня грамотности. Высокий уровень грамотности увеличивает вероятность получить высокооплачиваемую и интересную работу, обеспечить стабильный доход своей семье. Отсутствие системного неравенства по уровню образования и культуры населения - необходимое условие социальной стабильности в обществе. Учитывая необходимость привлечения внешних трудовых ресурсов в страну, многонациональный состав самой России, задача ликвидации такого неравенства будет стоять перед страной и в ближайшие годы достаточно остро.

Для построения конкурентоспособной экономики, занятия Россией достойного места в мировом разделении труда абсолютным приоритетом является значительное повышение уровня производительности труда в нашей стране и изменение структуры экономики. И это потребует развития инновационной системы страны, качественного улучшения уровня грамотности выпускников системы среднего, высшего и почти погубленного профессионального образования.

Развитие информационных технологий, включение страны в мировое информационное пространство сделали особенно актуальными вопросы информационной безопасности. Способность граждан получать информацию и принимать на ее основе самостоятельные решения - необходимые условия построения гражданского общества.

Необходимо подчеркнуть важность задачи духовно-нравственного развития человека и общества в сегодняшней России. Книга остается основным способом воспитания ответственного члена общества, гражданина. Мне думается, что именно классическая литература, зафиксированная в школьной программе, сделала население в свое время России, Советского Союза единой нацией. Когда люди разных возрастов и разного вероисповедания обмениваются цитатами из книг в разговорах и понимают друг друга - это и есть национальная культура в действии, в практике. Возникающий сегодня культурный разрыв между поколениями - серьезная угроза будущему России.

Мы с гордостью говорим о том, что Россия - крупнейшая страна в мире. Но Россия складывается из сотен и тысяч "Малых родин". В нашей стране проживают представители около 180 национальностей и народностей, и мы обязаны заботиться о сохранении и приумножении уникальной культуры каждой из них. Книга, по нашему глубокому убеждению, - это основной способ передать все богатство культурного и духовного наследия наших народов молодому поколению. От книги зависит, будет ли молодая Россия крепко опираться на корни традиций, или станет поколением "Иванов, не помнящих родства".

Нельзя забывать о миллионах наших соотечественников, оказавшихся волею судьбы за пределами России. Сегодня они зачастую сталкиваются с различными барьерами на пути культурного общения с "большой землей", такими, например, как квоты на импорт российских книг. С другой стороны, неразвитость законодательства в сфере защиты авторских прав затрудняет издание в России книг писателей из СНГ. Развитие общего гуманитарного пространства Содружества через книгу также является одной из наших приоритетных задач.

Текущая ситуация с чтением и грамотностью и ее ключевые причины

Российский книжный союз объединил, помимо книгоиздателей и полиграфистов, широкий круг специалистов книжного, библиотечного и педагогического профиля. Это позволяет нам видеть системный характер проблем чтения и грамотности в стране.

Интерес россиян к чтению неуклонно снижается, особенно это актуально для молодежи. Доля читающего населения в возрасте до 30 лет за последние годы снизилась почти в половину. Доля россиян, читающих не менее 8 книг в год в России, составляет всего около 23 процента, тогда как, например, в Великобритании и Швеции таких людей 40-50 процентов.

По результатам международных тестов грамотности школьников (ПИЗА, ПИРЛС) Россия находится среди стран с наихудшими показателями. Всего 11 процентов российских школьников попали в группу с высокими и самыми высокими показателями грамотности, тогда как в развитых странах 40-50 процентов ребят показывают такие результаты. Впереди нас Австрия, Венгрия, Германия, Польша, Латвия, Чехия. Далеко впереди - Ирландия, Финляндия, Корея. А позади - Мексика, Индонезия, Тунис.

В чем же причины сложившейся ситуации? Необходимо признать, что глубокий и всесторонний анализ фундаментальных проблем чтения в России еще только предстоит провести. Однако уже сейчас ясно, что связанные с книгой и чтением институты оказались не готовы к глубинным изменениям социальных, экономических и технологических условий жизни.

Уходит традиционная большая семья, в которой старшее поколение прививало любовь к книге детям с младенчества. Мощную систему обеспечения книгой, построенную в социалистической экономике, не удалось защитить и адаптировать к условиям рынка. Развитие телевидения, Интернет, других средств массовой информации последовательно вытесняет чтение, как вид досуга.

Наиболее острые проблемы в сферах, связанных с чтением

Остановлюсь кратко на наиболее острых проблемах в сферах, определяющих уровень чтения и грамотности в стране. Это отношение к книге в обществе, система образования, библиотеки и книжная торговля.

Основа чтения в стране - отношение к книге в обществе. Сегодня в обществе пропагандируется успех, основанный не на высоком интеллектуальном и культурном уровне человека. В массовом сознании отсутствует понимание того, в какой опасности находится ребенок, проводящий все свободное время у телевизора и компьютера. Редкостью стало семейное чтение. 37 процентов российских семей сегодня не имеют домашней библиотеки, и примерно такое же число имеют домашнюю библиотеку до 100 книг. Это означает, что три четверти наших детей лишены огромной радости встречи с книгой в раннем детстве.

Регулярная привычка и навыки чтения должны закладываться в школе. Специалисты признают, что отечественной системе образования сегодня в значительной степени не удается решить эти задачи.

В учебных программах отсутствует понимание чтения, как базового общеучебного навыка, связанного не только с предметами "русский язык" и "литература", но и "физикой", "географией", "историей". Чтение - это ворота в образование, которые в нашей школе превращаются в узкую калитку, лазейку.

Начальная и средняя школа не обеспечивают достаточных условий для обучения ребенка чтению графиков, таблиц, работе с научно-популярными или специализированными текстами. Обучение чтению у нас заканчивается в начальной школе, тогда как в развитых странах этим активно занимаются на всех ступенях образования.

Работа с текстом зачастую сводится к заучиванию, без выработки у ученика навыков критической работы с текстовой информацией, привычки к составлению собственного суждения на основе прочитанного, формированию информационной культуры.

Однако нельзя не вспомнить слова Твардовского, который говорил, что "курс литературы не приучает, а отлучает от школы". Увы, сегодня это также актуально! В погоне за числом "пройденных" авторов, наша программа по литературе построена зачастую на принуждении ребенка к чтению, а не создании у него внутренней потребности в нем. Стремление преподать ребенку возможно больший объем знаний часто не учитывает его индивидуальных особенностей и темпов развития.

Школьные библиотеки России находятся в системном кризисе. Более 15 лет основные фонды не комплектуются детской, справочной, научно-популярной литературой. Неудивительно, что в этих условиях большое число детей по окончании школы перестают читать вовсе.

Неудовлетворительно функционирует и система публичных библиотек. Россия находится на одном из первых мест в мире по числу библиотек, однако значительное число из них совершенно не удовлетворяют требованиям современного читателя.

Слабое финансирование комплектования фондов приводит к тому, что только 5-6 процентов издаваемой в стране литературы попадает в фонды библиотек. Неудивительно, что в этих условиях доля отказов в библиотеках выросла до 80 процентов.

В развитых странах ясно осознана роль библиотеки в новом веке, как проводника в мире информации. У нас же далеко не все библиотеки оборудованы компьютерами и имеют свой электронный каталог, доступ к сети Интернет. В отрасли остро стоит проблема квалифицированных кадров, в силу малооплачиваемости. Из-за низкого статуса библиотечной профессии в обществе, непривлекательного уровня оплаты труда идет старение кадров.

В тяжелом состоянии находится система книжного распространения. Мы издаем около 100 тыс. наименований книг в год, но до 80 процентов из них не покидает пределы крупных городов. Если в развитых странах на 1 книжный магазин приходится до 5-10 тыс. человек, то у нас - 50 тысяч. В России нет единой информационной системы, связывающей издателей, книжных дистрибуторов, розничную торговлю, библиотеки, читателей. Вызванное этим отсутствие или отрывочный характер информации сегодня существенно тормозит развитие отрасли. На низком уровне находятся материально-техническая база и информационные технологии в подавляющем большинстве магазинов, что сильно снижает их ассортиментные возможности. Во многих городах книжные магазины находятся под прессингом местных властей, безбожно повышающих ставки арендной платы, что ставит на грань исчезновения предприятия, зачастую имеющие более чем вековую историю.

В большинстве городов с населением менее 100 тыс. человек вообще отсутствуют книжные магазины. Лотки и палатки с несколькими десятками наименований детективов, конечно же, не спасают ситуацию. Можно сказать, что у нас есть книжная торговля, но нет системы цивилизованного книжного распространения.

Высокие тарифы и низкое качество почтовых услуг не позволяют эффективно использовать систему "книга почтой", что особенно актуально в такой большой стране, как Россия.

По сути дела, население малых городов и сел оторвано сегодня от чтения, как важнейшей культурной составляющей жизни.

Основные направления усилий

Что же необходимо сделать для решения проблем чтения и грамотности в России? Мои коллеги в своих выступлениях подробнее расскажут о мерах, необходимых для этого в области образования, системе библиотек, книжном деле, отношении к книге в обществе. Сформулирую только ключевые направления усилий, как мы их, имею в виду РКС, сегодня видим.

В первую очередь, необходимо изменить отношение к книге и чтению в обществе в целом. Мы должны восстановить уважение к начитанности в стране, сделать чтение престижным занятием, так, чтобы не читать было стыдно. Для этого есть серьезный инструментарий, включая социальную рекламу, систематическую работу в семье и школе, различные издательские, книготорговые, библиотечные программы. Значительного успеха добились страны, которые привлекали элиты общества - выдающихся деятелей культуры, спортсменов, политиков, ученых, бизнесменов - к пропаганде чтения, как основы успеха в жизни. "Я добился успеха потому, что читал" - с этими словами должны обратиться к молодым россиянам те, кто определяет сегодня жизнь страны во всех областях.

В стране действует большое число отдельных федеральных и региональных общественных инициатив, направленных на стимулирование потребности в чтении. Однако они, как правило, действуют автономно, не объединяя свои усилия и не обмениваясь опытом. Это не позволяет сегодня реализовать имеющийся потенциал в полной мере. Мы должны создать информационную и координационную инфраструктуру для взаимодействия всех организаций, вовлеченных в пропаганду чтения.

Следует серьезно изменить социальный статус автора, повысить престижность этой профессии. Значительные усилия должны быть направлены на поддержку молодых писателей, в т.ч. используя систему различных грантов и литературных конкурсов.

Во-вторых, необходимо ускорить процесс внедрения различных программ развития чтения и грамотности в системе образования. В образовательных стандартах должно уделяться значительно больше внимания чтению, как общеучебному навыку, основе изучения всех школьных предметов. Необходимо создать инфраструктуру для систематического измерения уровня грамотности школьников, количества и качества их чтения.

Должно быть уделено пристальное внимание построению курса литературы, внеклассного и дополнительного чтения с тем, чтобы они были нацелены на развитие у каждого ребенка в первую очередь любви к чтению. Следует укрепить школьные библиотеки и их специалистов, от профессионализма которых зависит становление юного читателя.

В-третьих, необходима государственная стратегия в сфере развития библиотечной сети. Отечественные библиотеки формировались в совершенно иных социально-экономических условиях. И необходимо дать четкий ответ, сколько и каких библиотек требуется сегодняшней России. Должны быть сформулированы стандарты минимальной необходимой обеспеченности региона библиотеками и регулярно проводиться аудит регионов на соответствие этим стандартам.

Мало увеличить финансирование на обновление фондов библиотек и развитие их материально-технической базы.

Необходимо создать инфраструктуру, в первую очередь - информационную инфраструктуру - взаимодействия и координации действий библиотек и книжной отрасли. Необходимо возрождение целостной сети межбиблиотечного обмена, обеспечение действенного доступа жителей любого региона к ресурсам центральных библиотек.

В последнее время наметилась тенденция к незначительному улучшению ситуации с финансированием библиотек. Считаю необходимым создать эффективные и прозрачные механизмы рачительного использования этого финансирования, снижающие риски коррупции и нецелевого использования средств в данной сфере. Также считаю правильным введение финансирования библиотек отдельной строкой в бюджетах различного уровня.

В-четвертых, необходимо решение проблем книжной торговли, особенно в регионах. Мы должны законодательно закрепить статус книги, как товара социальной значимости, товара первой необходимости. Книжный магазин следует отнести к институтам культуры, и исходить из этого при развитии системы книгораспространения. В ближайшие годы необходимо повысить обеспеченность населения книжными магазинами хотя бы до уровня одного магазина на 20 тысяч жителей. Это более, чем в два раза выше текущего уровня.

Необходимо остановить волну приватизации с последующим немедленным перепрофилированием муниципальных книжных магазинов. При проведении приватизации книжных магазинов необходимо обязать местные власти требовать сохранения профиля магазина минимум на 5-10 лет. Хороший опыт действий исполнительной власти по этому вопросу есть в Московской области, Москве, теперь в Санкт-Петербурге.

Необходимо создать единую информационную базу данных, связывающую книгоиздателей, дистрибуторов, книжную розницу, читателей. Такая база данных позволит не только радикально повысить эффективность книгоиздателей и книготорговцев, но и существенно улучшит информированность населения об издаваемой в стране литературе. В европейских странах эти задачи решают системы "Букс ин принт", "Бук Дэйта" и другие. Любой житель может бесплатно узнать из единого источника по сети Интернет о планируемых к изданию книгах, наличии книг в каждом книжном магазине. Аналог такой системы в кратчайшие сроки должен быть создан в России.

Необходимо создать стандарты обеспеченности жителей книжными магазинами, и как минимум отслеживать их соблюдение при возведении нового жилья и торговой недвижимости.

Учитывая протяженность нашей страны, значительный разрыв в уровне развития регионов, остро стоит необходимость постановки регулярного аудита в области чтения, доступности книги по всей стране. Считаю необходимым разработать единые стандарты развития региона с точки зрения уровня чтения и грамотности населения, развитости книжной торговли, системы библиотек, объема социальной рекламы чтения и т.д. Появление такого стандарта позволит региональным властям оперативно выявить наиболее острые проблемы чтения и грамотности, комплексно подойти к их решению.

Механизмы реализации программы

По нашему мнению, системное решение перечисленных задач в сжатые сроки невозможно без целостной программы, объединяющей усилия государства, общества и бизнеса. Какой мы видим эту программу?

Во-первых, необходимо разработать структурную схему индикаторов и контрольных показателей, систему сбора и анализа данных по всей системе "факторы чтения - чтение и грамотность - макрофакторы конкурентоспособности страны". Это позволит четко формулировать и обозначить требования к уровню чтения и грамотности, исходя из долгосрочных целей социально-экономического развития РФ в горизонте 2008, 2015 и 2020 гг. Также это позволит определить требования к системе книжной торговли, библиотек и т.д., имея в виду достижение целевого уровня чтения и грамотности в стране.

Во-вторых, мы проводим аудит текущего положения РФ по этой системе показателей. На сегодняшний день по целому ряду, если не сказать большинству, областей информация недостаточна или отсутствует. Так, нет единой методики измерения уровня чтения по стране, не проводятся измерения уровня грамотности взрослого населения, фрагментированы данные по книжной рознице и т.д. Из-за отсутствия единой системы сбора и анализа данных пока что еще отсутствует объективный, детально подтвержденный фактами "диагноз" состояния чтения и книжной отрасли в России.

В-третьих, на основании целевых значений и данных аудита текущего положения, мы будем детально прорабатывать наиболее приоритетные меры для существенного повышения уровня чтения и грамотности в стране. Здесь нам поможет как опыт международных программ, так и лучшие наработки отечественных специалистов. Мы знаем, что в целом ряде российских регионов уже сегодня реализуются программы социальной рекламы чтения, образовательные программы и т.д., и приглашаем всех авторов таких программ к участию в работе РКС.

Наконец, в-четвертых, создается механизм управления реализацией программы, включая систему контроля за ходом реализации, механизмы взаимодействия федеральных и региональных властей, общественных организаций, бизнеса. Для того, чтобы заранее обеспечить эффективную реализацию Программы совместными усилиями РКС, федеральных и региональных министерств и ведомств, общественных организаций, в состав рабочей группы по разработке Программы привлекаются соответствующие эксперты.

В ежегодном послании Федеральному собранию Президент говорил о важности "сбережения народа" в широком смысле, о значимости развития образования и науки для обеспечения конкурентоспособности страны, о необходимости структурной перестройки экономики. Решить эти задачи мы сможем, только опираясь на высокий уровень грамотности и культурного и нравственного развития россиян.

Я докладывал Президенту об остроте проблем чтения и грамотности в России, о необходимости создания национальной Программы развития чтения в стране и о работе Российского книжного союза в этом направлении. Президент поддержал нашу работу и дал соответствующее поручение об оказании поддержки со стороны государственных органов.

Роль Москвы, как стартовой площадки Программы

Важным событием в истории Российского книжного союза будет создание Московского отделения РКС. Всем понятно, что роль Москвы в создании действенной национальной Программы развития чтения будет весьма значительной.

В Москве сосредоточено большинство российских издательств, лучшие книжные магазины, крупнейшие библиотеки. Московская система образования по праву считается самой благополучной в стране. Целый ряд инновационных образовательных программ в области чтения и грамотности уже сегодня внедряется в столице, как на уровне отдельных школ, так и системы образования в целом.

По нашему мнению, Москва - регион, наиболее подготовленный к запуску и обкатке программы развития чтения, которая затем станет национальной. Именно Москва может дать пример качественно нового подхода к решению общенациональных проблем, объединения усилий государства, общества и бизнеса в их решении.

Заключение

Перед Россией не в первый раз стоит задача решения масштабных задач в краткие сроки. Сегодняшние вызовы в экономике, социальной и духовной сфере требуют качественного прорыва в развитии интеллектуального и духовного потенциала нации. Решение этих задач не представляется возможным без всеобъемлющего решения проблем чтения и грамотности.

По нашему мнению, создание по-настоящему работающей программы возможно только при условии привлечения к ее разработке всех связанных с чтением институтов. Нами направлены приглашения присоединиться к разработке Программы во все профильные министерства и ведомства страны. Хочу еще раз подчеркнуть, что только совместная работа позволит нам эффективно решить проблемы чтения и грамотности. Приглашаю всех - региональные власти, представителей системы образования, общественные организации, писателей, библиотекарей - активно подключаться к работе РКС.

Уверен, что наши совместные усилия позволят вновь сделать Россию самой читающей страной в мире, помогут развитию ее духовного и культурного потенциала, росту благосостояния страны и каждого россиянина!

http://www.ach.gov.ru/psp/dv/60.php

Док. 304194
Перв. публик.: 29.06.06
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 342

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``