В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Чеченский драйв` ловят на всем Северном Кавказе Назад
`Чеченский драйв` ловят на всем Северном Кавказе
На прошедшем вчера совещании президента России с членами правительства министр внутренних дел Рашид Нургалиев доложил об итогах контртеррористической операции в Кабардино-Балкарии - трое боевиков были уничтожены, их пособники схвачены. Правоохранительные органы, отметил министр, заранее имели информацию о том, что руководителям бандформирований "карачаево-черкесского джамаата была поставлена конкретная задача по проведению диверсионно-террористических актов в России".
На что Владимир Путин с явным раздражением заметил: "Не надо употреблять их терминологию - джамаат какой-то... Бандиты - они и есть бандиты". Президент позитивно оценил итоги спецоперации в Нальчике. "В дальнейшем в таком же режиме нужно работать и дальше, и пожестче с ними, пожестче", - подчеркнул он.
Операции по уничтожению террористов, подобные проведенной в минувшие выходные в Кабардино-Балкарии, ранее уже проходили и в самой этой республике, и в Назрани (Ингушетия), и в Махачкале (Дагестан). Появление информации об этом, как и сообщений об обнаружении больших схронов оружия и взрывчатки, в сводках по той же Ингушетии давно стало общим местом. На днях именно там был убит выходец из Кувейта, представитель "Аль-Каиды" Абу-Дзейт. Начальник центра общественных связей ФСБ Сергей Игнатченко представил его в качестве координатора террористической деятельности на Северном Кавказе.

На вчерашней пресс-конференции президент Ингушетии Мурат Зязиков рассказал о ходе расследования событий в ночь на 22 июня прошлого года, когда в результате нападения боевиков в республике были убиты около ста человек, главным образом, сотрудников правоохранительных органов. В суде уже находятся 13 уголовных дел, к которым, по словам президента, вскоре прибавятся еще 40. "Расследование продолжается, устанавливаются организаторы, вдохновители и те, кто финансировал это нападение", - отметил Зязиков, в очередной раз назвав банду "интернациональным сбродом в худшем понимании этого слова".

Несколько странно, что, несмотря на обилие спецопераций в Ингушетии и тенденцию к росту их количества и масштабов, Мурат Зязиков заявил, что его республика никогда не станет "горячей точкой". "Там никогда не будет контртеррористической операции, - убежден он. - Там всегда будут действовать законы и Конституция России". Действуют ли они там сейчас - большой вопрос. Впрочем, по мнению экспертов, наблюдающих события в Ингушетии изнутри, президент республики - довольно слабый региональный лидер, не вполне справляющийся со своими обязанностями и вполне это осознающий.

Бессилие президентов других национальных республик Северного Кавказа, проявившееся в неумении разрешить мирными средствами даже самые обычные конфликты, не имеющие национальной или религиозной подоплеки - вспомним постоянные разъезды по северокавказским республикам полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака - заставляют усомниться в их компетентности и политической воле. Недаром весьма широкое распространение получает сейчас идея назначения на Северный Кавказ "русских генерал-губернаторов", которые, не будучи втянутыми в местные разборки, смогли бы если не примирить, то хотя бы уравновесить враждующие кланы, добившись тем самым относительной стабильности в регионе.

Корень зла, лежащий в основе необходимости проведения то здесь, то там всё новых спецопераций, для многих очевиден - неразрешенная чеченская проблема. Боевики, оружие, приемы и методы борьбы с законом и правопорядком расползлись по Северному Кавказу именно из Чечни. Там проходили боевую подготовку многие члены "джамаатов". У чеченских боевиков учились они умению стоять насмерть, не сдавать друзей и не сдаваться самим. Там же постигали основы различных направлений исламского фундаментализма.

Кстати, распространяющаяся идеология духовного превосходства, якобы присущего чеченским боевикам, пожалуй, станет в будущем не меньшей опасностью, чем сегодняшнее создание вдохновленных их "подвигами" банд в других республиках Северного Кавказа. При рассказах о чеченской "доблести" горят глаза не только у некоторых молодых ингушей. С уважением, а нередко чуть ли не с благоговением говорят о "борьбе чеченцев за свободу и независимость" не одни лишь соседи по региону - такие разговоры слышны и среди крымских татар, и, например, в Абхазии.
Разумеется, восторгаются боевиками далеко не все, но распространенность таких настроений в молодежной среде очевидна - вместе с соответствующим отношением к России и русским. И с этими установками подрастающего поколения российскому государству придется столкнуться уже в самое ближайшее время.

Нерешенность чеченской проблемы, на фоне чуть ли не ежедневно транслируемых по телевидению победных реляций об открытии в Чечне то нового центра досуга молодежи, то еще какого-либо сугубо мирного заведения, окончательно загнала ее в тупик. Если в Грозном всё хорошо, отчего возникают все эти "джамааты" в соседних республиках? Кто раскручивает тему желательности отделения от России республик Северного Кавказа и создания некоего северокавказского квазигосударства?
Если даже в Северной Осетии (конечно же, "в определенных кругах") идея отторжения региона от России, по-видимому, больше не вызывает резко отрицательных эмоций - что же говорить о других национальных республиках, вовлеченность которых в российское экономическое, политическое и правовое пространство не столь сильна? Москва не дает ответа...

Наконец, заставляет задуматься национальный состав боевиков, уничтоженных в ходе последней спецоперации в Нальчике. Это - 27-летний житель Волгодонска Виктор Сенченко, 30-летний грозненец Игорь Луканин и 32-летний Аслан Темирбулатов из Карачаевска. Славянские фамилии, как мужские, так и женские, не в первый раз появляются в списках уничтоженных или разыскиваемых боевиков. Достоверная статистика по этому вопросу отсутствует, однако если судить по активности "новообращенных" в СМИ и на разных форумах в Интернете, то число Маш, становящихся Лейлами, и Игорей, откликающихся ныне на имя Ахмет, становится всё больше.
И этот факт как-то уж очень откровенно перекликается с модой некоторой части российской молодежи на "чеченский драйв". Да, таких молодых людей пока не столь много - но они есть, и тенденция к росту их числа - очевидна.

22.02.2005
http://www.rosbalt.ru/2005/02/22/197470.html

Док. 303718
Перв. публик.: 22.02.05
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 254

  • Зязиков Мурат Магометович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``