В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тезисы выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на выездном заседании Правления Российского книжного союза 23 ноября 2005 г Назад
Тезисы выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на выездном заседании Правления Российского книжного союза 23 ноября 2005 г
Уважаемые коллеги!

Сегодняшнее заседание Правления Российского книжного союза проходит в столице Сибири, городе Новосибирске. Несомненно, расширение географии встреч идет только на пользу, потому что наше присутствие там, где сохраняются и формируются традиции и нормы культурной жизни России, позволяет лучше понять тенденции и особенности происходящих в сфере культуры глубинных процессов. Уверен, обсуждение важнейших проблем отечественного книжного рынка в регионах отныне станет хорошей традицией. Здесь живет наш читатель, который ждет интересную, разнообразную и качественную литературу.

Для меня выбор Новосибирска очевиден: это один из крупнейших деловых и культурных центров России, столица второго по размеру федерального округа, в котором проживают 20 с половиной миллионов человек. Представляете, какому количеству людей нужны хорошие книги? Не сомневаюсь, что их ожидания оправдаются.

Мы очень плодотворно поработали сегодня, а во многих вопросах проявили, как говорится, сибирский характер. Ведь это в традициях сибиряков не бояться трудностей, не откладывать дела "в долгий ящик", самоотверженно и упорно идти вперед, к цели. Многое было сказано о том, что сделано и делается в городе, в области, в округе, о целевых программах, отдельных проектах и интересных начинаниях энтузиастов, о том, какие проблемы стоят перед теми, кто занимается развитием культуры. Однако важно за всеми текущими делами не забывать об основной миссии книги: воспитании патриота, человека свободного, грамотного, прекрасно ориентирующегося в сложном современном мире.

Новосибирская область, гостеприимно принявшая нас, - регион благополучный. В настоящее время книгообеспеченность в Новосибирске в 2 раза выше, чем по России. В среднем по стране один магазин приходится на 50 тысяч жителей, а в столице Сибири один - на 25 тысяч. По полиграфическим мощностям Новосибирск уступает только Москве и Санкт-Петербургу, что лишний раз подтверждает огромный потенциал региона. В городе успешно работают и развиваются несколько книготорговых сетей. Показательно, что в последнее время книжные магазины стали открываться в небольших отдаленных населенных пунктах. Практика ассортиментной политики и выстраивания эффективных логистических схем в Новосибирской области в условиях значительной удаленности торговых точек может быть полезна другим российским регионам.

Особенно приятно отметить, что большинство наиболее значимых проектов, как мне говорили перед заседанием, реализуется по инициативе и при активном участии администрации Новосибирской области. Ее деятельность, направленная на пропаганду чтения, поддержку литературной деятельности и книгоиздания, заслуживает самых добрых слов, а наработанный опыт необходимо сделать достоянием других субъектов Федерации в самое короткое время. В этом я вижу задачу Российского книжного союза, как объединяющего и связующего начала в реализации социально-культурных преобразований по всей России.

На мой взгляд, было бы своевременно и целесообразно рассмотреть вопрос о создании отделения РКС в Новосибирске, которое бы отвечало за развитие книжного дела во всем сибирском регионе.

О проблемах книжного рынка было сказано уже немало. Однако нужно обратить внимание на следующее: если отбросить специфику, становится ясным, что большинство стоящих перед книжным бизнесом проблем, присущи любой другой отрасли народного хозяйства. Да, нам надо решать проблемы диверсификации книгоиздания, ассортиментного наполнения, укрупнения издательств, остро стоят вопросы кадров и ценообразования, рентабельность производства книг необходимо повышать в условиях жесткой конкурентной борьбы с субститутами - радио, телевидением, Интернетом.

Однако главной бедой, и не только книгоиздания, на сегодняшний день является увеличение доли населения мало или вообще ничего не читающего. Сейчас к таковым относится почти треть жителей России! Эта цифра говорит о надвигающей социальной катастрофе, предупредить которую можно, начав немедленно совместные действия. Не следует забывать о том, что социальная составляющая в книжном бизнесе - одна из самых значительных по сравнению с другими сферами, поэтому наша ответственность гораздо выше, чем кому-то на первый взгляд может показаться. В остальном, повторюсь, большинство из перечисленных проблем едины для всех отраслей народного хозяйства страны. Их решение невозможно без активного использования потенциала, заложенного именно в российских регионах.

Никто не отрицает, что экономическая благополучность регионов определяет уровень их культурного развития. В последнее время есть масса примеров, когда некогда малоперспективные области переживали настоящий "культурный бум": реализовывались целевые программы, строились объекты культуры, привлекались высокопрофессиональные специалисты. Все сказанное относится, в первую очередь, к регионам, обладающим сырьевыми ресурсами. За короткий срок их культурный потенциал достигал значительной величины, но при этом мало, кто задумывался о критериях, определяющих его оптимальный уровень. Из-за "размытости", а, практически, отсутствия параметров оценки "культурной насыщенности" региона, приходилось действовать "на глазок", исходя из субъективного видения ответственных лиц или ориентируясь на соседей. Отсутствие четко прописанных приоритетов, механизмов взаимодействия, зон ответственности, процедур принятия решений вносили хаос в деятельность организаций, отвечающих за развитие культуры, на всех уровнях. В такой ситуации руководители некоторых регионов, особенно менее обеспеченных, просто, не знали к чему стремиться, что в итоге приводило к сдерживанию культурного развития целых областей России.

Книжная отрасль, с точки зрения экономики, представляет собой уникальное явление: она одновременно приближена и к культуре, и к бизнесу. Мы привыкли к тому, что книга - источник знаний, эмоций, опыта, и именно чтение определяет интеллектуальное и духовное развитие личности. Наша страна гордилась тем, что была самой читающей страной в мире. Сейчас книгам все труднее конкурировать с развивающейся огромными темпами, так называемой, "электронной культурой": телевидением, радио, Интернет, обучающими компьютерными программами и индустрией развлечений. Выход - в разумной интеграции конкурирующих сегментов.

Пришла пора внедрения четких стандартов, определяющих уровень культурного развития региона, подобно тому, как это уже давно сделано в других отраслях. Естественно, мы не можем напрямую использовать ряд экономических характеристик, однако прекрасно понимаем, что в любой показатель заложены составляющие социального и культурного развития региона. Мы сознательно пошли по пути выработки критериев, учитывающих специфику книжного бизнеса. Они отражают взаимосвязь экономических и культурных показателей и весьма наглядно характеризуют социальную обстановку на местах.

На сегодняшнем заседании правления РКС я предлагаю рассмотреть и обсудить "стандарты" оценки и возможную систему критериев, определяющих уровень культурного развития регионов. Такими критериями могли бы стать:

*

число жителей на один книжный магазин (под магазином подразумевается помещение с торговой площадью не менее 50 кв.м. и количеством предлагаемых наименований не менее 5 тысяч);
*

книготорговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей;
*

доля современных магазинов (открытый доступ, компьютеризованная система поиска книг и заказа, а также ассортиментное наполнение не менее 30 тыс. наименований) относительно общего количества книжных магазинов города;
*

региональные программы поддержки чтения; сумма, выделяемая из местных бюджетов на проекты поддержки книгоиздания в регионе, в том числе наличие льгот и преференций для книжной отрасли, подразумевающих льготные арендные ставки на муниципальные площади и льготы по налогообложению;
*

сумма бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на закупку учебной литературы для общеобразовательных школ в расчете на одного жителя региона в год, обеспеченность школ учебниками и учебными пособиями;
*

доля читающего населения в регионе - число человек прочитавших хотя бы одну книгу за истекший год по отношению ко всему населению;
*

среднее число жителей на одну библиотеку и процент охвата населения библиотечным обслуживанием - количество пользователей библиотек, отнесенное ко всему населению региона;
*

наличие полиграфического предприятия, выпускающего книги;
*

наличие средних и высших учебных заведений, готовящих специалистов книжной отрасли для региона.

Предлагая данные критерии оценки, мы исходили из необходимости создания универсальной схемы, учитывающей основные параметры нашего бизнеса, с укрупненными ключевыми показателями. Возможно, в дальнейшем, после предварительного анализа и уточнения реального состояния дел, будут введены дополнительные критерии, которые смогут характеризовать особенности отдельных регионов.

Очевидно, что важнейшим для нас является показатель количества жителей приходящегося на один книжный магазин. Эта цифра служит ориентиром для любого руководителя в книжном бизнесе. Однако это не значит, что надо забывать и другие показатели. Значение предлагаемого показателя именно в его комплексности. По сути, это - региональный стандарт, позволяющий оценить, как обстоит дело с книгой в любом из регионов России.

Искренне надеюсь, что выездные заседания Правления РКС в российских городах станут доброй традицией, которая позволит повысить эффективность нашей работы и ответственность за ее результаты. Еще раз подчеркну, что наша основная цель - проложить путь хорошим и нужным книгам в каждый уголок России.

Хочу особенно поблагодарить руководство Новосибирской области за оказанную поддержку и взаимопонимание. Надеюсь на это и в дальнейшем.

Спасибо за внимание.

http://www.ach.gov.ru/psp/dv/42.php

Док. 303888
Перв. публик.: 23.11.05
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 333

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``