В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина в Совете Федерации по вопросу о реагировании органов государственной власти на предписания и представления Счетной палаты 27 декабря 2005 г Назад
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина в Совете Федерации по вопросу о реагировании органов государственной власти на предписания и представления Счетной палаты 27 декабря 2005 г
Уважаемый Сергей Михайлович!
Уважаемые члены Совета Федерации!

В рамках темы своего доклада позвольте проинформировать о положении дел с исполнением представлений и предписаний Счетной палаты, о нашем взаимодействии с органами МВД и Прокуратуры, а также осветить некоторые вопросы работы в 2005 году и на ближайшую перспективу.

1. В текущем году Счетной палатой проведено около 500 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Проверками было охвачено почти 1000 объектов в 72 субъектах федерации.

В планировании и осуществлении контрольной деятельности впервые сделан значительный акцент на проведение аудита эффективности и на обеспечение комплексности проводимых контрольных мероприятий, что будет особенно широко использовано и в следующем году при проверках исполнения приоритетных "национальных проектов", 131-го и 122-го законов.

2. Общий объем выявленных финансовых нарушений в текущем году составил 76,5 млрд. рублей и 1,4 млн. долларов США. Устранено финансовых нарушений на сумму 1,5 млрд. рублей. Объем нецелевого использования бюджетных средств составил 1 млрд. рублей, иных нарушений - на сумму 75,5 млрд. рублей. По фактам нецелевого использования средств в Минфин России направлено 40 представлений для блокировки расходов федерального бюджета на сумму 625 млн. рублей.

3. По итогам контрольных мероприятий в течение 2005 года Правительству России, федеральным органам исполнительной власти и их территориальным подразделениям, руководству субъектов федерации и иным организациям направлено 415 представлений Счетной палаты. Материалы об исполнении представлений (предписаний) Счетной палаты ежеквартально направлялись в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, соответствующий подкомитет Государственной Думы и Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой, которая на регулярной основе рассматривает их с участием представителей Счетной палаты и руководителей государственных органов исполнительной власти.

Анализ исполнения государственными органами представлений и предписаний Счетной палаты Российской Федерации показывает, что имеется ряд недостатков, которые в основном носят системный характер:

- значительное число представлений рассматриваются с нарушением установленных сроков, а заявленные действия по устранению выявленных недостатков в последствии не выполняются. Имеются факты и по не исполнению предписаний Счетной палаты;

- в органах государственной власти отсутствует регламентированный порядок рассмотрения представлений, организации исполнения и контроля за исполнением предписаний, органы внутреннего ведомственного контроля в этой работе практически не участвуют;

- до ноября 2005 года (потом ситуация была поправлена) рассмотрение представлений Счетной палаты, направленных Правительству Российской Федерации, как правило, перепоручалось государственным органам, допустившим отмеченные в представлениях нарушения, с предложением ответить Счетной палате. Поступающие от них ответы носили формальный характер, не освещали полностью поставленные Счетной палатой вопросы, не предусматривали комплекс мер по устранению отмеченных недостатков и нарушений;

- не введена практика привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц за несвоевременное рассмотрение и принятие мер по представлениям Счетной палаты, за неисполнение предписаний.

4. Сложившийся механизм рассмотрения результатов контрольно-ревизионных мероприятий пока не в полной мере позволяет решать назревшие проблемы совершенствования бюджетной системы и бюджетного процесса, предотвращать и оперативно устранять нарушения в использовании государственных средств.

К сожалению, приходится констатировать формальность подхода к нашим рекомендациям со стороны отдельных ведомств - например, Минприроды и Минсельхоза России. Имеются случаи, когда министерства в ответах на представления приводят аргументацию, несоответствующую смыслу замечаний и предложений, изложенных в представлениях. Некоторые вопросы начинают решаться только после обращения к Председателю Правительства или его заместителю. Так, все попытки завершить строительство телевизионной башни в Екатеринбурге не имели успеха с 1993 года. Неэффективное управление государственным имуществом привело к частичному разрушению строения, а в министерствах никак не могли или не хотели найти решение по выходу из создавшейся ситуации. Только после направления представления Правительству России и письма главе государства по результатам нашей проверки в Свердловской области вопрос сдвинулся с мертвой точки.

Направление представлений Правительству России по особо значимым социально-экономическим вопросам, решение которых отнесено к исключительной его компетенции, является своего рода чрезвычайной мерой. Существующая практика перепоручения рассмотрения представлений Счетной палаты федеральным органам исполнительной власти, допустившим нарушения, а также предоставление им права направлять ответы в Счетную палату, снижает уровень ответственности при реализации представлений, направленных в Правительство по итогам контрольных мероприятий.

Такую практику необходимо исключить. В качестве негативного примера приведу направленное в январе этого года представление Правительству по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Российского фонда федерального имущества. Правительством России было дано поручение Минэкономразвития и Минфину принять необходимые меры, но до настоящего времени ни один из пунктов представления не исполнен. Непринятие мер по устранению недостатков, перечисленных в представлении, приводит к неэффективному расходованию средств при продаже федерального имущества и поступлению не в полном объеме средств от его продажи в федеральный бюджет. Вместе с тем, только в 2003 году расходы фонда на обслуживание информационно-коммуникационных систем, совершенствование материально-технической базы продаж имущества и капвложения составили 2 млрд. рублей.

Еще пример. С апреля 2005 года так и не принято достаточно эффективных мер для исполнения представления Правительству по результатам проверки эффективности использования и распоряжения объектами исторического и культурного наследия федерального значения по Центральному федеральному округу. Решение таких острых вопросов, как совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, паспортизации объектов и их инвентаризации находятся в начальной стадии своего решения уже 8 месяцев. Не исполнены представления о возврате в Гохран 5,4 тонн золота Приокским заводом цветных металлов; о проблемах ФГУП "Арктикуголь"; о вопросах использования зарубежной собственности; о проблемах информатизации сельских школ; о выполнении компанией "Алмазы России-Саха" международных обязательств.

В целях совершенствования взаимодействия Счетной палаты и Правительства Российской Федерации в обеспечении надлежащего контроля считали бы целесообразным, чтобы по наиболее важным вопросам, требующим принятия решений Правительства, представления и предписания Счетной палаты рассматривались на заседаниях Правительства.

5. В 2005 году продолжалось конструктивное взаимодействие Счетной палаты с Прокуратурой и МВД России при проведении контрольных мероприятий по объектам, представляющим взаимный интерес.

В 2005 году в органы прокуратуры направлено 45 материалов Счетной палаты Российской Федерации, по которым возбуждено более 200 уголовных дел.

По результатам проверки использования средств федерального бюджета, выделенных Минобороны России для строительства жилья военнослужащих, обеспечения их социальных гарантий, военной прокуратурой было возбуждено 98 уголовных дел, из которых уже 15 направлено в суд.

На основании материалов проверки эффективности использования бюджетных средств, выделенных Минобороны России на транспортное обеспечение, было возбуждено 29 уголовных дел.

По материалам проверки эффективности использования субсидий на компенсацию затрат сельхозпроизводителей по страхованию урожая прокурорами регионов возбуждено 12 уголовных дел по различным статьям Уголовного кодекса.

Но уголовными делами наше взаимодействие не ограничивается. В текущем году с учетом материалов Счетной палаты Генеральной прокуратурой проведено обобщение по вопросу соблюдения в России бюджетного законодательства. По результатам проверок прокурорами приняты различные меры реагирования по всем фактам нарушений, направлено информационное письмо в Правительство Российской Федерации. По материалам Счетной палаты также вносились представления, протесты, предъявлялись иски по возмещению ущерба, возбуждались административные производства. Таким образом, взаимодействие наше носит конструктивный характер.

6. В 2005 году было запланировано проведение 20 совместных с МВД России контрольных мероприятий. По результатам контрольных мероприятий в текущем году в органы МВД России Счетной палатой в целом направлено 33 материала, по которым возбуждено около 20 уголовных дел. Так, по результатам проверки Счетной палаты вопросов эффективности взимания акцизов на алкогольную продукцию, уплаты действующих налогов МВД России возбуждено 6 уголовных дел по статье уклонение от уплаты налогов. В ходе расследования дел государству возмещено более 100 млн. рублей ущерба.

В проверке Счетной палаты Федерального агентства по рыболовству, Магаданской области, Корякского и Чукотского автономных округов эффективности использования квот на вылов (добычу) водных биоресурсов так же приняли непосредственное участие сотрудники МВД России. У нас складываются конструктивные отношения с Департаментом по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России.

Хочу выразить особую признательность МВД России за обеспечение комплексных мер безопасности сотрудников Счетной палаты в рамках контрольной деятельности за расходованием средств федерального бюджета, направляемых на восстановление социальной сферы и экономики Чеченской Республики. Такое же взаимодействие у нас налажено и с ФСБ России.

7. Теперь, что касается работы Счетной палаты на ближайшую перспективу.

В числе наиболее важных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, запланированных на 2006 год, помимо проверок хода реализации национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Образование", "Здравоохранение", "Развитие агропромышленного комплекса", в том числе и реализации осуществляемых в их рамках государственных и муниципальных закупок, можно упомянуть следующие: мониторинг реализации 131 и 122 федеральных законов, проверку обоснованности расходования средств, предусмотренных на финансирование федеральных целевых программ развития регионов, проверку (в режиме ежемесячного мониторинга) размещения средств Стабилизационного фонда, аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие дорожного хозяйства в некоторых регионах России. Разумеется, пристальное внимание будет по-прежнему уделено выполнению ФЦП "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики", а также исполнению Соглашений о разделе продукции.

В связи с тем, что в настоящее время более 160 тысяч семей военнослужащих нуждается в улучшении жилищных условий, Счетная палата будет активно работать в рамках своей компетенции и по вопросу совершенствования законодательства в части контроля за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, предоставляемых в качестве субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также по вопросам доступности приобретения военнослужащими качественного жилья по жилищным сертификатам, и эффективности использования ведомственного жилья.

Находясь в "палате регионов" не могу обойти вниманием актуальную проблему совершенствования системы межбюджетных отношений. Реализация проектов в социальной сфере потребует унификации политики выравнивания и стимулирования регионов, в части обеспечения всем гражданам единых социальных конституционных гарантий вне зависимости от места проживания. Мы последнее время сталкиваемся с ситуацией, когда инициированные из федерального центра глобальные инициативы в социальной сфере приводили к перенапряжению значительной части региональных бюджетов, сокращению расходов на иные, не менее насущные нужды.

Очевидно и то, что постоянное увеличение объема трансфертов из федерального центра не решает проблемы, а стимулирует иждивенческие настроения на местах, лишает стимулов для развития собственной налоговой базы регионов и повышения эффективности расходов.

Сложившаяся ситуация ставит вопрос об уточнении и корректировке приоритетов в региональной политике, усилении внимания к наращиванию экономического потенциала проблемных регионов страны. Таким целям может служить создание особых экономических зон на приграничных территориях, Дальнем Востоке, на Северном Кавказе, а также создание условий для дальнейшей эффективной работы в уже созданных зонах в Калининградской и Магаданской областях. Финансовые средства, остающиеся в особых экономических зонах, являются разновидностью поддержки федерального бюджета бюджетов регионов, служат повышению эффективности распоряжения ими и становятся "стартовым капиталом" для экономического развития базовых уровней экономики России.

В заключение своего выступления отмечу, что значительная часть предусмотренных в плане работы Счетной палаты на 2006 год контрольных мероприятий будет проводиться при взаимодействии и участии контрольно-счетных органов субъектов Федерации, контрольных органов зарубежных стран. Взаимодействие с Контрольным управлением Президента Российской Федерации, Советом по реализации национальных проектов, членом которого является Председатель Счетной палаты, даст возможность в оперативном режиме контролировать ход реализации национальных проектов в масштабе страны, повысит результативность контрольных мероприятий, что позволит формировать достоверную базу данных для принятия оперативных решений.

Уже на первое полугодие 2006 года запланирована совместная работа Счетной палаты, Контрольного управления Президента и контрольных подразделений аппаратов полномочных представителей Президента по проверке выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации федерального законодательства в части обеспечения полномочий органами местного самоуправления. Результаты анализа этих мероприятий будут представлены Парламенту и Президенту России.

В этой связи не могу не затронуть такую важную тему как отношение к внешнему контролю органов власти на местах. В некоторых регионах эти взаимоотношения стали принимать странную форму. Например, счетная палата Таймырского автономного округа проверила финансово-хозяйственную деятельность окружной Думы и выявила нарушения законодательства на сумму более 37 млн. рублей, в том числе нецелевое использование средств составило более чем 12 млн. рублей. Когда счетной палатой округа было направлено представление о блокировке этой суммы, окружная Дума не придумала ничего лучше, чем принять закон о ликвидации самой счетной палаты. Похожая ситуация и в Псковской области. Поскольку деятельность местных контролеров некоторые региональные власти не устраивает, придется, вероятно, их чаще проверять из федерального центра.

У Счетной палаты имеется опыт конструктивного взаимодействия как с контрольными, так и с правоохранительными органами, и, что немаловажно, у нас есть поддержка и доверие Парламента России. Мы готовы к решению стоящих перед нами задач.

Благодарю за внимание.

http://www.ach.gov.ru/psp/dv/48.php

Док. 303769
Перв. публик.: 27.12.05
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 326

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``