В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Несовершенство законодательной базы по региональному планированию препятствует госуправлению, - губернатор Ставрополья Назад
Несовершенство законодательной базы по региональному планированию препятствует госуправлению, - губернатор Ставрополья

Несовершенство законодательной базы, регулирующей вопросы регионального планирования и регионального развития, является серьезным препятствием для повышения эффективности деятельности в сфере государственного управления, - сказал губернатор Ставропольского края Александр Черногоров 21 июля на заседании Государственного Совета России. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе главы региона. Госсовет был посвящен механизмам взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов.

по словам губернатора Ставрополья, в российском законодательстве не предусмотрена единая система государственного планирования регионального развития, необходимая для координации действий федеральных и региональных органов власти, не определены четко цели и задачи региональной политики. При этом качественные различия в уровне социально-экономического развития субъектов РФ означают, что универсальная стратегия их развития невозможна. Необходимо определить наиболее оптимальные пути развития каждого региона, изыскать резервы развития неблагополучных территорий, создать для этого стимулы и условия. Именно эта задача может и должна быть решена в рамках государственного регионального планирования.

Позиция губернатора региона сводилась к тому, что стратегия социально-экономического развития любого региона должна охватывать все сферы экономической деятельности на его территории, мероприятия всех хозяйствующих субъектов: и федеральных органов исполнительной власти, и государственных инфра-структурных корпораций, и частного бизнеса. Для этого необходимо законодательно закрепить обязанности хозяйствующих субъектов согласовывать с региональными органами исполнительной власти мероприятия, планируемые к реализации на их территории, а также информировать субъекты о ежегодно выделяемых на эти цели средствах. Это позволит не только формировать региональные программы социально-экономического развития, но и вести их мониторинг.

Федеральный закон No 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к полномочиям органов местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организацию сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Но такой порядок до сих пор не определен. В связи с этим отсутствуют данные, необходимые для прогнозирования и планирования на муниципальном уровне.

Отсутствие стабильности в формах финансовой поддержки и методах ее распределения между субъектами федерации делает практически невозможным переход к среднесрочному планированию, осуществлению реформы бюджетного процесса. Следовательно, необходимо, чтобы нормативы распределения доходов, определяющие ресурсную базу региона, были установлены на достаточно определенную временную перспективу, а определение объема финансовой помощи и ее виды на очередной финансовый год могли быть спрогнозированы регионом на основе законодательно утвержденных методик. Финансовая помощь должна рассчитываться на 3-х - 5-летний период, считает глава края, и ежегодно уточняться исходя из фактического положения дел.

Аналогичный подход должен быть и при формировании программной и непрограммной частей Федеральной адресной инвестиционной программы.

В 2005-2006 годах расширилось применение межбюджетных трансфертов в виде дотаций и субсидий, которые выходят за рамки сформированной системы межбюджетных отношений. Распределение этих видов финансовой помощи проводится без применения формализованных процедур, а также без учета уровня бюджетной обеспеченности регионов. Введение единых принципов распределения средств финансовой помощи по видам повысило бы прозрачность межбюджетных трансфертов и их обоснованность, а соблюдение принципа их распределения с учетом уровня бюджетной обеспеченности усилило бы выравнивающий эффект от предоставления финансовой помощи в целом, - отметил глава Ставрополья.

При определении объема финансовой помощи субъектам федерации необходимо исходить прежде всего из объема расходов, которые должны производиться на региональном уровне, считает Александр Черногоров. Должен определяться минимальный объем расходов каждого субъекта, и, соответственно, объем финансовой помощи из федерального бюджета.

Кроме того, в настоящее время существует достаточно жесткая система ограничений, установленных федеральным центром в отношении определения структуры расходов на региональном уровне. Например, постановлениями Правительства Российской Федерации установлены финансовые нормативы для субъектов, которые должны применяться при определении объема расходов на здравоохранение. Но предоставление медицинской помощи населению - полномочия органов власти регионального и местного уровня.

В этой ситуации федеральное Правительство должно либо отказаться от четкой фиксации стандартов для региональных расходных обязательств и дать более широкие возможности субъектам для оптимизации расходов, либо предусмотреть в федеральном бюджете средства на финансирование тех решений, которые приняты на федеральном уровне. Число собственных налогов субъекта сокращено до трех: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. С целью заинтересованности субъекта в увеличении налогового потенциала, возможности увеличивать свои собственные доходы, необходимо расширить права субъектов по формированию собственных доходов.
Одним из направлений повышения эффективности государственного управления и экономического развития субъектов Российской Федерации является внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий в рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия". В соответствии с программными мероприятиями ФЦП "Электронная Россия" в Ставропольском крае реализуется проект Единой информационно-коммуникационной среды. Разработана генеральная схема - "Единая государственная система управления и передачи данных Ставропольского края".

Для дальнейшего продвижения данного проекта и выделения соответствующих финансовых средств подготовлены необходимые документы, которые направлены в адрес правительства Российской Федерации, министерства экономического развития и торговли и министерства информационных технологий и связи. Правительство Ставропольского края надеется, что проекты будут поддержаны в федеральных органах власти.

www.regnum.ru

Док. 304139
Перв. публик.: 21.07.06
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 182

  • Черногоров Александр Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``