В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Василий Усольцев: За Аляской пока не угнаться Назад
Василий Усольцев: За Аляской пока не угнаться
ВАСИЛИЙ УСОЛЬЦЕВ

заместитель председателя Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока

Визит депутатов Госдумы на Аляску планировался около четыр х лет. Весной этого года российская делегация пять дней знакомилась с законотворческой деятельностью парламента северного штата США, встречалась с губернатором Аляски и его заместителем. Впечатлениями об итогах рабочей поездки и проблемах жителей российского Крайнего Севера с читателями "Парламентской газеты" поделился заместитель председателя Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Василий Усольцев .

Василий Иванович, у Аляски и российского Крайнего Севера схожи климатические условия, но уровень жизни населения различен. Почему у россиян, живущих на северных территориях, он не настолько высок?

Аляска, по сути, та же Чукотка, только через узкую полоску воды Берингова пролива. Но сходство нашей Чукотки и их Аляски лишь климатическое. США более экономически развитая страна.

Неудивительно, что американские северяне живут лучше наших. Хотя главные проблемы у нас общие: большая по площади территория и малое количество жителей. Результаты освоения Севера в годы советской власти заставляют пересматривать концепцию его заселения. Теперь популярен другой лозунг: Север надо не заселять, а применять вахтовый метод с временными поселками. На Аляске же, наоборот, на примере СССР продолжается заселение северных территорий: поощряются переезды, строятся города, словом, создаются все условия для постоянной жизни.

Территория Аляски более благоустроена еще и потому, что у зарубежных соседей лучше обстоит дело с распределением доходов от ресурсов. В соответствии с сегодняшним российским законодательством доходы от недр и собственность на них практически полностью принадлежат федеральному Центру. Реально территория полу чает на свое развитие доходы от малоценных природных ископаемых, таких, например, как песок и известка. Определенный процент ресурсов на Аляске составляет собственность местных жителей. Поступающие в государственный бюджет налоги также в большей степени перераспределяются на территориях.

Поскольку финансовые ресурсы возвращаются на места, то там и осуществляется соответствующее обустройство. Кроме того, существуют федеральные программы, которые правительство разрабатывает специально для поддержки Аляски. В результате получается, что, например, годовой бюджет не самой крупной больницы штата 200 миллионов долларов. По нашим меркам это колоссальная цифра.

Чтобы жить в достатке, парламентарии и население Аляски на протяжении нескольких десятилетий отстаивали свое право на природные ресурсы значительной доли территорий и на доходы с данных ресурсов. Это немалые деньги, поскольку основное богатство этих мест нефть, а также другие минеральные полезные ископаемые, в числе которых серебро и золото.

Получается, что нашим северянам тоже необходимо бороться за свои права, обращаясь в суд?

В России не так популярны прецеденты тяжб с государством. Обычно мы разбираемся в суде с обидчиками и обманувшими ожидания компаниями. История Аляски особенная. Эта земля сначала имела статус округа, затем территории и лишь с 1959-го стала самостоятельным штатом. Когда же встал вопрос о переподчинении, начались судебные процессы, во время которых определялись условия существования нового штата. В этих юридических спорах одержали победу интересы коренного народа. В России же далеко не всегда подобного рода проблемы решаются через суд.

Тем не менее хотелось бы отметить и позитивный момент, который можно взять на заметку: территория должна иметь возможность развиваться с учетом тех средств, которые она отдает в федеральный бюджет. Соотношение сумм не обязательно должно быть таким же, как на Аляске. Существующая система перераспределения средств нивелирует стимул работать.

В нашем случае имеет место такая ситуация: трудишься больше, чем получаешь, а это не способствует активной жизнедеятельности регионов. Естественно, политика федеративного государства предполагает распределение ресурсов. Однако оно должно происходить разумно, с учетом особенностей и возможностей регионов.

При этом необходимо помнить о реальных мотивациях населения к трудовой деятельности. Аляска в этом смысле отличный пример. Ее жители видят, что природные ресурсы работают на них, поэтому люди заинтересованы в их эффективном использовании, а вместе с тем в максимальном увеличении объемов производства. Такой опыт следует перенять и для нашей страны.

В связи с этим достаточно обоснована работа с коренными малочисленными народами Аляски, а также деятельность региональных национальных корпораций. В России же на слуху только Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Между тем на Аляске в соответствии с Актом о землепользовании коренного народа 1971 года было создано 12 региональных национальных и более 200 местных корпораций, разделивших между собой на развитие бизнеса 178 миллиардов квадратных метров земли и один миллиард долларов США. Эти структуры созданы при национальных общинах и выполняют две функции: развитие бизнеса и поддержка малых народностей. Основной принцип деятельности данных объединений заключается в переработке всех ресурсов, которыми географи чески обладает территория корпорации.

Кроме того, эта организация может создавать иные сферы деятельности, такие как туризм, и получать дополнительные доходы. Иногда для управления корпорацией коренные жители приглашают высококвалифицированных менеджеров, а сами лишь наблюдают за процессом. Успешность такого рода структур различна, каждая национальность получает возможность зарабатывать на своих землях и ресурсах. Это решение отвечает запросам как государства, так и проживающего на данных территориях населения.

Заслуживает внимания и деятельность фонда штата Аляска, в котором аккумулируются доходы от нефти. По закону 25 процентов добываемой нефти принадлежит его жителям. Доходы от продажи поступают в этот фонд, объем которого в данный момент составляет 33 миллиарда долларов, и он продолжает увеличиваться. В задачи управляющего совета входит распределение финансов: эти средства размещаются на биржах или в банках, инвестируются в различного рода проекты. Население Аляски живет на доходы от фонда.

Каждый год подводятся итоги, подсчитывается полученная сумма и каждому жителю штата, прожившему здесь более одного года, выдается субсидия. Эта сумма составляет около двух тысяч долларов на человека. Так, семья из четырех человек получает чек на восемь тыся ч долларов. Некоторые жители отдаленных территорий, занимающиеся охотой или рыбалкой, существуют именно на эти деньги.

В России любят вспоминать, как в правление Александра II была продана Аляска. А как относятся к этому историческому факту жители Аляски? Встречались ли вы с представителями русского населения этого штата?

На карте Аляски много русских названий. Мы слышали о поселениях староверов, однако пообщаться с ними не довелось. Встречались с новой волной наших эмигрантов, недавно переехавших туда в поисках работы и лучшей жизни. Теперь ездить из России на Аляску и обратно стало проще.

Раньше приходилось летать через Лондон или Москву, для того чтобы встретиться со своим единокровным родственником. Сегодня система перемещений упрощена, на соседние материки можно добраться также и по воде. Что касается истории продажи этого полуострова, то мало кто из россиян знает, как правителям царской империи пришлось уговаривать американцев купить ее за 7 миллионов 200 тысяч долларов сумму по тем временам огромную.

В начале разговора вы уже упомянули о вахтовом методе освоения Крайнего Севера. На ваш взгляд, в новом подходе больше плюсов или минусов?

Я человек достаточно консервативного склада, поэтому любые резкие изменения курса или кардинальные реформы не считаю целесообразными и планомерными. Конечно, радикальные меры можно проводить быстрее. Но какой ценой? Зачастую при этом ломаются человеческие судьбы.

И тут потери исчисляются даже не в деньгах, а в утрате у людей доверия к власти. Поэтому считаю, что заселение северных территорий во время построения всеобщего коммунизма велось непродуманно: власть не считалась с целесообразностью и руководствовалась только политическими доводами.

С тех пор остались территории, которые в принципе не нуждались в развитии и вложении денег. Теперь же следует исходить из того, что существуют города, которые, безусловно, надо сохранять, поскольку они и прилегающие к ним районы достаточно развиты.

Но существуют и дальние монопоселки, которые уже можно назвать вахтой и развивать их соответствующим образом. К примеру, в Якутии есть поселок Депутатский, куда нужно добираться сначала самолетом, а потом водным видом транспорта. Такие территории следует безболезненно переводить на вахтовый метод. Возможно, при современных условиях работы государства в мобилизационном режиме нет смысла строить новые города, но то, что уже построено и на что потрачены силы и деньги, в большинстве своем требует сохранения.

Как на Аляске решается вопрос о социальной защите граждан?

Там нет такого понятия, как государственная гарантия жителям Крайнего Севера. Само государство разными законами стимулирует северян проживать на этой территории в непростых условиях. Вдобавок к этому существует внушительный перечень законов внутри штата, принятых в интересах местного населения. В итоге создается государственная политика, поощряющая проживание на Севере. Но, поскольку в России все финансовые и политические ресурсы мобилизованы в центре, у нас традиционно со времен социализма работает закон о госгарантиях. Другого механизма не заложено. Поэтому надо либо в корне менять способ финансирования и обустройство местного самоуправления но это слишком неподъемная планка, либо через существующий механизм государственного управления поддержать северян. К сожалению, до сих пор у исполнительной власти наблюдалось недостаточно позитивное отношение к каким-либо преференциям для жителей Севера.

Впрочем, сегодня процесс сдвинулся с мертвой точки. Во-первых, в законе о монетизации льгот наш Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока смог отстоять госгарантиии и компенсации для северян. Это говорит о том, что Правительство нас услышало. Вовторых, нашим комитетом готовится новая редакция закона о госгарантиях. Мы надеемся обратить внимание исполнительной власти на проблемы северных территорий и отстоять их интересы.

Как вы считаете, повысится ли когда-нибудь уровень жизни населения российского Крайнего Севера?

Не скажу, что наши северяне будут жить так же благополучно, как на Аляске, поскольку достигнуть подобного уровня в короткие сроки сложно. Тем не менее наш Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока делает все возможное для изменения существующих условий жизни в этом регионе в позитивном направлении.





Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 9 Июня 2005




Док. 304130
Перв. публик.: 09.06.05
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 310

  • Усольцев Василий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``