В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тезисы выступления Председателя Счетной палаты РФ С.В.Степашина на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам 25 июня 2001 года Назад
Тезисы выступления Председателя Счетной палаты РФ С.В.Степашина на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам 25 июня 2001 года
О работе Счетной палаты
Российской Федерации в 2000 году


Количественные итоги нашей работы в 2000 году таковы:

Провели 390 контрольных мероприятий более чем на 1890 объектах в 72 регионах. Выявлено нецелевого использования бюджетных средств, а также ущерба на сумму 63,2 млрд. рублей, из которых 4,2 млрд. возвращено в бюджет.

По поручениям палат Федерального Собрания, обращениям членов Совета Федерации и депутатов Думы проведено 56 проверок.

В числе наиболее значимых мероприятий - проверки крупнейших компаний ("ЕЭС России", "Газпром", "ОНАКО", "Славнефть", "Росвооружение", "Автосельхозмашхолдинг"); общенациональных электронных СМИ (ОРТ, ВГТРК); контрольные мероприятия в Чеченской Республике. Большинство из этих проверок проведено по поручениям Думы.

По результатам контрольных мероприятий направлено 611 представлений и 6 предписаний.

Провели ревизии бюджетов двух лет - 1998 и 1999, причем ревизию за 1999 год - впервые в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса. Подготовили заключение на проект бюджета на 2001 год. Осуществляли оперативный контроль, результаты которого были учтены в постановлении Думы по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2000 года, а также в законе о внесении изменений в бюджет 2000 года в связи с получением дополнительных доходов.

Что касается содержательной стороны, то главное внимание уделялось повышению эффективности, результативности и качества работы.

Добились устранения некоторых недостатков в налоговом и бюджетном процессах. Введен в действие новый порядок учета доходов и их распределения между бюджетами разных уровней по установленным нормативам. Изменен ранее действующий порядок уплаты налогов в ЗАТО. Прекращена практика заключения неправомерных соглашений по уплате налоговых платежей с "Газпромом". Приняты меры по приведению взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами Республики Башкортостан и Республики Татарстан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подготовлен ряд законодательных инициатив, направленных на развитие государственного финансового контроля и усиление роли Счетной палаты.

Для повышения результативности работы действовали по трем главным направлениям: развивали взаимоотношения с Президентом, правоохранительными органами, контрольно-счетными органами в регионах.

Совместно с ФСБ, ФСНП, МВД и Генпрокуратурой провели 22 контрольных мероприятия, возбуждено 20 уголовных дел.

Провели Всероссийское совещание руководителей контрольно-счетных органов субъектов федерации, создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации. Выстраиваем вертикаль государственного финансового контроля.

Впервые после образования СНГ провели совещание руководителей высших контрольно-ревизионных органов Содружества, создали постоянно действующий Совет.

Над чем работаем, и будем работать в текущем году?

Меняем технологию составления оперативного отчета. Ежемесячные отчеты надо сделать промежуточными документами, предназначенными для внутреннего пользования в самой Счетной палате. А ежеквартальные отчеты увяжем по формату с отчетами, которые готовит Правительство в соответствии с Бюджетным кодексом.

Хотим перестать "стрелять из пушки по воробьям". Уходим от "мелкотемья", увязываем проверки в единые программно-целевые комплексы (нефть, транспорт, энергетика, межбюджетные отношения). Такие проверки дают целостное представление о финансово-экономических взаимоотношениях крупных народно-хозяйственных комплексов и отраслей с федеральным бюджетом. Их результаты позволяют выйти на аналитические обобщения общенационального масштаба и обеспечить контроль выполнения стратегических задач бюджетной политики.

В целях повышения результативности проверок и экономии средств переходим к комплексным проверкам субъектов федерации вроде тех, которые были осуществлены нами в Чеченской Республике, Республике Калмыкия и Калининградской области.

Начинаем анализировать существующие дисбалансы и диспропорции бюджетного процесса.

Особое внимание, в том числе в связи с переговорами о присоединении России к ВТО, нами будет уделено анализу эффективности тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, действенности предоставленных таможенных и иных льгот в части привлечения инвестиций в российскую экономику, стимулирования отечественных производителей.

Первостепенное значение будем продолжать уделять проблеме внешнего долга, достоверности и полноте учета государственных внешних заимствований.

Сконцентрируемся также на вопросах эффективности доходной части бюджета (прибыль от государственных предприятий и государственной собственности, состояние налогового процесса и сбор налогов в регионах, в отраслях экономики и крупных хозяйственных комплексах, уплата акцизов на спирт и алкогольную продукцию).

Результат нашей деятельности видим в предложениях по совершенствованию действующего законодательства, которые позволили бы предотвратить нарушения в дальнейшем и повысить эффективность использования средств федерального бюджета.

Что мешало и мешает нашей работе?

Нам не хватает административного ресурса и сил, чтобы обеспечить эффективный и комплексный государственный финансовый контроль, принять к нарушителям действенные меры. Требования наших представлений и предписаний исполняются очень плохо. Сотрудничество с Правительством и Минфином, хотя и развивается, но трудно и медленно. Нам оказывают сопротивление. Не все гладко с финансированием.

Наши отчеты, направляемые в Государственную Думу, в том числе по проверкам, проведенным по ее поручениям, вряд ли самой Думе нужны. Реакции чаще всего никакой.

Есть вопросы и нашего внутреннего плана - новые аудиторы, распределение их обязанностей и т.д.

Но главное - недостаточное правовое обеспечение. Закон о Счетной палате устарел и мешает нам далее развиваться. Поправки к нему жизненно необходимы.

Прежде всего, это касается предоставления нам права обращаться в суды и арбитражные суды в защиту государственных интересов в связи с выявленными финансовыми нарушениями, списывать в безакцептном порядке незаконно удерживаемые и неперечисленные средства федерального бюджета, применять административные меры пресечения финансовых правонарушений, создавать отделения Счетной палаты и ее подразделения в регионах.

Для реального обеспечения нашей независимости нужно предусмотреть право обращения Счетной палаты с просьбой о выделении необходимых финансовых средств непосредственно в Государственную Думу, как орган, принимающий бюджет (что соответствует нормам Лимской декларации, принятой IX Конгрессом ИНТОСАИ).

Для повышения ответственности государственных органов за нарушения при исполнении бюджетов и управлении федеральной собственностью нужно ускорить внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.

Налицо необходимость внесения изменений в закон о Центральном банке (наделить Счетную палату правом проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России, осуществлять контроль за использованием находящейся в его ведении государственной собственностью, за образованием прибыли и перечислением ее в федеральный бюджет, изменить порядок установления учетной политики).

Нужно также законодательно определить порядок представления на финансовую экспертизу в Счетную палату нормативных правовых актов федеральных органов власти, предусматривающих расходы, влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета.


25 июня 2001 года
http://www.ach.gov.ru/psp/dv/07.php


Док. 303652
Перв. публик.: 25.06.01
Последн. ред.: 14.05.07
Число обращений: 358

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``