В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Фокин: На-гора выходят проблемы. Назад
Александр Фокин: На-гора выходят проблемы.
Кемеровская область по экономическому потенциалу является крупнейшим территориально-производственным комплексом Российской Федерации и играет ведущую роль в экономике Сибири. Более 50 процентов добычи каменного угля в России приходится на долю Кузбасса. Сегодня угольная отрасль Кузбасса выбралась из депрессивного состояния и даже начала набирать обороты. Однако каждая победа имеет свою цену, и одной из важнейших составляющих такой цены является экологическое состояние региона. Своим депутатом в Госдуму кузбасовцы избрали Александра Фокина , с которым беседует наш корреспондент.

- Как сказывается на экологическом состоянии Кемеровского региона столь высокая доля добычи угля?

- Да, Кемеровская область - безусловный лидер угледобывающей промышленности России. Но предприятия ее занимают первое место в регионе по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 88 процентов которых представлено метаном. Площадь нарушенных земель в Кемеровской области в 10 раз больше, чем в среднем по России. Рукотворные отвальные массивы высотой более 100 метров занимают 34,3 тыс. га. Средняя продолжительность жизни кузбассовцев - 55,3 года у мужчин и 69,4 года у женщин. Это меньше, чем в среднем по России. Уровень профессиональной заболеваемости работников угольной отрасли самый высокий в области. Все это говорит о том, что экологическая ситуация в регионе очень напряженная. А это результат недальновидной экономической политики нашего государства и, как следствие, выдача новых лицензий на необоснованно высокие объемы добычи кузбасского угля. Ведь столь стремительное усугубление экологической проблемы объясняется поэтапным введением 43 угольных предприятий суммарной мощностью 55 млн. тонн угля в год. И если не предпринять мер экологической защиты уже сегодня, то через десяток лет кузбасский ландшафт мало чем будет отличаться от лунного.

- Тем не менее добыча угля будет увеличиваться, провоцируя рост экологических проблем?

- В 2004 году Кузбасс вышел на рекордный уровень добычи в 158,7 млн. тонн, и это не предел возможностей. Согласно программе развития угольной отрасли Кузбасса, разработанной Институтом угля и углехимии СО РАН, к 2010 году добыча угля прогнозируется в объеме 180 млн. тонн. Увеличение угледобычи планируется на 37 геологических участках, преимущественно за счет освоения новых крупных месторождений: Уропского и Караканского, Ерунаковского и Таллинского. А это создание новых рабочих мест, рост заработной платы. Естественно, что одним из направлений улучшения экологической ситуации может стать ограничение объемов добычи угля в Кузбассе. Но никто сегодня не может точно сказать, каков рубеж добычи угля, за который нельзя перешагнуть.

Первые обнадеживающие слова произнес губернатор Кемеровской области Аман Тулеев: "Дальнейшее наращивание объемов для нас - не самоцель! По нашим оценкам, уровень в 170 млн. тонн угля в год достаточен и для Кузбасса, и для России в целом. По достижении этого уровня надо сосредоточиться на глубокой переработке угля и восстановлении изрядно пострадавшей окружающей среды. И уже сейчас делать серьезные инвестиции в переработку угля и восстановление нарушенной экологии. Пора думать, что детям оставим".

- Сколь велико воздействие горных работ на окружающую среду?

- Техногенные последствия от ведения горных работ распространяются на все прилегающие территории, существенно превышающие земельные и горные отводы угледобывающих предприятий. Уничтожаются почвенный и растительный покровы, нарушается естественный ландшафт, гидрогеологический режим поверхностных и подземных вод. Разрушение геологической среды носит необратимый характер, при этом изменяются физико-механические свойства массивов со всеми вытекающими из этого последствиями. Значительная часть нарушенных горными работами массивов находится в густонаселенных районах области. А это непосредственно отражается на качестве жизни населения. Одним из наиболее значимых факторов техногенного воздействия угольной отрасли является нарушение земной поверхности. Закрытие шахт должно было сопровождаться восстановлением нарушенных земель. Однако программы рекультивации на полях закрытых шахт не выполняются. Вместе с тем за все время добычи угля в Кузбассе общая площадь рекультивированных земель составляет чуть более 21 тыс. га, в составе которых преобладает лесная рекультивация - 14,3 тыс. га. А это не компенсирует даже вновь отводимые под угледобычу территории.

- Столь разрушительное воздействие угледобывающей промышленности на окружающую среду повсеместно?

- Конечно же, нет. Существуют и примеры прямо противоположные. Я несколько лет работал в Канаде, где, как известно, горно-рудная промышленность - ведущая отрасль экономики страны. Но в то же время Канада - одна из самых экологически чистых стран мира, что вкупе с высоким уровнем дохода населения сделало ее лучшей в мире страной для проживания. А треть всех доходов канадцев приносит деятельность, связанная с окружающей средой. В Канаде, как и в других цивилизованных странах, угледобывающие компании перед началом своей деятельности вносят страховой залог, дающий гарантии того, что на нарушенных территориях будет проведен весь комплекс необходимых рекультивационных мероприятий.

- Какова ситуация с пресловутой экологической безопасностью в вашем регионе?

- Главным критерием экологической безопасности, безусловно, является ожидаемая продолжительность жизни. А демографическая обстановка в нашей области неблагоприятна. Сложная экологическая ситуация остается на территориях проживания малочисленных коренных народов. Исторический опыт Российской Федерации, а также международный опыт свидетельствуют, что без сохранения традиционного природопользования и создания условий его развития, у коренных малочисленных народов нет возможности сохраниться в дальнейшем как самостоятельным этносам. Для коренных малочисленных народов - шорцев и телеутов, проживающих на территории Кемеровской области, проблема сохранения традиционного природопользования стоит очень остро. Их исконные территории проживания сосредоточены в местах интенсивной угледобычи, техногенного воздействия крупных промышленных предприятий.

- Что же мешает скорейшему изменению ситуации с бедственным состоянием окружающей среды?

- Негативное воздействие техногенного и природного характера усугубляется проблемами недостаточного государственного регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Отсутствие федеральных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и требования в сфере государственного и муниципального экологического контроля, взыскания ущерба, наносимого окружающей среде и здоровью граждан в результате экологических правонарушений, постоянная реорганизация контролирующих органов с сокращением численности инспекторской службы порождают безответственность и безнаказанность отдельных владельцев и руководителей организаций-природопользователей. Существующий экономический механизм природопользования не обеспечивает стимулирование природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов. Это касается прежде всего низких нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Предприятиям выгоднее платить, чем вкладывать значительно большие суммы в реконструкцию и модернизацию производства в целях его экологизации. Отсутствует реальная система льгот для организаций-природопользователей, обеспечивающих экологическую безопасность своего производства. Продекларирован, но практически не выполняется принцип компенсации вреда, нанесенного здоровью человека и окружающей среде. Не развиты такие экономические инструменты, как экологическое страхование, введение акцизов на производство экологически опасной продукции. Медленными темпами внедряются в практику природоохранной деятельности предприятий эффективный производственный экологический контроль, экологическая сертификация производства с учетом требований международных стандартов в сфере управления охраны окружающей среды. В то же время планируемое вступление России в ВТО диктует необходимость усиления этой деятельности как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления. Настало время коренного изменения отношения собственников к проблемам экологии. В Кузбассе должен работать не только социально, но и экологически ответственный собственник. Выход из сложившейся в регионе экологической ситуации - в разработке программы восстановления нарушенных земель в Кузбассе. Основным разделом программы должна стать доработка нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность угледобывающих предприятий. В рамках программы необходимо создать фонд реабилитации нарушенных земель, который будет вести мониторинг и подбирать наиболее эффективные способы восстановления земли, которые обеспечивали бы экономически выгодное ее использование. В программе должны быть определены конкретные меры по проведению рекультивационной кампании и предложены разумные финансовые схемы материального обеспечения рекультивации, которые учитывали бы интересы как бизнеса, так и общества.

Мы с моими коллегами, депутатами от Кемеровской области, будем ставить в Госдуме вопрос о разработке федерального закона, который регулировал бы деятельность угледобывающих предприятий. Особенно четко должны быть прописаны аспекты, связанные с порядком проведения и финансирования рекультивации нарушенных горными работами земель.





Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 21 Июня 2005




Док. 303999
Перв. публик.: 21.06.05
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 398

  • Фокин Александр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``