В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вступительное слово Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на заседании `круглого стола` `Итоги приватизации и стратегия развития экономики России` 17 апреля 2004 г Назад
Вступительное слово Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на заседании `круглого стола` `Итоги приватизации и стратегия развития экономики России` 17 апреля 2004 г
Уважаемые участники круглого стола!

Рад приветствовать всех вас как Председатель Счетной палаты Российской Федерации.

Незадолго до назначения нового состава российского Правительства Счетной палате Российской Федерации было поручено провести обобщающий анализ итогов приватизации в стране за последние десять лет. Хочу сразу подчеркнуть: эта работа обращена не в прошлое, а в будущее. Нашей главной задачей является не обличение всех несправедливостей или подсчет потерь для экономики страны от использованных методов приватизации, хотя то и другое имело место. Достаточно сказать, что от приватизации 145 тыс. предприятий бюджет получил 9,7 млрд. долларов, - столько, сколько оставили за границей российские туристы только в прошлом году. А по величине разрыва между богатством и бедностью Россия, к сожалению, находится на одном из первых мест в мире. Тем не менее, Счетная палата видит основную цель своей работы в том, чтобы, в конечном счете, дать оценку влияния последствий приватизации на осуществление стратегии ускоренного роста экономики, повышения жизненного уровня населения и усиления конкурентоспособности российских предприятий, которую сформулировал Президент России В.В. Путин. Мы хотим помочь российскому правительству ответить на вопрос, - что необходимо исправить в этих последствиях приватизации, чтобы создать в стране правовые, институциональные и политические условия для "российского экономического чуда".

Для обеспечения надлежащего уровня выполнения этой задачи, в том числе в контексте мирового опыта, мы и решили провести эту неформальную встречу с международно-признанными специалистами в области экономического и политического анализа и пригласить на нее ответственных российских руководителей.

Не предваряя окончательных выводов проводимой Счетной палатой работы, можно уже сейчас констатировать: методы приватизации, ее последствия в виде намеренного занижения цены активов, сверхконцентрации собственности, особенно в сырьевых отраслях, создают серьезные трудности на пути формирования сбалансированной конкурентоспособной экономики с большим потенциалом роста. "Естественные преимущества" России в виде мощного инженерного корпуса, плодородных земель, транзитного потенциала международного значения, двойных технологий, передовых научных школ остаются не просто недостаточно капитализированными в новой рыночной экономике, но и деградировали на протяжении десятилетия. Прежде Советский Союз обвиняли в том, что его государственная экономика компенсирует свою слабость, эксплуатируя природные запасы страны. Но и после приватизации основной части государственного сектора рентный характер экономики остался практически без изменений. "Рентные доходы", которые извлекают новые собственники из недооцененных активов, стали источником масштабной системной коррупции, огромного разрыва в уровнях доходов и породили массовое неприятие итогов приватизации в российском обществе. Сверхконцентрация финансовых ресурсов в руках немногих породила феномен российского "олигархического капитализма", который стал препятствием на пути развития современной банковской системы, кредита и рынка инвестиций для нового растущего бизнеса в технологически передовых отраслях. Опыт последнего десятилетия свидетельствует, что слабость нарождающихся российских институтов рыночной экономики в сочетании со слабостью разрушенных институтов государственного регулирования сделали невозможным преодоление "олигархических" искажений в структуре экономики страны. Высокие цены на энергоносители последних пяти лет позволили микшировать указанные системные искажения в экономике. Они же создали в прежнем правительстве настроения самоуспокоенности, привычку следовать политике "постепенных улучшений" на макроуровне, что привело к потере темпов рыночных реформ.

Если посмотреть на среднесрочные программы правительства последних лет, то мы увидим, что они пошиты по выкройкам рекомендаций МВФ и Всемирного банка 90-х годов. Эти рекомендации сыграли большую позитивную роль в достижении макроэкономической стабилизации и оздоровления финансовой системы России. Но сегодня перед страной стоят принципиально иные задачи, для решения которых мы должны выработать другие рецепты самостоятельно.

Вновь избранный Президент России и сформированное им правительство стоят перед серьезным вызовом одновременного решения в сжатые сроки трех стратегических задач: ускоренной модернизации экономики страны, формирования дееспособной инфраструктуры рыночной экономики и создания эффективного компактного государственного аппарата. За прошедшие четыре года были сделаны решающие шаги по восстановлению нормальной государственности в России. Без этого о движении вперед нельзя было и думать. Наступило время следующих шагов.

Сейчас в России сложилась парадоксальная ситуация: в экономике остро не хватает денежных средств для финансирования программ обновления инфраструктуры, диверсификации экономики и решения острейших социальных проблем. По оценкам экспертов, для осмысленной модернизации российской экономики необходимо не менее 200 млрд. долларов инвестиций в год - примерно в три раза больше современного уровня. Но, инвестиционные компании говорят, что внутренний рынок не выдержит таких денег. Ясно одно, что России требуются не только новые методы привлечения большого объема капитала, но и инструменты для освоения долговременных инвестиций российскими предприятиями. Это видимо потребует определения нового формата отношений с иностранными инвестиционными компаниями, банками, стратегическими инвесторами и всеми, кто может оказаться полезен в решении этой задачи.

По нашему убеждению, масштабная перестройка инвестиционного процесса в стране невозможна без создания экономических, политических и организационных условий для партнерства государства, общества и частного бизнеса. Выработка ответа на этот вызов неразрывно связана с преодолением негативных последствий приватизации, которые тормозят формирование климата общественного доверия к бизнесу и государству и поддержки реформ.

На нынешней неформальной встрече для организаторов очень важно услышать максимально откровенные профессиональные суждения участников по принципиальным вопросам российской повестки дня в контексте мирового опыта, положить начало регулярному рабочему диалогу по острым проблемам экономической политики.

Благодарю за внимание.

http://www.ach.gov.ru/psp/dv/29.php

Док. 303763
Перв. публик.: 17.04.04
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 349

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``