В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тезисы выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на пленарном заседании Совета Федерации 14 ноября 2001 года Назад
Тезисы выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на пленарном заседании Совета Федерации 14 ноября 2001 года
О работе Счетной палаты Российской Федерации в 2000 - 2001 годах


1. За 2000 год и 9 месяцев 2001 года Счетная палата провела 613 проверок более чем на 2200 объектах почти во всех регионах. Сумма выявленного нецелевого использования бюджетных средств за 2000 год - 23,2 млрд. рублей. В федеральный бюджет возвращено 4,6 млрд. рублей. Кроме того, за 2000 год нами выявлено недопоступление в бюджет налоговых и таможенных платежей на сумму 41,7 млрд. рублей. По поручениям палат Федерального Собрания, обращениям депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации проведено 77 контрольных мероприятий.

В 2000 году завершены проверки РАО "ЕЭС России", "Газпрома", "Росвооружения", "Автосельхозмашхолдинга", ОРТ, ВГТРК, Чеченской Республики. В 2001 году проверили МПС, Нижегородскую и Калининградскую области, использование средств, выделенных на ликвидацию последствий наводнения в г. Ленске.

Счетной палатой проведена предварительная предпродажная оценка компании "ОНАКО", оценена эффективность работы "Славнефти". При проверке "Роснефти" нам удалось добиться возврата активов "Краснодарнефтегаза". Прорабатывался вопрос о целесообразности продажи части акций "ЛУКойла".

В 2000 году проводились ревизии бюджетов сразу двух лет - 1998 и 1999. Сейчас мы завершаем подведение итогов ревизии бюджета за 2000 год.

По результатам проведенных в 2000 и 2001 годах контрольных мероприятий направлено более 900 представлений.

Некоторые контрольные мероприятия Счетной палаты дают результаты, ощутимые в рамках всей страны.

Так, в соответствии с нашими предложениями Минфин ввел новый порядок учета доходов и их распределения между бюджетами разных уровней по установленным нормативам. Изменен порядок уплаты налогов в ЗАТО. Взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетами Башкортостана и Татарстана приведены в соответствии с федеральным законодательством. Прекращена практика заключения неправомерных соглашений по уплате налоговых платежей с "Газпромом".

Вместе с тем, в ряде случаев Правительство самоустраняется от рассмотрения наших представлений.

2. Особое внимание уделялось в отчетном периоде межбюджетным отношениям.

Счетная палата ежемесячно направляла в палаты Федерального Собрания, а с октября 2000 года и полномочным представителям Президента во всех федеральных округах оперативный отчет о фактически полученных средствах из федерального бюджета субъектами и закрытыми административно-территориальными образованиями (ЗАТО). В целом, эта работа ведется нами с 1997 года. Она отнимает довольно много сил, и на сегодняшний день оперативный отчет Счетной палаты о фактически полученных субъектами федерации средствах из федерального бюджета является документом высокой степени достоверности, не имеющим в стране аналогов. Хотелось бы знать, насколько эта информация действительно нужна членам Совета Федерации.

Проблемы межбюджетных отношений также были в центре нашего внимания при подготовке заключений Счетной палаты на проекты федеральных бюджетов на 2001 и 2002 год. Мы отмечали, что отдельные, ежегодно предлагаемые Правительством, нововведения пока еще не стали основой целостной и стабильной системы межбюджетных отношений.

Продолжается наблюдаемая с 1998 года тенденция снижения доходов региональных бюджетов в совокупных доходах консолидированной бюджетной системы. Так, если в 1997 году эта доля составляла 60,3%, то в 2001 году - 49 %; а в 2002 году - 45,2 %.

Доля налоговых доходов региональных бюджетов в общих налоговых доходах консолидированного бюджета 2002 года составляет, например, лишь 37,8%, что противоречит статье 48 Бюджетного кодекса (должно быть не менее 50%).

Продолжается централизация бюджетной системы, что не совпадает с общими установками на развитие бюджетного федерализма, создает трудности в сбалансированности бюджетов разных уровней и особенно бюджетов органов местного самоуправления.

В то время как, например, федеральный бюджет на 2002 год, запланирован с существенным профицитом, значительная часть расходов некоторых региональных бюджетов не обеспечена источниками финансирования.

В целом, концентрация финансовых ресурсов в федеральном бюджете за счет уменьшения доходной базы бюджетов регионов по-прежнему не предусматривает адекватного перераспределения ответственности центра и территорий за финансирование социально значимых расходов.

До сих пор нет четкого разделения предметов ведения региональных и федерального бюджетов, законодательно утвержденных минимальных государственных социальных стандартах и обоснованных нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, как этого требуют Бюджетный кодекс и Концепция реформирования межбюджетных отношений. Не в полной мере задействованы механизмы, стимулирующие рост собственных доходов территорий, отсутствует комплексный подход к оказанию финансовой помощи регионам. Сохраняются возможности субъективных решений при распределении средств финансовой помощи территориям.

3. Одним из приоритетов своей деятельности за последние два года Счетная палата считает развитие взаимодействия с контрольно-счетными органами регионов. При проведении проверок в регионах мы стараемся привлекать контрольно-счетные органы самих субъектов федерации. Оказываем им методическую помощь, помогаем в подготовке кадров.

В декабре 2000 года нами было организовано Всероссийское совещание руководителей контрольно-счетных органов, в работе которого приняли участие представители 69 субъектов федерации. На этом совещании была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации.

К концу 2001 года планируется заключить соглашения о сотрудничестве со всеми действующими контрольно-счетными органами субъектов федерации. Все больше проверок Счетная палата старается проводить совместно с ними.

Помимо Чеченской республики в числе проверок регионов можно упомянуть ревизию использования и возврата "золотых" кредитов, полученных Республикой Саха (Якутия), проверки использования средств, выделенных на "северный завоз", комплексные проверки в Республике Калмыкия, Нижегородской и Калининградской областях.

4. Для повышения результативности работы Счетной палаты особое внимание уделялось также взаимодействию с Президентом и правоохранительными органами.

Президенту за 2000-2001 годы направлено около 60 информационных писем.

Организована совместная работа с ФСБ, ФСНП, МВД и прокуратурой почти по 90 контрольным мероприятиям. За 2000 год и 9 месяцев 2001 года по материалам Счетной палаты возбуждено 48 уголовных дел.

5. Основные задачи Счетной палаты на ближайшую перспективу видятся в следующем. Будет сокращено число проверок, которые давали мало эффекта, требовали много средств и к тому же нередко были ангажированы. По-прежнему много внимания будет уделяться подготовке заключения Счетной палаты на проект закона о федеральном бюджете. Здесь усилия будут сосредоточены на трех направлениях.

Во-первых, будет дана оценка реалистичности доходной части бюджета и всех основных резервов ее пополнения.

Во-вторых, будет определено соответствие объемов и структуры бюджетных расходов целям и задачам, сформулированном в ежегодном Бюджетном послании Президента.

Наконец, мы дадим оценку взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами других уровней.

Первостепенное значение будет придаваться проблеме внешнего долга. Это касается как достоверности и полноты учета, так и эффективности управления долгом. Считаем также, что вопрос о реструктуризации части долга бывшего СССР надо считать до сих пор открытым.

Больше внимания Счетная палата будет уделять анализу финансовых рисков в сфере формирования и использования государственных финансовых ресурсов, разработке стандартов государственного аудита и внедрению современных стандартов отчетности ИНТОСАИ.

В связи с переговорами о присоединении России к ВТО мы будем анализировать эффективность тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Будет повышена эффективность контроля за состоянием налогового процесса и сбором налогов в регионах, в отраслях экономики и крупных хозяйственных комплексах. Объектами пристального внимания останутся уплата акцизов на спирт и алкогольную продукцию, прохождение налоговых платежей через банковскую систему.

Большое значение будет придаваться проблеме эффективности использования государственного имущества. Предлагаем установить порядок, согласно которому приватизация предприятий, имеющих стратегическое значение, осуществляется только после представления Счетной палатой заключения о предпродажной подготовке и начальной цене.

Считаем, что для повышения эффективности бюджетного планирования и бюджетного процесса уже давно необходимо провести полную инвентаризацию всех активов государства (включая интеллектуальную собственность) и всех пассивов (обязательств).

О необходимости такой инвентаризации Президент говорил еще год назад. В некоторых министерствах (например, Минприроды России) такую работу даже начали, но потом почему-то бросили. Мы должны точно знать, какими ресурсами располагаем и насколько эффективно их используем для выполнения своих внешних и внутренних обязательств. Причем это относится не только к федеральной, но и к региональной власти.

Очевидно, что для решения этой задачи возможностей одной Счетной палаты недостаточно: необходима, как минимум, помощь других федеральных ведомств и руководства регионов.

Счетная палата планирует продолжать комплексные проверки субъектов федерации вроде тех, которые были осуществлены в Чечне, Калмыкии, Нижегородской и Калининградской областях, уделять большое внимание межбюджетным отношениям. Здесь мне бы хотелось высказать несколько соображений.

Во-первых, абсолютно прав Президент, который считает, что государство это не только федеральный центр (соответственно, федеральный бюджет), но и регионы (бюджеты субъектов федерации). Противопоставлять одно другому бессмысленно и неправильно.

Во-вторых, необходима система мотивации сбора средств в бюджеты разных уровней. Нынешняя централизация средств, по мнению некоторых глав администраций, ни к чему не стимулирует. Соответственно, мотивация должна быть дифференцирована - для дотационных регионов одна политика, для доноров - другая.

В-третьих, реформа ЖКХ и социальная политика требует согласованного решения в центре и регионах. Прежде всего, должен быть жестко определен механизм распределения средств. Это предполагает не только четкое разграничение расходных полномочий и ответственности между органами власти всех уровней, но и предоставление региональным и местным органам власти стабильных источников доходов. В этой связи речь идет о повышении ответственности за управление общественными финансами, контроле за их использованием на региональном и местном уровне. Представляется, что при формировании законодательной и нормативной базы по управлению бюджетами регионов и муниципальных образований необходимо изначально исходить из определения в этих документах роли и места финансового контроля.

6. Для повышения результативности работы Счетной палаты необходимо развивать законодательное обеспечение нашей деятельности. Давно назрела необходимость дальнейшего совершенствования закона о Счетной палате. Нам нужно предоставить право обращаться в суды и арбитражные суды в защиту государственных интересов в связи с выявленными финансовыми нарушениями, списывать в безакцептном порядке незаконно удерживаемые бюджетные средства со счетов федеральных органов исполнительной власти, применять административные меры пресечения экономических и финансовых правонарушений.

Для повышения ответственности государственных органов за нарушения при исполнении бюджетов и управлении государственной собственностью необходимо внести изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Настало время внести изменения в закон о Центральном банке. Пока существует коллизия законов о Счетной палате и о Центральном банке, который открыт перед иностранными аудиторскими фирмами и фактически закрыт для Счетной палаты и Федерального Собрания.

Важно принять на федеральном уровне рамочный закон в отношении контрольно-счетных органов субъектов федерации, который бы определил их статус. В регионах его ждут.

Нужно определить порядок рассмотрения предложений законодательного характера, содержащихся в наших отчетах. Также необходимо законодательно прописать процедуру представления к нам на финансовую экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на его формирование и исполнение.


14 ноября 2001 года
http://www.ach.gov.ru/psp/dv/12.php

Док. 303648
Перв. публик.: 14.11.01
Последн. ред.: 14.05.07
Число обращений: 354

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``