В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ТЕЗИСЫ выступления Председателя Счетной палаты РФ С.В.Степашина на открытии X заседания Рабочей группы Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) по аудиту окружающей среды 27 октября 2005 г Назад
ТЕЗИСЫ выступления Председателя Счетной палаты РФ С.В.Степашина на открытии X заседания Рабочей группы Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) по аудиту окружающей среды 27 октября 2005 г
На первый взгляд, может показаться, что государственный финансовый аудит и экология являются достаточно далекими друг от друга сферами деятельности. Однако в последние годы проблема охраны окружающей среды перестала быть сферой интересов лишь отдельных энтузиастов и вошла в число важнейших государственных задач. Практически не осталось стран, для которых не были бы актуальны вопросы переработки отходов, регенерации таких базовых для жизни человека ресурсов как вода и воздух, повышения устойчивости экосистемы, поддержания биологического разнообразия видов, преодоления экологических последствий техногенных катастроф.

Благоприятная экологическая среда становится неотделимой от такого понятия как высокое качество жизни. С ростом государственных расходов на охрану окружающей среды все более актуальной становится задача обеспечения их прозрачности и повышения их отдачи с точки зрения интересов отдельных граждан и всего общества в целом. В этом контексте все более востребованным в работе высших органов финансового контроля становится аудит эффективности. Он предполагает не только оценку общественно значимой результативности понесенных государством расходов, но и разработку рекомендаций по повышению эффективности государственной политики в данной сфере. Таким образом, органы государственного финансового контроля во многих странах уже не ограничиваются сугубо ревизорскими функциями, но и начинают оказывать влияние на процессы планирования и организации природоохранных мероприятий.

Перед лицом глобальной экологической угрозы происходит интенсификация международного сотрудничества на данном направлении. В результате присоединения к Киотскому протоколу многих стран, к числу которых относится и Россия, такие экологические понятия как выбросы углекислого газа в атмосферу приобретают конкретное экономическое и бюджетно-финансовые измерение и попадают в сферу интересов как национальных, так и международных органов финансового контроля.

В тоже время окружающая среда не признает государственных границ, а масштаб природных катастроф может принимать такой разрушительный характер, что ни одна, даже самая богатая страна не может справиться с его последствиями в одиночку. Именно поэтому все большее значение в последнее время приобретает деятельность международных организаций по финансированию природоохранных мероприятий в отдельных странах. В данную сферу вовлечены такие уважаемые международные организации как ООН, ОЭСР, Мировой банк, Евросоюз и многие другие. И это делает необходимым укрепление сотрудничества высших органов финансового контроля в деле обеспечения прозрачности и эффективности расходования средств международной помощи на экологические нужды. При этом у нас есть опыт эффективного взаимодействия как на уровне отдельных национальных Счетных палат, так и на уровне региональных объединений, а также всей ИНТОСАИ в целом.

Не остается в стороне от этих процессов и Счетная палата Российской Федерации. Обеспечением контроля бюджетных расходов на природоохранные цели занимается одно из ее направлений деятельности. Только в течение последних 4 лет было проведено более 40 проверок природоохранного характера на 200 объектах - министерствах, ведомствах, предприятиях и иных организациях, получателях средств федерального бюджета. При этом мы стараемся не ограничиваться классическим финансовым аудитом, а пытаемся провести анализ результативности природоохранных мероприятий, а также выработать рекомендации по совершенствованию законодательства и повышению эффективности всей системы охраны окружающей среды.

С учетом российской специфики мы уделяем первоочередное внимание проблеме повышения народнохозяйственной эффективности природопользования в России. Ведь в ряде случаев мы являемся свидетелями хищнического использования природных богатств нашей страны, что не только приводит к огромным потенциальным убыткам для государственной казны, но и к необратимому разрушению окружающей среды. Например, как показали результаты наших контрольных мероприятий в рыбохозяйственном комплексе, в связи с несовершенством законодательства, не до конца продуманной политикой распределения квот на вылов морских биоресурсов, отсутствием должного контроля со стороны государства в Дальневосточном бассейне запасы наиболее ценных промысловых видов (например, камчатского и синего краба) только за последние 4 года сократились как минимум на треть. В тоже время наблюдается неуклонное снижение поступлений от этой отрасли в бюджетную систему, что усугубляет и без того серьезные социальные проблемы ряда регионов российского Дальнего Востока.

Также недостаточно эффективно налажена система природопользования в лесном хозяйстве. За последние 10 лет объем заготовок древесины сократился в три раза. При этом из-за недостаточно продуманной налоговой политики данный сектор экономики убыточен для российского бюджета. Одновременно имеют место хищнические вырубки ряда наиболее ценных пород деревьев. По результатам наших проверок были сформулированы предложения по улучшению ситуации в этих отраслях и часть из них уже реализована.

В тоже время мы стараемся активно изучать зарубежный опыт эффективного использования бюджетных доходов, получаемых от использования природных ресурсов. Сейчас в России широко обсуждается вопрос о возможных вариантах управления аккумулируемых в Стабилизационном фонде дополнительных бюджетных доходов, получаемых от экспорта энергоресурсов. В связи с этим Счетная палата России готовит свои предложения по этому вопросу с учетом опыта, накопленного в Норвегии, Азербайджане и ряде других стран.

Мы стараемся активно взаимодействовать с зарубежными коллегами при проведении проверок эффективности природоохранных мероприятий в приграничных зонах, где ведется активная разработка энергетических и морских биоресурсов. Так, например, у нас запланированы совместные контрольные мероприятия с норвежскими коллегами, касающиеся экологической ситуации в Баренцевом море. Аналогичные проверки по ситуации в бассейне Каспийского моря мы собираемся провести с нашими коллегами из Азербайджана, Казахстана и Ирана.

У нас уже накоплен определенный опыт участия в международных аудитах, проводимых в рамках деятельности Рабочей группы по охране окружающей среды ЕВРОСАИ. К таковым, прежде всего, следует отнести наше сотрудничество с коллегами из Литвы, Польши, Дании и других прибалтийских государств при проведении аудита выполнения Хельсинкской конвенции по защите морской среды района Балтийского моря. По результатам этой проверки, в частности, констатировалось недостаточное выделение софинансирования из федерального и регионального бюджетов, что тормозило введение в строй ряда природоохранных объектов, строительство которых финансировалось из средств международной помощи.

В тоже время результаты проведенного в 2003 году совместно с Украиной, Румынией, Болгарией и Турцией международного параллельного аудита Бухарестской конвенции о защите Черного моря от загрязнения показали, что в ряде случаев средства международной помощи, в частности, выделяемые по линии ТАСИС, изначально направлялись далеко не на самые актуальные с точки зрения стран-получателей направления защиты окружающей среды.

На этих примерах видно, что недостаточно эффективное использование средств международной помощи может происходить вследствие недоработок как со стороны органов власти стран-получателей, так и управленческих структур международных организаций-доноров. И это является для членов ИНТОСАИ действенным стимулом для дальнейшего развития сотрудничества как в рамках Рабочей группы по аудиту окружающей среды, так и на двусторонней основе с международными организациями, занимающимися реализацией проектов в данной сфере.

Недавно по инициативе наших украинских коллег была создана специальная Подгруппа по вопросам аудита ликвидации природных техногенных катастроф и радиоактивных отходов. В ее состав вошли представители высших контрольных органов 12-ти европейских стран, в том числе те из них, которые испытали последствие Чернобыльской трагедии. На своем первом заседании в Киеве в сентябре этого года указанная подгруппа наметила основные направления деятельности на предстоящий период. Учитывая заинтересованность многих стран мира в решении вопросов, связанных с ликвидацией природных и техногенных катастроф и радиоактивных отходов, было бы желательным уже на настоящем совещании обсудить вопрос о целесообразности создания аналогичной подгруппы в рамках ИНТОСАИ. Насколько мне известно, руководство Счетной палаты Украины готово внести соответствующие предложения.

В заключение хотел бы еще раз пожелать всем участникам данного форума активной творческой работы и реальных успехов в деле защиты окружающей среды и повышения качества жизни наших граждан.

http://www.ach.gov.ru/psp/dv/38.php

Док. 303915
Перв. публик.: 27.10.05
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 351

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``