В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на V сессии Совета руководителей высших органов финансового контроля (ВОФК) и их взаимодействие с различными ветвями власти` 31 августа 2004 г Назад
Выступление Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на V сессии Совета руководителей высших органов финансового контроля (ВОФК) и их взаимодействие с различными ветвями власти` 31 августа 2004 г
Гласность - принцип деятельности контрольного органа





Уважаемые коллеги!

Находясь на гостеприимной земле братского Казахстана, нельзя не вспомнить слова великого сына казахского народа, акына Абая, который говорил: правитель мудр, но народ мудрее. И наша задача как представителей высших органов финансового контроля своих государств как раз и заключается в том, чтобы постоянно напоминать власти об этой простой, но очень глубокой истине. Собственно говоря, суть любого правового, демократического государства как раз и заключается в том, что рядовые граждане имеют возможность осуществлять контроль за деятельностью власть предержащих во всех сферах государственной жизни.

Органы государственного финансового контроля являются важнейшим инструментом правового государства, без которого невозможно становление гражданского общества, создание ситуации, когда не человек - для государства, а государство - для человека. По сути, мы являемся органом налогоплательщиков, которые должны знать, в полном ли соответствии с законом правительство тратит "народную копейку".

Согласно основополагающим принципам Лимской декларации, органы внешнего государственного контроля должны быть на вершине системы контрольных органов и иметь приоритет по отношению к органам внутреннего финансового контроля, стесненным рамками ведомственной принадлежности.

Гласность, открытость и прозрачность - вот главное, что отличает нас от других контрольных органов, определяет наше место в системе государственной власти и степень нашей востребованности обществом. Чем более активно и принципиально мы будем выполнять свою работу по обеспечению прозрачности финансовой системы наших государств, открыто говорить о выявленных нарушениях и недостатках, тем быстрее будет происходить становление полноценного гражданского общества, где принципы разделения властей и подконтрольности государства гражданам не являются пустым звуком.

В то же время, приведение системы государственного контроля в соответствие с Лимской декларацией является непременным условием для привлечения в наши государства прямых иностранных инвестиций, их интеграции в мировую экономику, повышения уровня благосостояния наших граждан.

В январе следующего года мы будем отмечать 10-летие создания Счетной палаты России. Можно без преувеличения констатировать, что она состоялась как независимый и влиятельный орган государственного контроля. Только в минувшем году в федеральный бюджет возвращено 8,8 млрд. рублей, по материалам проверок возбуждено 241 уголовное дело. Но свою главную задачу мы видим не в том, чтобы констатировать как можно больше финансовых нарушений, а предлагать меры по совершенствованию бюджетно-финансовой системы. Нужно стремиться к созданию такой системы, которая еще на законодательном этапе предотвращала бы массовые финансовые нарушения. Например, во многом благодаря нашим усилиям с начала текущего года законодатели закрыли так называемые "внутренние оффшоры" в ряде российских регионов, используя которые нефтяные компании недоплачивали налогов на десятки миллиардов рублей. Результаты наших проверок учитывались также при решении такого "бюджетоемкого" вопроса, как определение порядка взимания акцизов с табачных изделий. Хорошей традицией стал оперативный учет Правительством наших замечаний на проект федерального бюджета на следующий год еще на стадии так называемого "нулевого чтения".

В своей деятельности мы свято чтим принцип гласности. Этот принцип заложен в Федеральный закон о Счетной палате Российской Федерации. Действуя на его основе, Счетная палата регулярно информирует о своей деятельности средства массовой информации. В результате, по степени информационной открытости, доступности для представителей СМИ Счетная палата России, согласно опубликованным данным ряда экспертно-рейтинговых агентств, прочно входит в первую пятерку российских федеральных структур.

Но проблемы еще остаются. Вразрез с общепринятой международной практикой независимый орган финансового контроля России не наделен статусом высшего органа финансового контроля. В итоге Счетная палата России в отличие от аналогичных органов во многих других странах не имеет возможности оценивать качество проверок, проводимых внутренними органами финансового контроля. Мы вправе лишь использовать материалы их проверок при проведении собственных контрольных мероприятий. Нет четкого распределения полномочий между органами внешнего и внутреннего финансового контроля. Не решена проблема обеспечения полной финансовой независимости Счетной палаты России, поскольку в определении объемов нашего бюджетного финансирования не последнюю роль играет Минфин России, который является главным объектом нашего контроля при проведении проверок об исполнении бюджета.

Тем не менее, есть реальные предпосылки для решения этих проблем. В начале июня я присутствовал при учреждении Счетной палаты Республики Татарстан, которая организована по самым лучшим международным стандартам. В частности, объемы ее бюджетного финансирования всецело определяются парламентом региона без участия правительства. И есть все основания надеяться, что этот передовой опыт будет востребован как в других российских регионах, так и на федеральном уровне.

Сейчас в парламенте рассматриваются поправки в закон о Счетной палате России, согласно которым кандидатуры Председателя Счетной палаты и его заместителя вносятся на утверждение законодателей главой государства. Участие главы государства в формировании контрольного органа соответствует мировой практике и одновременно поднимает его работу на качественно более высокий уровень, существенно увеличивает оперативность реагирования органов исполнительной власти на выявленные в ходе проверок нарушения. В то же время существенно повышается функциональная востребованность Счетной палаты при решении первостепенных задач социально-экономического развития страны.

Большое значение имеет взаимодействие с парламентом, который мы рассматриваем в качестве одного из основных наших союзников в деле становления в стране независимого государственного финансового контроля. В мае текущего года Конституционный суд вынес положительное решение по запросу ряда членов Совета Федерации и признал не соответствующей Конституции неоднократную приостановку в законах о бюджете прерогативы Счетной палаты осуществлять оперативный контроль за исполнением бюджета в интересах палат Федерального Собрания. Этот прецедент показывает, что в России складывается подлинно демократическое общество, где законодатели с помощью судебной власти могут настоять на реализации своих конституционных прав при осуществлении контроля за деятельностью правительства.

Постепенно повышается интерес депутатов к итогам наших проверок. В прошлом году создан прецедент рассмотрения результатов проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий на пленарных заседаниях Госдумы. Одновременно мы сами предпринимаем усилия для повышения заинтересованности парламента в результатах нашей работы. Мы поставили перед собой задачу заканчивать все наши проверки в рамках последующего контроля не как сейчас - к декабрю, а уже к августу, то есть к моменту начала рассмотрения в парламенте проекта бюджета на следующий год. В этом случае можно будет существенно повысить результативность всей триады нашего бюджетного контроля (предварительного, текущего и последующего), так как правительство в рамках обсуждения в парламенте проекта федерального бюджета на следующий год будет просто вынуждено учитывать выявленные в ходе нашего последующего контроля недостатки.

Повышению востребованности нашей работы будет также способствовать переход на аудит эффективности. Более широкое внедрение его в практику контрольных органов является важнейшим инструментом для повышения гласности в нашей работе, а также увеличения интереса к ней со стороны общественности. Ведь этот вид контроля позволяет оценивать общественно значимую эффективность тех или иных проектов правительства в бюджетно-финансовой сфере. При этом итоговые материалы по результатам аудита эффективности более просты и, если можно так сказать, более популярны, по сравнению с обычными нашими отчетами по результатам проверок.

Главным преимуществом этого вида контроля является его нацеленность на выработку рекомендаций по совершенствованию действующих бюджетных процедур и бюджетного законодательства. Аудит эффективности приобретает особую актуальность в процессе административной реформы, так как позволяет оценить результативность работы правительства на данном направлении и оперативно внести соответствующие поправки в ход проводимых преобразований.

По результатам работы сессии будет подписана декларация по вопросам гласности и прозрачности в деятельности ВОФК государств-участников СНГ. Я думаю, что этот документ не только будет способствовать дальнейшему повышению результативности нашей работы, но и станет еще одним стимулом для дальнейшей унификации деятельности контрольных органов. В последнее время интеграционные процессы на постсоветском пространстве получили дополнительный импульс. И наше более активное взаимодействие может внести в эти процессы немалый вклад, что, несомненно, пойдет во благо нашим народам.

Благодарю за внимание.


Астана, Республика Казахстан, 31 августа 2004 г
http://www.ach.gov.ru/psp/dv/32.php

Док. 303753
Перв. публик.: 31.08.04
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 333

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``