В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад Председателя Счетной палаты РФ С.В.Степашина на совещании руководителей контрольно-счетных органов РФ Северо-Западного федерального округа 13 июля 2001 года Назад
Доклад Председателя Счетной палаты РФ С.В.Степашина на совещании руководителей контрольно-счетных органов РФ Северо-Западного федерального округа 13 июля 2001 года
Уважаемые участники совещания! Коллеги!
Друзья и товарищи!

Хочу сразу проинформировать вас о некоторых результатах работы Счетной палаты, которые, так или иначе, затрагивают почти каждого жителя России. Я имею в виду, прежде всего, исполнение федерального бюджета за I полугодие текущего года. Буквально на днях Коллегия Счетной палаты рассмотрела и утвердила подготовленный нами оперативный отчет об исполнении бюджета за январь-июнь 2001 года. К каким выводам мы пришли?

Несмотря на замедление темпов экономического роста, макроэкономические условия реализации бюджета в целом сохранялись благоприятными. Можно уже с высокой степенью уверенности сказать, что объем ВВП (7 трлн. 750 млрд. рублей), заложенный в расчеты бюджета, будет превышен.

По доходам бюджет исполнен на 120% от показателя, установленного законом о бюджете на I полугодие. Такое перевыполнение связано и с положительной динамикой основных макроэкономических показателей, и с ростом инфляции, и с определенными достижениями Правительства по сбору налогов и других обязательных платежей.

Вместе с тем, исполнение расходной части бюджета отстает от показателей, предусмотренных законом. Так, расходы исполнены лишь в объеме 93 % к показателю, установленному бюджетной росписью на первое полугодие. Причем исполнение расходов осуществлялось неравномерно и непропорционально. В полном объеме или с превышением расходы исполнены только по 4 из 26 разделов функциональной классификации расходов.

Уровень исполнения расходов, направленных на обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, воспроизводство научного потенциала, социальную сферу, не позволяет считать их приоритетными, как это было определено Бюджетным посланием Президента на 2001 год.

Об итогах исполнения бюджета за I полугодие Счетная палата проинформировала и Государственную Думу, и Президента.

Серьезную угрозу представляет, на наш взгляд, инфляция. Уже по итогам I полугодия мы практически вышли на показатели, заложенные в бюджет на год (12%). Высокие темпы инфляции непосредственно сказываются на уровне жизни людей, особенно малообеспеченных, а также тех, кто получает фиксированные доходы. В первую очередь это пенсионеры. А их очень много и в Санкт-Петербурге, и в Северо-западном округе в целом. Поэтому предотвращение высокой инфляции является также задачей и социальной важности.

Нельзя не видеть проблему, представляющую угрозу экономической безопасности региона - увеличение дифференциации доходов граждан, имущественное расслоение населения. Степень этого расслоения особенно остро ощущается здесь, в Санкт-Петербурге. Гипертрофированная концентрация финансовых ресурсов характерна не только для Москвы. Так, на сегодняшний день, почти половина доходов всех региональных бюджетов Северо-Западного федерального округа сконцентрирована в бюджете Санкт-Петербурга. Однако насколько эффективно осуществляется распоряжение этими ресурсами? Куда уплывают весьма значительные финансовые потоки?

Тревожная демографическая ситуация сложилась в регионе. Устойчивая тенденция превышения смертности над рождаемостью ведет к подрыву трудовых ресурсов Северо-Запада. Особо велики потери населения в Псковской и Новгородской областях. Разумеется, страна в целом стареет и рождаемость почти не растет: каждый год население России сокращается примерно на полмиллиона человек. Демографические прогнозы на будущее в масштабах государства сродни уже не угрозам, а грядущим катастрофам. Но ведь нельзя все списывать на воздействие факторов всеобщего характера. Есть причины специфические для региона: бурный поток переселенцев из северных районов, большой износ зданий - технических и жилых, хроническое недофинансирование статей расходов на здравоохранение, на социальную поддержку населения и т.д. И все это на фоне тотального и откровенного воровства - извините, будем вещи называть своими именами. Возьмем, к примеру, Ленинградскую область. Имея мощную экономическую базу, она ныне прочно сидит на "кредитной игле". Прежним руководством области была организована настоящая "кредитная карусель": под громадные проценты брались кредиты на строительство школ (где нет школьников), дорог, мостов, портов, аэродромов и т.д. При этом ничего практически не строилось, а деньги "испарялись". Область и поныне в долгах. Какое уж тут здравоохранение...

Серьезную озабоченность вызывает и состояние окружающей природной среды Северо-Западного региона. На его территории сосредоточено огромное количество атомных объектов, множество выработавших свой ресурс нефтепроводов, развиваются процессы закисления вод. Требуются безотлагательные меры и значительные финансовые отчисления для охраны окружающей среды Северо-Запада, но, увы, приходится с сожалением констатировать, что за последние годы в округе наблюдается чрезвычайное недофинансирование экологической составляющей бюджетов всех уровней.

Перечень тревожных проблем Северо-Запада можно было бы и продолжить, но гораздо важнее, думается, ответить на вопрос: что же нужно для того, чтобы решить эти проблемы? Ответ мой прост: во-первых, всем, кому доверена власть, избавиться от дефицита стратегического мышления; во-вторых, создать всеобъемлющую систему государственного финансового контроля. Сказанное, разумеется, относится не только к Северо-Западу, но в равной мере и к другим регионам России. Поясню на конкретных примерах.

Стратегическое мышление и связанное с ним умение предвидеть последствия принимаемых решений. Его ведь в книжной лавке не купишь и вместе с указом о назначении на высокую должность не получишь. Оно определяется скорее всего состоянием души, чем ума. Достопочтенный Дмитрий Сергеевич Лихачев как-то заметил: "Самое большое мужество ученого - вовремя признавать свои ошибки". Это суждение, думается, применимо и для политика, и для руководителя любого ранга, мужество которых заключается прежде всего в том, чтобы честно признать допущенные ошибки. Признать для того, чтобы исправить.

Система долгосрочного и среднесрочного прогнозирования и программирования по-особому важна сегодня для регионов России. Лишь те регионы смогут вырваться вперед и достичь устойчивого развития, которые сумеют определить приоритетные направления экономической стратегии, сконцентрировать на них ресурсы и соответствующим образом структурно перестроить экономику региона. При этом второстепенные задачи не должны вылезать на первый план и оттеснять приоритетные. Недопустимо распылять бюджетные средства на многочисленные стройки и объекты, плодить "незавершенку".

К сожалению, для большинства государственных чиновников характерны слабая прогнозная подготовка, узость стратегического мышления, слепое копирование зарубежного опыта.

В ходе подготовки оперативного отчета об исполнении федерального бюджета за январь-июнь 2001 года Счетная палата Российской Федерации сделала вывод о недостаточной надежности прогноза основных макроэкономических показателей. Аналогичная ситуация, похоже, складывается и с проектом бюджета на 2002 год. Уже сейчас многие наши специалисты серьезно обеспокоены.

Опасения связаны с тем, что источником профицита федерального бюджета будущего года явится не только повышение его доходной части, но и сокращение расходных статей; предполагается явная переориентация государства на чисто фискальные меры, а не на цели стратегического развития; усилится зависимость регионов от центрального финансирования. Мы небезосновательно прогнозируем, что налоговые нововведения Правительства приведут регионы к значительным потерям ресурсных платежей. При этом региональные потери будут распределяться неравномерно.

Настораживает и то, что значительное сокращение федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2002 году, предполагается осуществить за счет сокращения программ, направленных на развитие регионов. Разумеется, нет никакого смысла плодить громадье федеральных программ, не обеспеченных реальным финансированием. Так, из 127 федеральных целевых программ в первом полугодии 2001 года не профинансированы ни по одному виду расходов 19 программ. Однако и забвение интересов регионов вряд ли можно назвать разумным. Так, в перечне федеральных целевых программ на 2002 год, предложенных Минэкономразвития России, в разделе "Региональный паритет" для Северо-Запада предусмотрена лишь одна программа - "Развитие особой экономической зоны в Калининградской области".

Кстати, как показали наши проверки, результаты восьмилетнего существования свободной экономической зоны на территории Калининградской области далеко неоднозначны. Беспошлинный режим привел к значительному превышению ввоза над вывозом. При этом импортируются не технологии или оборудование, а потребительские и продовольственные товары. Особая экономическая зона по существу превратилась в торговую. Инвестиции, вопреки ожиданиям, не влились бурным потоком в экономику области. И по сей день она сильно зависит от финансовой поддержки из Центра. Для чего нужна, спрашивается, такая свободная экономическая зона? Пожалуй, свободной ее можно считать лишь для разгула коррупции и стяжательства.

Анализ федеральных бюджетов последних лет и проекта на будущий год свидетельствует о том, что наметился отказ от активного использования возможностей бюджетной политики для стимулирования инвестиционной и инновационной активности, структурной перестройки и модернизации экономики. А если добавить к этому прогрессирующую опасность техногенных катастроф, растущие долговые обязательства, сильную зависимость экономических показателей от конъюнктуры мировых цен на нефть, явную криминализацию высокодоходных отраслей экономики, то становится очевидной необходимость энергичных и экстренных мер, сопрягаемых с разработкой и принятием такой стратегии социально-экономического развития России, которая в полной мере отвечала бы интересам народа и снимала бы существующие угрозы национальной безопасности.

Отрадно, что одна из таких реальных угроз, сильно воздействующих на экономические процессы в масштабах государства и регионов, уже сегодня снята с повестки дня. Можно сказать, что задача, поставленная Президентом Российской Федерации - остановить "расползание" государственности - в целом решена, распад системы государственной власти в России остановлен. Это вполне очевидно на примере Северо-Западного федерального округа: здесь почти все нормативно-правовые акты приведены в соответствие с Конституцией страны и федеральными законами, последовательно налаживается взаимодействие всех властных институтов, правоохранительных органов.

А ведь, как мне известно, как нелегко было полпреду Президента России в Северо-Западном федеральном округе преодолеть сопротивление местных элит и наладить конструктивное взаимодействие с ними. Оказавшись в затруднительной ситуации, надо не искать виновного вовне, а начинать с себя и больше полагаться на свои собственные силы. Руководство Северо-Западного федерального округа именно так и действует. Не дожидаясь стратегических предначертаний из Центра, оно разработало "Доктрину развития Северо-Запада России". Интересный и показательный для других регионов документ! В нем выделены приоритетные направления и принципы развития Северо-Запада, раскрыты возможности новой институциональной структуры управления развитием региона. В качестве пожелания могу сказать, что при доработке доктрины необходимо конкретизировать многие ее положения, больше внимания уделить механизму реализации намеченных направлений развития Северо-Запада, в частности - механизму государственного и общественного контроля.

Как вы знаете, в декабре прошлого года мы провели Всероссийское совещание руководителей контрольно-счетных органов. Обращаясь к участникам совещания, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подчеркнул: "Организация надежного контроля за целевым использованием бюджетов и использованием государственного имущества - одно из важнейших условий построения сильного и благополучного государства, защиты интересов его граждан". В этих словах видятся не только пожелания, адресованные нам, финансовым контролерам, но и конкретная задача, стоящая перед всеми институтами власти. Для решения этой задачи необходимо сформировать всеобъемлющую систему государственного финансового контроля, составными элементами которой явились бы федеральная Счетная палата, контрольно-счетные органы субъектов федерации, а также структуры финансового контроля, осуществляющие свою деятельность в рамках федеральных округов. Без такой системы, я убежден, ни одна из острейших социальных проблем не будет решена, ни о каком возрождении и процветании регионов не может быть и речи. Пусть даже Международный валютный фонд завалит нас кредитами.

Что уже сделано и что необходимо сделать для создания системы государственного финансового контроля - цельной, жесткой и результативной? Выделю несколько групп важнейших проблем.

Во-первых, законодательное обеспечение деятельности контрольно-счетных органов.

За более чем шестилетний срок деятельности Счетная палата Российской Федерации накопила огромный опыт практической работы, который со всей очевидностью показал необходимость принципиальных уточнений и дополнений как в основной закон, регламентирующий деятельность Счетной палаты, так и в некоторые другие законы Российской Федерации.

Так, законодательно не закреплен ряд важнейших полномочий Счетной палаты, позволяющей ей не только выявлять финансовые правонарушения, но и способствовать более эффективному их устранению, а также возврату средств в федеральный бюджет.

Для восполнения этих и других пробелов в действующем законодательстве Счетная палата инициировала разработку законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации".

Подготовленный законопроект предусматривает подчиненность Счетной палаты только Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации, отчетность о своей деятельности не только палатам Федерального Собрания Российской Федерации, но и главе государства - Президенту Российской Федерации, обязательное включение в планы и программы работы Счетной палаты поручений Президента Российской Федерации, уточнение действий сотрудников Счетной палаты по результатам проведенных контрольных мероприятий. Все эти нововведения соответствуют мировому опыту финансового контроля. Саркастические оценки прессой наших нововведений ("Счетная палата отойдет Президенту", "Счетная палата желает стать кремлевской" и т.п.) ничего общего с действительными намерениями и мировой практикой не имеет. Если уж куда-то и "отойдет" Счетная палата, то только поближе к Его Величеству Закону.

Безусловными новациями в данном законопроекте являются статьи, определяющие изменения существующего порядка формирования Счетной палаты Российской Федерации. Так, назначение Председателя Счетной палаты Государственной Думой предлагается осуществлять по представлению Президента Российской Федерации как главы государства и гаранта Конституции Российской Федерации, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.

С целью более эффективного и обоснованного подбора профессионально грамотных и компетентных специалистов, а также для улучшения взаимодействия членов Коллегии Счетной палаты при решении вопросов, входящих в компетенцию Счетной палаты, предполагается, что по представлению Председателя Счетной палаты будут назначаться на должности и освобождаться от должностей палатами Федерального Собрания Российской Федерации заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.

Комитет по бюджету и налогам рекомендовал данный законопроект к рассмотрению на одном из первых заседаний осенней сессии Государственной Думы. Надеемся, что эта рекомендация найдет понимание и поддержку законодателей.

Есть еще одна правовая проблема, связанная с наделением Счетной палаты правом создавать территориальные (региональные, окружные) подразделения своего аппарата. Необходимость создания таких подразделений сегодня для всех очевидна. Данный законопроект был рассмотрен членами комитета Государственной Думы по бюджету и налогам еще осенью 2000 года и рекомендован Государственной Думе к принятию сразу в трех чтения. Пока, увы, движение законопроекта затормозилось. Думаю, что преодолеем и это торможение.

Наконец-то принята (правда, пока лишь в трех чтениях) "многострадальная" поправка в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" относительно сотрудников Счетной палаты Российской Федерации. Пока не удается распространить действие этой поправки на сотрудников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. И причина тому - отсутствие в федеральном законодательстве четкой регламентации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, неопределенность их правового статуса.

Попытки подготовки рамочного законодательного акта, где решались бы и эти проблемы, предпринимались неоднократно. Проект федерального закона "О государственном финансовом контроле", подготовленный Минфином России, оказался неудачным и был справедливо (с нашей подачи) отвергнут. Минфином России вновь создана рабочая группа по разработке концепции государственного финансового контроля, в которую вошли по согласованию и представители Счетной палаты Российской Федерации. Кроме того, бывшим председателем Контрольно-счетной палаты Москвы, бывшим депутатом Государственной Думы, а ныне аудитором Счетной палаты Российской Федерации Сергеем Олеговичем Шохиным подготовлены проекты федеральных законов "О государственном финансовом контроле" и "Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации". В проектах, по сути, заложена концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации, которую мы разделяем. О перспективах решения этой проблемы, я думаю, расскажет сам Сергей Олегович, присутствующий на нашем совещании.

Вторая группа проблем видится в необходимости совершенствования методики планирования и организации совместных контрольных мероприятий. Кстати, само понятие "совместные контрольные мероприятия" требует уточнения, ибо в действующем законодательстве оно четко не прописано, зафиксировано лишь в типовых формах о двустороннем сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Федерации. Недавно на коллегии Счетной палаты мы утвердили формы типовых соглашений о сотрудничестве в новой редакции и к концу года планируем заключить соглашения со всеми контрольно-счетными органами субъектов Федерации.

К сожалению, Северо-Запад числится у нас в числе отстающих: не заключены пока соглашения с контрольно-счетными органами Архангельской, Калининградской, Псковской областей, Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа, а также с Республикой Коми по причине отсутствия там контрольно-счетного органа. Дело, думаю, поправимое. Соответствующая подготовительная работа нами проведена, все вопросы согласованы и мы готовы в рамках данного совещания подписать соглашения о сотрудничестве с названными контрольно-счетными палатами. В соглашениях, в частности, предусматривается оказание друг другу методической помощи. Реально такая взаимопомощь уже отлажена Ассоциацией контрольно-счетных органов России. То, что представляет интерес для регионов, мы непременно направляем в ваш адрес. Направили недавно заключение на отчет Правительства об исполнении федерального бюджета за 1999 год (интереснейший документ!), методические рекомендации по проверке вопросов организации и ведения бухгалтерского учета, методическое пособие "Организация и анализ деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации", подготовленное Счетной палатой Рязанской области.

Разговор о необходимости совершенствования методики совместных контрольных мероприятий, думается, надо начинать прежде всего с планирования. Вполне очевидно, что охватить всю территорию России сугубо контрольными мероприятиями Счетная палата Российской Федерации при всем своем желании не сможет. Да в этом и не будет особой нужды, если нам удастся наладить строгий и эффективный государственный финансовый контроль во всех, без исключения субъектах Российской Федерации. Важно другое: не превращать контрольно-счетные органы в простой инструмент бухгалтерского учета, а придать нашей совместной работе статус комплексно-целевых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Иными словами, добиться органического единства собственно контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Иначе за деревьями не увидим леса, если будем заниматься простым арифметическим пересчетом там, где нужен глубокий экономический анализ ситуации в регионе.

Необходимо иметь целостное представление о финансово-экономических взаимоотношениях крупных региональных комплексов хозяйствования с федеральным бюджетом. В этом году мы впервые включили в план работы Счетной палаты несколько подобных направлений совместной с регионами деятельности, выделив их в качестве приоритетных. Таких как, например, анализ использования кредитов, полученных под гарантии Правительства Российской Федерации и под гарантии органов исполнительной власти регионов, вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экономической безопасности и т.д. Мы надеемся, что при организации и проведении этих мероприятий нам окажут существенную помощь Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе и его заместители в субъектах федерации.

Со своей же стороны Счетная палата Российской Федерации обязуется не ослаблять внимания к проблемам Северо-Западного региона. Так, во втором квартале текущего года Счетная палата провела контрольные мероприятия на территории 40 субъектов Российской Федерации, 33 процента от общего числа этих мероприятий мы провели на территории Северо-Западного федерального округа. Мною взят под личный контроль вопрос о проверке эффективности и целевого расходования средств федерального бюджета, выделенных Санкт-Петербургу и Ленинградской области в связи с предстоящим в 2003 году празднованием 300-летия основания города.

Разумеется, наше сотрудничество в интересах общего дела могло бы быть более результативным при наличии в федеральных округах структурных подразделений Счетной палаты Российской Федерации. Не дожидаясь принятия соответствующих поправок в федеральное законодательство, я направил свои предложения об организации взаимодействия в ряд федеральных округов, в том числе и Северо-Западный. Надеюсь на понимание и поддержку.

Третья группа проблем связана с реализацией аналитической функции контрольно-счетных органов. Не раз и не два я высказывался на эту тему, говорил о необходимости овладеть искусством глубокого анализа контрольных мероприятий, научиться искать причины, обобщать последствия выявленных нарушений, делать предложения по их предотвращению. Не могу взять грех на душу и сказать, что аналитикой никто у нас не занимается. Есть неплохие аналитические разработки и у нас, и у контрольно-счетных палат субъектов Федерации. Недавно, например, мы рассмотрели на коллегии Счетной палаты аналитическую записку аудитора Ивана Григорьевича Дахова "Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства и повышения эффективности использования бюджетных средств в агропромышленном комплексе России".

Что меня, однако, тревожит? То, что результаты наших аналитических усилий, похоже, мало кого интересуют. А ведь мы в своих аналитических обобщениях выходим порой на уровень общенационального, государственного масштаба, затрагиваем крупные блоки проблем, требующих оперативного реагирования, принятия Государственной Думой, Правительством и Президентом страны жизненно важных решений. Возьмем, к примеру, проблему таможенных платежей. Со времен Петра I доходы от внешней торговли постоянно пополняли казну и государственные чиновники ревностно заботились о своевременности и полноте этих поступлений. В 1995-1999 годах Счетной палатой Российской Федерации были проведены проверки Северо-Западного управления ГТК России по полноте и своевременности начисления и перечисления платежей, в ходе которых выявлено, что федеральный бюджет недополучил за указанный период таможенных платежей на сумму 835,5 млрд. рублей (неденоминированных). 53 процента от этой суммы пришлось на Санкт-Петербургскую таможню. Счетная палата неоднократно обращалась и к законодателям, и к Правительству с анализом причин таможенных нарушений, указывала на необходимость отлаживания механизма работы с должниками. И что? Подобного механизма как не было, так и нет по сей день. Проблема остается нерешенной. Фирмы-"однодневки", получив отсрочки от таможенных платежей, исчезают в неизвестном направлении, а государственная казна несет при этом потери. Надеюсь, что на эту проблему обратит серьезное внимание Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Кстати, сам Президент оперативно и деятельно реагирует на все наши обращения. По 86 запискам, которые я направил в адрес Президента или лично ему доложил, даны конкретные поручения соответствующим структурам. Однако по нашим запискам из Госдумы, как правило, ничего не получаем - иные заботы, видимо, у наших законодателей. Вяло реагирует на обращения Счетной палаты Правительство, нередко присылает формальные отписки по вопросам, затрагивающим острейшие проблемы.

Нам представляется, что объединенными усилиями с федеральным округом необходимо подвергнуть глубокому анализу инвестиционный климат Северо-Западного региона. И не только потому, что регион весьма привлекателен для инвесторов, а еще и потому, что невооруженным глазом видно: если в ближайшее год-два не будут предприняты радикальные меры по, как минимум, трехкратному повышению инвестиционной активности Северо-Запада на основе целевого регулирования финансовых потоков, то через несколько лет может произойти непоправимое. Колоссальный износ основных производственных фондов, разрушение потенциала наукоемких отраслей промышленности, отток из производства высококвалифицированных специалистов - все это года через 3-4 поставит Северо-Запад в полную зависимость от иностранного капитала и, может случиться, приведет к полнейшему торможению развития.

Закладывать основы будущего Северо-Запада нужно уже сегодня. И незамедлительно! Для этого, разумеется, потребуются огромные финансовые ресурсы. Где взять их? Вопрос особый. Скажу лишь о главном, на мой взгляд, - отказаться раз и навсегда от сведения бюджетной политики к формальным вопросам бездефицитности, сокращения расходов и т.п., а придать ей целенаправленность, связанную с преодолением тех структурных диспропорций, которые затрудняют развитие экономики региона. Не зацикливаться на производстве и добыче энергетических ресурсов и сырья, идущих главным образом на экспорт (иначе окончательно увязнем в ловушке сырьевой специализации, выгодной Западу), а направить бюджетную политику на стимулирование конкурентоспособных, наукоемких отраслей и производств, обладающих значительным потенциалом опережающего роста на мировом рынке.

Эффективная бюджетная политика предполагает консолидацию усилий Центра и федерального округа. Со своей стороны мы обязуемся оказывать всяческую поддержку Северо-Западному федеральному округу: методологическую, экспертно-аналитическую, организационную.

В этой связи хочу особо выделить четвертую группу проблем - организационных. Прежде всего хочется верить, что на Северо-Западе будет создано единое поле государственного финансового контроля и заполнен вакуум в тех субъектах Федерации, где нет контрольно-счетных палат. Я имею в виду Новгородскую область и Республику Коми. Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации готова поделиться опытом, методическими материалами, оказать необходимую помощь в организации контрольно-счетных палат названных субъектов Федерации и принять их в свои ряды. Дело за немногим - нужна политическая воля руководителей Новгородской области и Республики Коми.

Не сомневаюсь в том, что недалек тот день, когда Счетная палата Российской Федерации откроет в Северо-Западном федеральном округе свое территориальное представительство и соединит более прочно усилия со всеми контрольными и правоохранительными результативности консолидации: в прошлом году Счетная палата Российской Федерации провела совместно с правоохранительными органами 22 контрольных мероприятия; по нашим материалам в 2000 году возбуждено 20 уголовных дел, а за полгода нынешнего - еще 20. Реализуя на практике соглашения о сотрудничестве с Генпрокуратурой, МВД, ФСБ, налоговой полицией, нам удалось предотвратить миллиардные потери государственных финансовых средств.

Первым реальным шагом на пути укрепления взаимодействия и консолидации усилий в рамках Северо-Западного федерального округа может стать создание здесь отделения Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации. Особых затрат для этой цели не понадобится, а польза, следует ожидать, будет немалой.

Подобные отделения мы уже создали в Уральском и Центральном федеральных округах, намерены после Северо-Запада перейти к другим регионам России. Задача по сути своей проста: структурно упорядочить Ассоциацию и приблизить федеральный Центр к регионам с тем, чтобы обеспечить высокую оперативность и результативность совместных действий в области государственного финансового контроля, добиться неотвратимости наказания за нарушение бюджетного законодательства и неукоснительного возмещения причиненного государству ущерба.

В завершение нашего разговора хочу затронуть группу особых проблем, требующих совместного решения, - проблем этических. Каждая профессия предъявляет к своим представителем специфические моральные требования. Кодексы профессиональной этики регулируют поведение врачей, учителей, судей, военных, представителей многих других профессий. Вполне очевидной является необходимость придерживаться этических норм в своей деятельности и для финансовых контролеров. Например, для американских дипломированных бухгалтеров-экспертов выработаны целых три кодекса: общепринятые принципы бухгалтерского учета, общепринятые нормы аудита, кодекс профессиональной этики.

Создавая Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации, мы взяли на себя обязательство разработать свой Этический кодекс. Работа в этом направлении ведется. Приглашаю всех участников совещания внести свою лепту в это важное дело. А на Всероссийском совещании руководителей контрольно-счетных органов, которое запланировано на декабрь, мы могли бы обсудить и принять Этический кодекс государственного финансового контролера. Данный кодекс, надеюсь, поможет всем нам по-новому осмыслить свое предназначение и свою особую ответственность перед Отечеством.

Благодарю Вас за внимание!

Санкт-Петербург, 13 июля 2001 года
http://www.ach.gov.ru/psp/dv/08.php


Док. 303651
Перв. публик.: 13.07.01
Последн. ред.: 14.05.07
Число обращений: 411

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``