В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тезисы выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на открытии первого заседания Рабочей группы Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) по борьбе с международным отмыванием денег 25 сентября 2 Назад
Тезисы выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на открытии первого заседания Рабочей группы Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) по борьбе с международным отмыванием денег 25 сентября 2
Уважаемые коллеги!

1. Прежде всего, позвольте мне от имени Счетной палаты Российской Федерации приветствовать участников первого заседания Рабочей группы ИНТОСАИ по борьбе с отмыванием денег.

Нам особенно приятно принимать Вас здесь в Москве, потому что именно по инициативе нашей Счетной палаты состоявшийся в Корее XVII Конгресс ИНТОСАИ принял резолюцию, на основании которой создана наша Рабочая группа.

Как вы знаете, проведенное Правлением ИНТОСАИ анкетирование о роли высших ревизионных органов в борьбе с международным отмыванием денег показало, что большинство наших коллег высказались за проведение специальной работы по борьбе с отмыванием денег.

2. Международные организации высших органов финансового контроля все более укрепляются в понимании того, что отмывание денег наносит колоссальный вред интересам государств и является питательной средой национальной коррупции и международного терроризма. Незаконная легализация преступных доходов оказывает существенное влияние на распределение финансовых ресурсов, подрывает макроэкономическую стабильность, причиняет существенный ущерб государственному бюджету и обществу.

В большинстве стран приняты законодательные акты и разработаны детализированные инструменты по выявлению процессов отмывания денег. Предусмотрен механизм отчетности о финансовых операциях, определен порядок предоставления банками и другими финансовыми учреждениями необходимой информации о сомнительных финансовых сделках. В ряде стран созданы специальные органы, занимающиеся вопросами борьбы с отмыванием денег. Во многих государствах "отмывание" денег считается тяжким уголовным преступлением, за которое предусматриваются длительные сроки тюремного заключения.

3. Деятельность по отмыванию "грязных денег" имеет ярко выраженный интернациональный, трансграничный аспект. Поэтому противодействие этой глобальной угрозе требует объединения сил всего мирового сообщества. В последние годы ООН, Совет Европы, Базельский комитет по банковскому надзору, другие международные организации многое сделали в деле совершенствования международной правовой базы, выработке общепринятых стандартов по выявлению сомнительных финансовых операций и борьбе с ними. Очень важным шагом в налаживании международного сотрудничества в данной сфере стало создание Международной организации по борьбе с "отмыванием" денег (ФАТФ), которая координирует практические усилия различных государств в данной сфере в мировом масштабе.

4. Проблема борьбы с сомнительными финансовыми операциями весьма актуальна и для России. О масштабах этой проблемы для нашей страны свидетельствуют следующие факты. В результате незаконного вывоза капитала, по данным экспертов консалтинговой фирмы "Куперс энд Лайбрэнд" российский бюджет каждые пять лет теряет до 60 млрд. долларов США. Легализация незаконных доходов осуществляется в основном через оффшорные зоны, активно используются в этих целях также подставные фирмы в разных регионах мира. "Отмытые" за рубежом деньги зачастую переправляются обратно в Россию в форме инвестиций, займов в зарубежных банках и компаниях, платежей за консалтинг, фальшивую аренду и лжеуслуги, в счет оплаты завышенной стоимости товаров.

5. В России в последние годы активизировались усилия по созданию в соответствии с международными стандартами общегосударственной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. С 1 февраля 2002 года в России вступил в действие базовый закон, который определяет порядок контроля за сомнительными финансовыми операциями. За финансовые преступления такого рода предусматривается лишение свободы на срок от 10 до 15 лет.

Благодаря усилиям Банка России действующее банковское законодательство по данному вопросу постепенно приближается к общепринятым международным стандартам и обеспечивает базовые законодательные условия для недопущения преступно нажитых доходов в российскую банковскую систему. При этом особое внимание уделяется обеспечению контроля за предоставлением кредитными организациями необходимой информации в контролирующие органы и состоянием внутрибанковского контроля за операциями с денежными средствами.

С 1 февраля 2002 года приступил к исполнению возложенных на него задач Комитет по финансовому мониторингу, который в настоящее время является членом международной организации подразделений "финансовых разведок" - группы "Эгмонт". В текущем году был создан Государственный комитет по борьбе с оборотом наркотиков, который вместе с другими правоохранительными органами ведет борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Вклад России в борьбу с отмыванием преступных доходов оценен положительно, и на сессии ФАТФ в июне этого года в Берлине наша страна стала полноправным членом этой международной организации.

6. Вместе с тем нам пока рано останавливаться на достигнутом. Наше законодательство пока еще несовершенно и требует дальнейших изменений. Например, в нарушение общепринятой международной практики в России не предусмотрена уголовная или административная ответственность при отмывании преступных доходов на сумму менее 30 тыс. долларов США. В России также нельзя привлечь к уголовной ответственности за "отмывание" денег, если источниками незаконных доходов были преступления по неуплате налогов или таможенных пошлин.

Нет адекватной ответственности за легализацию преступных денег в банковской сфере. За неисполнение законодательства о противодействии легализации незаконных доходов максимальная сумма штрафа определена в сумму, эквивалентную 17 тыс. долларов, тогда как в США за аналогичное нарушение предусмотрен штраф в размере до 500 тыс. долларов.

Вне законодательного регулирования в России остается деятельность профессиональных аудиторских и консалтинговых фирм, адвокатов, аудиторов, бухгалтеров, консультантов по финансам и налогообложению, которые могут участвовать в разработке различных схем легализации "грязных" денег, а зачастую и сами выступают посредниками в такой деятельности.

В развитие закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" скорейшего принятия требует и ряд других федеральных законов, таких как "О борьбе с организованной преступностью", "О коррупции", "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации", где должны быть заложены основы национальной концепции противодействия легализации незаконных доходов. При этом правоохранительным органам очень трудно в одиночку предпринимать действенные меры по борьбе с сомнительными финансовыми операциями. На сегодняшний день в Комитет по финансовому мониторингу поступило около 1 млн. сообщений о сомнительных операциях, из которых 13 тыс. было переправлено в правоохранительные органы. На основании этой информации было возбуждено 13 уголовных дел, из которых ни одно не увенчалось вынесением обвинительного приговора.

7. В этой связи большую актуальность приобретает вопрос о месте и роли контрольно-ревизионных органов в борьбе с легализацией незаконных доходов. И от выработанной нами позиции будет во многом зависеть эффективность работы других государственных органов, напрямую задействованных в этой сфере.

Более активное участие высших органов финансового контроля в борьбе с отмыванием преступных доходов соответствует и духу, и букве Лимской декларации. Например, в статье 4 указывается, что к общим полномочиям этих органов относится проверка законности и правильности финансовых действий и контроля за эффективностью выполнения государственными органами своих задач. Кроме того, в соответствии со статьями 19 и 20 высшие органы финансового контроля должны осуществлять максимально широкую проверку законности и правильности уплаты налогов, в том числе проводить такие проверки за границей.

8. В связи с этим я хотел бы заострить ваше внимание на следующих практических аспектах работы. Прежде всего, крайне важна оценка предлагаемых правительством решений по борьбе с легализацией преступных доходов. Высшие органы финансового контроля должны информировать исполнительную власть о недостатках законодательного регулирования, а также давать заключения о достаточности финансирования и степени эффективности правительственных программ по борьбе с сомнительными финансовыми операциями.

Должен быть усилен финансовый контроль и за деятельностью государственных органов, на которые возложены задачи по борьбе с отмыванием преступных доходов, а также правоохранительных органов, проводящих оперативно-розыскные и следственные мероприятия в данной сфере.

В рамках своей компетенции необходимо контролировать банковскую сферу, оценивать эффективность принимаемых национальными банками мер по противодействию легализации преступных доходов в банковском секторе, оценивать соблюдение установленных правил по противодействию отмыванию денег в кредитных организациях. Кстати, Счетная палата России планирует в рамках планируемой на следующий год комплексной проверки Центрального банка провести анализ эффективности проводимых им мероприятий по недопущению преступных денег в банковскую систему.

Усиление мер по борьбе с отмыванием денег вызывает необходимость обратить пристальное внимание на оффшорные зоны, которые используются недобросовестными предпринимателями для укрывания незаконных активов и их легализации. Считаю, что данная проблема должна быть рассмотрена на одном из ближайших заседании Рабочей группы и выработана стратегия ИНТОСАИ по противодействию легализации незаконных доходов через оффшорные зоны.

Успех в борьбе с легализацией незаконных доходов невозможен без активного международного сотрудничества, изучения зарубежного законодательства, опыта работы зарубежных органов финансового контроля, таких как Главное контрольное управление США, Национальное ревизионное управление Великобритании, Управление генерального Ревизора Канады и других.

Например, большой интерес вызывает опыт органов финансового контроля в Великобритании, где профессиональные стандарты финансового аудита обязывают ревизоров сообщать о выявленных ими подозрительных операциях в соответствующие правоохранительные органы. Отмывание денег, как и риск совершения иных экономических преступлений должен рассматриваться аудитором как часть процесса финансового аудита. Сложные или необычные сделки и схемы перевода денег не должны проходить мимо его внимания и тщательно проверяться.

В связи с этим высший контрольно-ревизионный орган должен иметь самостоятельное представление об организации работы по противодействию легализации незаконных доходов, выступать инициатором комплексных проверок с привлечением уполномоченных и правоохранительных органов.

На сегодняшнем заседании было бы целесообразно обсудить возможность проведения встречных совместных международных проверок полноты поступления в бюджеты государств доходов от крупных внешнеэкономических сделок в целях выявления случаев легализации незаконных доходов.

Участие в борьбе с отмыванием "грязных денег" предъявляет к высшим органам финансового контроля новые, более высокие профессиональные требования. Государственные контролеры в новых условиях должны знать все тонкости финансовой и налоговой политики, а также международное право. Для обеспечения такой работы должны быть также выработаны соответствующие стандарты и методические рекомендации.

В ходе дальнейшего заседания нашей Рабочей группы было бы также интересно обсудить практические аспекты нашей темы с учетом конкретных особенностей национального законодательства и сложившейся практики каждой из стран.

В заключение я хотел бы от имени всех присутствующих поблагодарить наших коллег из Республики Перу, подготовивших подробный и интересный доклад и проект предложений Рабочей группы по теме нашего сегодняшнего заседания.

Думаю, что и представленные материалы, и сегодняшние выступления участников заседания послужат хорошей основой для выработки общей позиции не только Рабочей группы, но и всего ИНТОСАИ в вопросе об участии контрольно-счетных органов в борьбе с международным отмыванием денег. Позвольте пожелать всем нам плодотворной и успешной работы.

Благодарю за внимание.

http://www.ach.gov.ru/psp/dv/24.php

Док. 303724
Перв. публик.: 25.09.03
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 371

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``