В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ТЕЗИСЫ выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на конференции `Развитие системы финансового контроля в России` 31 октября 2005 г Назад
ТЕЗИСЫ выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на конференции `Развитие системы финансового контроля в России` 31 октября 2005 г
Уважаемые коллеги!

Позвольте, прежде всего, поблагодарить сэра Джона Борна за блестящий доклад, а Национальное контрольно-ревизионное управление Великобритании и всех участвовавших в работе экспертов - за высокий профессионализм, благожелательное внимание и, я бы сказал, чисто аудиторскую дотошность, с которой они разбирались в проблемах Счетной палаты Российской Федерации.

Думаю, что сам отчет и содержащиеся в нем рекомендации мы должны как можно скорее довести до сведения главы государства, палат Федерального Собрания, Правительства, коллег в регионах. А самое главное - мы должны представить его широкой общественности. Потому, что внешний финансовый контроль - это, прежде всего, контроль от лица налогоплательщиков за эффективностью и правильностью расходования средств государственного бюджета - нашего общественного достояния. Следовательно, общество должно знать, насколько совершенна эта система контроля, насколько она соответствует принятым международным стандартам, и что нужно сделать, чтобы внешний финансовый контроль в России стал более эффективным.

Все рекомендации, данные нам британскими коллегами, мы будем внимательно изучать и по мере возможности следовать им. Но уже сейчас я вижу несколько принципиальных предложений, которые мы просто обязаны реализовать:

Во-первых, законодательно закрепить за Счетной палатой статус высшего органа внешнего финансового контроля в Российской Федерации.

Во-вторых, четко разграничить в законе сферы ответственности между Счетной палатой как высшим органом внешнего финансового контроля и Минфином, как высшим органом внутреннего финансового контроля.

В-третьих, принять нормы, направленные на повышение независимости Счетной палаты от тех, кого она проверяет, - в первую очередь, от органов исполнительной власти.

В-четвертых, обеспечить назначение независимого органа для проведения проверок финансовой деятельности Счетной палаты и так далее.

Разумеется, выполнить эти рекомендации мы можем только при поддержке и непосредственном участии уважаемых законодателей.

Помощь законодателя нужна и в работе по укреплению всех звеньев внешнего финансового контроля - от федерального до местного. Я уже неоднократно говорил и повторю снова, что реформа местного самоуправления без создания эффективной системы контроля на местах означает создание условий для казнокрадства. Вдобавок, новая редакция Бюджетного кодекса с 1 января 2006 года лишает Счетную палату права проверять бюджеты субъектов Российской Федерации, а контрольные органы субъекта Российской Федерации, соответственно, лишаются права проверять местные бюджеты. Все это означает ни что иное, как создание огромной "серой зоны" для бесконтрольного использования почти двух пятых (2/5) консолидированного бюджета Российской Федерации. Этого нельзя допустить!

Тем более нужно учесть, что национальные проекты, заявленные Президентом Российской Федерации в качестве приоритетных, также требуют создания действенной системы контроля на местах. Потому что именно туда, на местный уровень должны прийти средства на реформу медицины, образования, ЖКХ, и если не будут отстроены необходимые контрольные структуры и их функции, местные власти не удержат ни передаваемых полномочий, ни финансовых средств. Все это будет похоже на "дырявое сито". А в итоге могут серьезно пострадать права социально незащищенных слоев граждан.

* * *

Совершенствование деятельности Счетной палаты Российской Федерации в современных условиях направлено на решение важнейшей задачи внешнего государственного финансового контроля - "повышение эффективности власти, в том числе за счет предоставления обществу объективной информации о качестве работы государственных институтов"1. Начатые в Российской Федерации широкомасштабные реформы государственного управления, в том числе переход на новую систему бюджетирования, требуют адекватной модернизации системы контроля.

Какие первоочередные задачи мы должны решить?

Первое. Обеспечить переход от финансового аудита к аудиту эффективности на всех стадиях бюджетного процесса. Кстати, по этому направлению мы тесно сотрудничаем с Управлением Главного аудитора Канады.

Как известно, помимо собственно функции контроля аудит эффективности решает другу важную задачу - предоставляет общественности точную и всеобъемлющую информацию о результатах деятельности государственных органов, об эффективности использования ими бюджетных средств. То есть аудит эффективности является одним из инструментов обеспечения прозрачности и подотчетности органов власти и иных государственных организаций.

Второе. Необходимо всемерно совершенствовать контроль за деятельностью органов власти по управлению и распоряжению федеральной собственностью. Опираясь на международные стандарты и опыт, накопленный другими государствами, мы будем добиваться, чтобы Счетная палата получила реальную возможность участвовать в аудите мероприятий, связанных с распоряжением федеральной собственностью, причем на всех стадиях.

Третье. Совершенствование финансовой экспертизы законопроектов, а также создание системы антикоррупционного мониторинга правовых актов.

Четвертое. Расширение взаимодействия Счетной палаты с органами исполнительной власти, прежде всего, с правоохранительными, для решения следующих задач:

*

выявление фактов нецелевого использования и хищения государственных средств и собственности;
*

борьба с коррупцией и экономическими преступлениями, в том числе - разработка методики выявления признаков коррупционных проявлений в финансово-бюджетной системе;
*

содействие в выявлении каналов финансирования террористических организаций;
*

совершенствование порядка принятия мер процессуального характера по материалам проведенных проверок, содержащих признаки составов преступлений;
*

проведение совместных контрольных мероприятий и обмен информацией по объектам, представляющим взаимный интерес.

Пятое. Совершенствование научно-исследовательского и информационно-технологического обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Адаптация уже действующих международных стандартов, разработка новых контрольных методик, проведение инновационных исследований в сфере государственного финансового контроля, формирование системы информационных ресурсов, доступных коллегам в регионах и на местах, повышение эффективности программ подготовки и переподготовки аудиторов, - вот только краткий перечень задач в этой сфере.

Шестое. Анализ и экспертная оценка работы контрольно-счетных органов, входящих в Ассоциацию, выдача им сертификатов о соответствии современным требованиям.

Седьмое. Дальнейшее развитие международной деятельности Счетной палаты как в рамках международных организаций высших органов внешнего государственного финансового контроля, так и на двусторонней и многосторонней основе.

Зримым результатом такого сотрудничества является представленный сегодня британскими коллегами Функциональный обзор деятельности Счетной палаты. Кстати, должен отметить, что Функциональным обзором наша совместная работа не закончилась, а только началась. У нас есть несколько совместных проектов на будущее:

Во-первых, это сотрудничество в рамках Рабочей группы по аудиту приватизации. Мы познакомим коллег с десятилетним опытом приватизации в России и внесем тем самым свой вклад в "международную копилку".

Во-вторых, мы намерены осуществить ряд совместных проверок, в частности, провести аудит эффективности использования российскими ведомствами средств британских организаций, направленных на стимулирование наших реформ, в частности, на подготовку реформы бюджетной сферы.

Есть и другие планы, которые, я надеюсь, будут также успешно реализованы.

* * *

В заключении я хотел бы еще раз поблагодарить британских коллег за проделанную работу и пригласить в следующем году принять участие в знаменательном для нас событии - праздновании 350-летия государственного финансового контроля в России.

Конечно, с формальной точки зрения британская контрольная система старше нашей лет на триста, поскольку первый Генеральный контролер Казны был утвержден, если не ошибаюсь, в 1314 году. Но он работал в личном качестве, а вот само ведомство появилось только в девятнадцатом веке.

Что же касается России, то у нас Приказ счета Большой казны (Счетный приказ) был создан при царской Думе еще в семнадцатом веке - в марте 1656 года. Так что, я думаю, нам с британскими коллегами будет что вспомнить и обсудить из нашей совместной истории!

http://www.ach.gov.ru/psp/dv/40.php

Док. 303903
Перв. публик.: 31.10.05
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 350

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``