В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО С.В.Степашина на совместном заседании Отделения общественных наук РАН, Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты РФ и Ученого Совета НИИ Счетной палаты РФ 10 ноября 2005 г Назад
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО С.В.Степашина на совместном заседании Отделения общественных наук РАН, Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты РФ и Ученого Совета НИИ Счетной палаты РФ 10 ноября 2005 г
Последние десятилетия (включая советский период 80-х годов) вопросы развития инновационной сферы в той или иной мере постоянно находились в зоне внимания научной общественности. Согласитесь, однако, что обсуждение инновационной проблематики, например, в середине 90-х годов в практическом плане не могло быть настолько злободневным как в последние годы. Тогда более острыми были вопросы самого выживания государства и российской экономики, сокращения темпов падения, достижения финансовой стабилизации.

В последние годы экономика находится на подъеме, а проблема финансовой стабилизации утратила свою остроту. Профицит федерального бюджета постоянно растет, предметами обсуждения нынешних дней стали вопросы формирования и использования средств Стабилизационного фонда, средств Инвестиционного фонда, который в бюджете 2006 года образован в объеме почти 70 млрд. рублей. Давление внешнего государственного долга на экономику значительно уменьшилось - Россия в состоянии досрочно погашать свои внешние обязательства, размер золотовалютных резервов достиг почти 165 млрд. долл., положительное сальдо внешнеторгового оборота составляет десятки миллиардов долларов. Наличие реальных финансовых возможностей является тем базисом, на основе которого предложения по активизации инновационной деятельности можно рассматривать всерьез.

Другой важной причиной является обеспокоенность будущим нашей экономики, качеством нашего роста. В настоящий момент вопрос о структурных изменениях экономики становятся даже более важными, чем просто показатели роста ВВП. Тем более, что ставить вопрос о перспективе вхождения в группу по-настоящему развитых стран невозможно без серьезнейших структурных сдвигов, при чем не просто в пользу обрабатывающих отраслей, а высоких технологий, в том числе и услуг интеллектуальной деятельности. Без масштабных инвестиций в инновации не удастся сколько-нибудь существенно повысить конкурентоспособность национальной экономики.

Такой взгляд на проблему тем более правомерен с учетом интенсивных процессов глобализации мировой экономики. Окружающий нас мир развивается не просто быстрее нас, а качественно по-другому. Выдвинутые Президентом России национальные проекты в сфере образования и здравоохранения должны стать основой для адекватного ответа нашей страны на вызовы современного Мира, в котором главной доминантой развития становится человеческий капитал и инвестиции в него.

Должен сказать, что Счетная палата будет уделять первостепенное внимание реализации обозначенных Президентом приоритетов. Причем этот контроль будем вести, прежде всего, с точки зрения аудита эффективности, а по некоторым параметрам и под углом стратегического аудита. В частности, в июне следующего года должна завершиться уже начатая широкомасштабная тематическая проверка использования средств федерального бюджета в целях интеграции науки и образования. Она будет проводиться с учетом требований "Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы" и затронет целый ряд ведущих вузов (МГУ, СПбГУ, Томский ГУ, ГУ-ВШЭ), а также отделения и отдельные институты системы РАН.

Нельзя не сказать, что в ходе контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой России в последние годы, вопросам финансирования НИОКР, создания новых высокотехнологичных производств, формирования технопарков, а также использования интеллектуальной собственности уделялось значительное внимание. Можно с полным основанием утверждать, что в системе государственных органов, имеющих непосредственное отношение к инновационной политике, Счетная палата занимает не последнее место.

Отдельно хотел бы обратить внимание на сложность и комплексность инновационной проблематики. На мой взгляд, комплексный взгляд на проблему нашел достойное отражение в очень интересной книге "Инновационный путь развития для новой России", подготовленный авторским коллективом под редакцией В.П. Горегляда. Мне особенно импонирует, что авторы книги (в частности, академик Н.Я. Петраков) при рассмотрении вопросов инновационной политики не обошли вниманием такую важную тему как трансформация отношений собственности в России.

Как Вы знаете, в свое время Счетная палата проанализировала итоги приватизации за десятилетний период. Не повторяя сейчас сделанные нами выводы, хотелось бы подчеркнуть, что ошибки приватизации привели к серьезнейшим деформациям отношений собственности, что самым негативным образом сказалось и на сфере инноваций.

Неурегулированность отношений собственности, недостаточная легитимность многих приватизационных сделок, противоречия в законодательстве не способствовали формированию благоприятной среды для бизнеса с точки зрения долгосрочных инвестиций, особенно инновационного характера. Вместо отношений добросовестной конкуренции между корпоративными структурами чаще всего формировались отношения, основанные на покровительстве тех или иных группировок представителей власти. В этих условиях инновационная мотивация в сфере бизнеса практически отсутствовала. Тем не менее, как мне представляется, недостатки, допущенные в ходе приватизации, не являются непреодолимым препятствием для дальнейшего экономического развития, включая его инновационную составляющую.

Надеюсь, что в ходе сегодняшнего обсуждения мы услышим не только объективные оценки нынешнего состояния дел в области инноваций, но и конструктивные предложения по стимулированию инноваций и совершенствованию инновационной политики.


http://www.ach.gov.ru/psp/dv/41.php

Док. 303893
Перв. публик.: 10.11.05
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 328

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``