В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Филиппов: Деньги - как шагреневая кожа, и делить их в бюджете-2006 Госдума будет до осени. Назад
Александр Филиппов: Деньги - как шагреневая кожа, и делить их в бюджете-2006 Госдума будет до осени.
Но это еще не факт, что все они разъехались по санаториям, курортам и дачам. Например, депутат от Новгородской области Александр ФИЛИППОВ вернулся в Новгород и работает над законопроектами, ведет прием граждан, словом, привычные будни. Но тем не менее Александр Николаевич не отказал во встрече и интервью нашей газете.

- Давайте с вами оценим работу нижней палаты парламента в весеннюю сессию, что было наиболее важным и значимым?

- Я как-то в одном из интервью весеннюю сессию высшего законодательного органа страны назвал работой над ошибками. Прежде всего такая оценка связана с теми проблемами, что возникли в начале года при реализации 122-го федерального закона, заменяющего натуральные льготы денежной компенсацией. В январе-феврале ощущалось возмущение и протестные настроения людей. И потому Дума внесла в документ очень серьезные коррективы, прежде всего по размерам выплат и условиям их предоставления, словом, по реализации социального пакета. Особенно трудно, проблематично решался вопрос льготного проезда и лекарственного обеспечения ветеранов. Нам удалось по этим двум позициям навести порядок. И вот именно тогда проявилась новая тенденция во взаимоотношениях депутатского корпуса и правительства. Если в первый год Дума, и прежде всего ведущая фракция "Единая Россия", соглашалась со всем тем, что предлагал кабинет министров, то уже в этом году ситуация заметно изменилась - более принципиальная оценка депутатами предложений и инициатив правительства и более скрупулезная работа над документами. Это проявилось и в том, что если многие законопроекты прежде проходили быстро, без особых трений, то в весеннюю сессию они забуксовали или же были приняты после серьезных консультаций и корректировок.

Это прежде всего касается тех законов, что призваны внедрить рыночные отношения в те сферы, где они еще не нашли свое применение - Лесной и Водный кодексы, которые все-таки с третьей попытки были внесены правительством в Государственную Думу и приняты в первом чтении, но тем не менее вызвали большой вал критики и не случайно оказались перенесенными на осеннюю сессию парламента.

А всего за весеннюю сессию мы приняли 130 законов, причем законы, принятые в последние дни сессии, оказались очень продуктивными, чрезвычайно полезными для отечественной экономики и социальной сферы.

- О каких конкретно документах вы говорите?

- Это законы о производстве и обороте алкоголя, о регулировании заготовок, переработке и реализации лома цветных и черных металлов, кстати, многострадальный закон, который лежал невостребованным в Госдуме несколько лет. Я думаю, что закон будет одобрен Советом Федерации и подписан президентом. Что касается оборота алкоголя, то, к сожалению, не удалось пробить вопрос о госмонополии на спирт, но выработалось общее мнение решить этот вопрос на осенней сессии путем создания государственного казенного предприятия, которое бы имело исключительное право на закупку и реализацию ликероводочным заводам этилового спирта. Это новое предприятие предлагается в структуре министерства сельского хозяйства. Но и те меры и нормы, что уже заложены в законе, будут ограничивать деятельность мелких производителей спиртного. Мы постарались поставить заслон всевозможным суррогатам, от чего и травились люди.

Народ с удовлетворением воспринял то, что мы освободили от уплаты налогов на дарение и наследование. Есть существенные изменения в налогообложениии подакцизных товаров - алкоголя, горюче-смазочных материалов и табачных изделий. Выбрано правильное направление - на плечи малообеспеченных людей не перекладывать налоговую нагрузку.

Внесли изменение и в 131-й федеральный закон о местном самоуправлении, существенно расширив права субъектов Федерации во всем том, что касается введения в действие отдельных статей этого очень сложного закона.

Большинство серьезных и важных статей будут вводиться в действие поэтапно вплоть до 2009 года. Это сделано не только с учетом того, что многие субъекты не готовы к реализации закона, но не готово и само правительство, которое не сумело вовремя внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, оставив местное самоуправление без финансовой базы. Закон принят в первом чтении, концептуально, и, судя по общей позиции, окончательно будет принят осенью.

Важно отметить, что мы внесли поправку в закон о местном самоуправлении, касающуюся средств массовой информации. Наделяем муниципальные образования - районы и городские округа - правом издавать не просто листки с официальными сообщениями, а, скажем, газеты в нынешнем их виде. И будем пробивать поправку в закон о СМИ: в перечень органов, имеющих право учреждать печатные издания, включим и муниципальное образование.

- На свет Божий явились поправки в закон "Об образовании", которыми предлагается включить в школьную программу религиозные вопросы, да к тому же еще и проведение в школах религиозных обрядов. В институте Всеобщей истории Российской Академии Наук уже подготовили учебник по истории мировых религий. Министерство образования считает вполне допустимым и разумным преподавать религию исключительно в культорологическом и историческом аспектах. А Московский Патриархат с этим ограничением не согласен, мол, одной истории религии недостаточно. Словом, развернулась дискуссия. А что думаете вы по этому поводу?

- Я противник усиления религиозного начала в образовании. Считаю, что тот уровень и объем, который сейчас есть в школьной программе, вполне достаточен. Надо учитывать, что Россия - многонациональное и многоконфессиональное государство. И любой перебор в этом вопросе приведет к радикализации самой темы. Вспомним хотя бы проявление вахабизма и других радикальных ветвей ислама. А эти крайности есть и в других религиях. Нужно очень грамотно и корректно отстаивать норму отделения государства от церкви...

- Госдума обратилась к правительству с предложением повысить экспортные цены на газ для Украины, Молдовы, Грузии и стран Прибалтики. Насколько серьезен этот демарш?

- Обращение принято подавляющим большинством голосов. Хотя оно и носит очевидный политический характер. Но, на мой взгляд, есть этому и экономическая подоплека, как, скажем, с истраченным российским газом на Украине. Но экономику и политику здесь не разделишь. Если мы идем на предоставление льгот, продавая газ по ценам в три раза меньше европейских, то Россия вправе ожидать в ответ и соответствующего к себе отношения. Но мы видим обратное. Те же страны Прибалтики изменили вектор своего политического движения на все 180 градусов. Так что вполне объяснима наша ответная реакция.

- Как вы лично относитесь к идее создания в стране Инвестиционного фонда, который в ближайшие три года соберет более 200 миллиардов рублей для финансирования крупных государственных программ: по ипотеке, дорожному строительству, авиапрому, строительству медицинских и образовательных центров?

- Наша фракция и партия "Единая Россия" поддерживают эту идею. Мы обязательно примем решение. Но это решение будет в рамках обсуждения проекта госбюджета на 2006 год. Однако предвижу споры, сомнения, потому что Минфин твердо стоит на позиции - из Стабилизационного фонда ни рубля ни на что, кроме выплат по долгам, срочного латания дыр в социальных программах и на прочие ЧП государственного масштаба. Думаю, что эта позиция довольно-таки спорная. Мы просто теряем те деньги, что лежат и, как шагреневая кожа, уменьшаются от инфляции, ничем не прирастая. Конечно, есть определенный риск, что если деньги выбросить на потребительский рынок, то это скажется на росте цен на товары и услуги. Это раз. А во-вторых, они уйдут как вода в песок. И какой от этого эффект? Словом, надо определиться со стратегией - на что пойдут средства Инвестиционного фонда. Скажем, на финансирование национальной программы создания рынка доступного жилья, активизацию строительства дешевого жилья. Плюс ко всему дороги, технопарки...

- На Госсовете, что проходил в Калининграде, Владимир Путин объявил о передаче субъектам 114 полномочий в сферах лесного хозяйства, охраны окружающей среды, лицензирования, охраны памятников истории и культуры, образования, землепользования и других. А каков механизм передачи полномочий, через Государственную Думу или же напрямую решением самого президента?

- Я думаю, что это будут указы главы государства. Передача полномочий вполне логична с учетом нового порядка избрания руководителей субъектов Федерации. И как скоро это случится? Полагаю, что уже в июле выйдут соответствующие нормативные акты.

- На Госсовете губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко предложила вернуть в верхнюю палату парламента глав субъектов и руководителей законодательных органов власти. Ваша точка зрения на такое предложение?

- Я полностью с этим согласен. И придерживаюсь такой схемы: для решения определенного круга стратегических вопросов собираются губернаторы и руководители законодательных собраний. Кроме того, в Совете Федерации остается постоянно действующий состав, но уже для решения текущих тактических вопросов.

- У всех у нас одна Родина. А в Госдуме аж две - фракции Дмитрия Рогозина и Сергея Бабурина, и каждая из них претендует быть выразителем и защитником интересов российского народа. Вас это не смущает?

- Меня раздражает этот факт. И считаю, что средства массовой информации слишком много уделяют внимания этому "разводу". Это рутинный внутренний и очень мелкий политический вопрос деятельности парламента, который присущ многим парламентам мира. Ну сходятся, расходятся - это все, как сами знаете, бывает и в семьях. Вот как этот избирательный блок был искусственным, так и связи, его удерживающие, оказались очень слабыми, непрочными. И достаточно было каких-то личных трений, разногласий между лидерами входящих в блок партий, как все сразу затрещало по швам. Думаю, что этот бракоразводный процесс будет длиться до конца созыва...

- Депутаты решили создать комиссию по парламентскому расследованию. Каков круг ее полномочий и как скоро она начнет работать?

- Это мировая парламентская традиция, и мы к ней неизбежно подошли. Такая комиссия укрепит авторитет парламента и способ реализации общественных интересов. Мы с вами наблюдаем работу двух таких комиссий - по трагическим событиям в Беслане и энергетической аварии в Москве. Но проблема тут в том, что нет законодательной базы. И потому сейчас на повестке принятие соответствующего закона о парламентских расследованиях.

Наши две комиссии, я бы сказал, это экспериментальные площадки по обработке положений будущего закона. А он нам очень нужен, потому что мало расследовать, нужно еще сделать выводы, а на это должны быть соответствующие полномочия, которых сейчас пока нет. Но... в нормализации ситуации в Беслане, в снятии высокого общественного напряжения очень многое сделала наша парламентская комиссия. Сейчас работает еще одна комиссия Госдумы по Северному Кавказу, которая координирует общественные усилия по наведению порядка, решению социально-экономических вопросов. Причем в сложнейшем регионе, где зачастую ресурсов не хватает, а те, что выделяют, попросту разворовывают или же используют крайне неэффективно. Словом, контроль общества через парламент очень необходим.

- Завершая нашу беседу, заглянем в близкое будущее. Какие законопроекты вы будете рассматривать на осенней сессии Госдумы?

- Займемся Лесным и Водным кодексами, законопроектами о местном самоуправлении, об образовании и здравоохранении, о развитии сельского хозяйства и агропромышленного рынка - для меня, например, это один из самых приоритетных и важных законов. Будут внесены изменения и в 122-й закон, заменивший натуральные льготы денежной компенсацией. А самый главный документ - это, конечно же, бюджет страны на 2006 год. Фактически вся нормативная база для бюджета уже готова. Несмотря на то, что начались летние парламентские каникулы, в Госдуме идет активная работа над основными параметрами бюджета. Деньги будем делить до сентября...




Новгородские Ведомости, Город: Великий Новгород
Дата: 16 Июля 2005





Док. 303974
Перв. публик.: 16.07.05
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 228

  • Филиппов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``